|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XVIII. Психология успешного поведения личности
Как понимается «успех» в психологии? Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению? Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности? Какие формы успеха существуют? Какие особенности в формировании ориентации на успех у мужчин и женщин существуют?
94. Как понимается «успех» в психологии? Исследование успеха как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Многие известные философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентрированное выражение духа всей западной цивилизации. В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривались определенные прикладные аспекты проблемы успеха. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни общества. Например, средства массовой коммуникации, обращаясь к теме психологических аспектов решения многообразных житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, что они выражаются в способностях и усилиях личности, направляемых на достижение определенного результата (материального уровня жизни). Мотивам славы и признания большое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его мнению, — форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека. Социальная ориентация на успех наиболее ярко проявилась в следующих исторических формах: агона у древних греков и в протестантской трудовой этике, получившей одно из ярких воплощений в американской трудовой культуре. Загадка «греческого чуда» объясняется ориентацией древних греков на успех и первенство в делах не только жизненной важности, но и в не обусловленных прямой необходимостью. Именно на основе становления устремления к достижению, в атмосфере соревновательности происходит высвобождение внутренних стимулов во всех видах деятельности индивида. Возникает «агональный» тип личности, ориентированный на раскрытие творческого потенциала, высокий уровень воплощения способностей, эффективность в достижениях, победу в состязаниях. Ориентация грека на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. Это можно увидеть на примере проведенного Платоном анализа стремления древнего грека к славе. Платон высоко оценивал это явление, видя в нем одну из движущих сил цивилизации. Идея «успеха» в американской культуре была сформулирована в контексте сложного духовного и психологического образования, образно названного «американская мечта». Становление этой идеи отразило противоречивый процесс возникновения и утверждения массового социально-психологичесикого типа личности. Он воплотил противоречивое слияние многообразных качеств, характеризующих личность как субъекта прежде всего экономической соревновательной деятельности, таких, как честолюбие, предприимчивость, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость ума, самостоятельность, упорство в достижении цели, практицизм и расчетливость. Такой личности свойственна традиционная жизненная ориентация на достижения, стимулирующие практические усилия и устремления, которые при этом ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным образом «человека, сделавшего самого себя». Высокая потребность в достижениях как социальная установка преломляется через индивидуальный мир личности и в представлениях о собственном «Я» выражается в высоком уровне притязаний, в системе мотивации при постановке целей. С конца 50-х гг. в социальной психологии стремление к успеху считалось чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления, в рамках которого исследовались социально-психологические механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах, был Д. Мак-Клелланд. Социально-психологические замеры и экспериментальные исследования 70—80-х гг. привели большую часть американских и западноевропейских психологов к выводу, что в массовом сознании постсовременного общества старая формула успеха «индивидуализированный успех через соревнование» заменена на новую формулу с иным содержанием — «личный успех через кооперацию». При кооперационной модели поведения, предполагающей наличие кооперационных целей, люди,, осознавая, что их успех «совместный», помогают друг другу, избегают конфликтов, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Реализуя такую модель поведения, они чувствуют себя психологически более комфортно. Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Для нормального психологического развития личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, т.е. слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. (Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания.) Направленность на успех — это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое исходя из них. Немецкие психологи В. Фридрих, А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех, является частным видом человеческой деятельности. Данный тип поведения служит средством и продуктом развития личности, отражая ее, воспроизводит и изменяет одновременно. Индивидуальное поведение, направленное на успех, определяется способностями, диспозициями к достижениям, их мотивами. Существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. Формирование поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и косвенно — через социальные институты. Сложившись под воздействием группового влияния, диспозиции к достижению успеха «перешагивают» границы групповой принадлежности. В качестве всеобщих диспозиций они входят в структуру личности и тем самым определяют выбор групп, уровень достижений которых соответствует возросшим требованиям личности. Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности личности и поэтому можно обозначить как высокогенерализованное качество личности. Конкуренция, соревнование повышают индивидуальную готовность к успеху. Кроме того, сообщество может так координировать достижения своих членов, что в итоге групповой успех оказывается выше суммы индивидуальных достижений. В общем виде можно дать следующее определение успеха. Успех — положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.
ЛИТЕРАТУРА 1.Амвриканский характер: Очерки культуры США. М, 1991. С. 191 —205. 2.Бакштановский ВИ, Согомонов ЮВ, Чурилов В.А Этика политического успеха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145. 3. Гаджиев КС. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990. С. 6— 56. 4. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—43. 5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78—145.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |