|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубежной психологии?В зарубежной психологии принято выделять относительно самостоятельные направления развития (физическое, половое, умственное, нравственное, социальное), которые в интегрированном виде дают представление о целостном развитии личности, В наши дни в западной психологии обычно выделяют четыре больших жизненных периода: пренатальный (внутриутробный), детство, отрочество и взрослость (зрелость). Каждый период делят на стадии, имеющие свои характерные особенности. Среди теорий периодизации умственного развития наиболее авторитетной остается концепция Ж. Пиаже. Согласно этой теории, развитие интеллекта происходит по мере вызревании, я различных интеллектуальных структур мозга, что обусловливает три основные стадии интеллектуального развития ребенка; сенсомоторное развитие, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. По теории А. Валона, авторитетного исследователя проблем развития личности, важен не только уровень функционирования познавательной сферы, но и взаимодействие между индивидом и окружающей егo социальной средой. По мнению многих зарубежных авторов, умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Это мнение отражено в ряде концепций, в которых внимание Сосредоточено на периодизации развития нравственного сознания личности. Так, автор одной из наиболее известных концепций, Л. Кольберг, выделяет три стадии нравственного развития: преднравственную психику, конвенциальную и постконвенциальную психику, рассматривая в целом нравственное развитие как эволюцию от эгоистических мотивов поведения к мотивам поведения, продиктованным инстанциями совести и представлениями о справедливости. Представления о периодизации развития личности связаны с теоретической ориентацией того или иного исследователя: бихевиористской, психоаналитической или гуманистической. Представители бихевиористской ориентации понимают личность как некий результат взаимодействия между индивидом и средой, зависящий от особенностей поощрений и наказаний со стороны социальной среды за поведение личности. Родоначальник психоаналитической ориентации 3. Фрейд полагал, что развитие личности совпадает с психосексуальным развитием человека, а показателями становления каждого из выделенных им этапов возрастного развития он считал освоение проявления либидо, характерного для каждого возраста (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии). В рамках социального психоанализа наибольшее распространение получила теория Э. Эриксона, где представлены этапы психосоциального развития личности и этапы ее социализации. В основу выделения этапов Эриксон положил не просто принцип возрастных границ, а свое представление о том, что критерием развития личности и ее перехода от одной стадии к другой выступает так называемая психосоциальная идентичность (тождественность), под которой он понимает итоговое, интегрирующее свойство личности. Становление каждой стадии связано с переживанием кризиса возрастного развития, в результате которого появляется новообразование, обусловленное условиями общения индивида с его социальным, окружением и его готовностью к тому или другому типу общения. Появление новообразования рассматривается Эриксоном как решение некоторого потенциального противоречия, как выбор из двух возможностей, одна из которых будет вести к прогрессу личности, а другая — к ее регрессу. Им было выделено восемь стадий развития; на первой происходит выбор между доверием и недоверием к миру; на второй происходит либо становление автономии, либо при чрезмерном внешнем контроле возникновение сомнения в себе, сопровождающееся чувством стыда; на третьей — выбор между инициативой или чувством вины; на четвертой — ориентация на работу или возникновение чувства неполноценности; на пятой — идентификация или спутанность ролей; на шестой — поиск близости с близкими или изоляция; на седьмой — чувство сохранения рода, интерес к воспитанию детей (генеративность) или стагнация межличностных отношений, ориентация лишь на себя (застой); на восьмой — достижение цельности личности или отчаяние от страха смерти и невозможности прожить жизнь заново. В русле гуманистической психологии развитие человека рассматривается в связи с его собственной природой и потребностями. Они детерминируют ход развития личности. Эта основная идея составила основу теории самоактуализации А. Маслоу. По его мнению, развитие человека происходит под влиянием удовлетворения потребностей разного уровня сложности. Для появления и развития потребностей более высокого уровня необходимо, чтобы были наиболее полно удовлетворены потребности более низкого, примитивного порядка (физиологические потребности, а также потребности в безопасности и любви), Лишь таким способом человек приходит к потребности в самоуважении и к высшей потребности — потребности в самоактуализации, которая становится источником наиболее полного развития всех личностных интенций, заложенных в человеке от природы. В подходе, предложенном К. Роджерсом, высшим уровнем развития личности также является возникновение потребности в самоактуализации. По его мнению, у человека также сильно развита потребность в самоуважении. Реализация этой потребности часто вступает в противоречие с требованиями, которые предъявляют к личности окружающие, вследствие чего человек начинает чувствовать разлад между идеальным представлением о себе и своим реальным Я, что приводит к возникновению отчуждения человека от своей подлинной сущности. По мнению К. Роджерса, личность будет гармонично развиваться лишь в том случае, если ее реальное Я будет конгруэнтно его собственным мыслям, чувствам, переживаниям и поведению, которые не надо скрывать от окружающих. К гуманистически ориентированным теориям развития личности можно отнести и широко известную на западе теорию развития личности, предложенную Ш. Бюлер и получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности; интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений Бюлер разработала собственную периодизацию развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла. Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Вторая фаза длится до 2 5 лет; в данный период происходит осознание своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера. Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости; в этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируется профессиональная деятельность и семейные отношения. На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. Таким образом, в зарубежной психологии представлены различные концепции периодов развития личности, определены критерии этапов становления личности, указаны возрастные, психологические, социально-психологические и социологические границы развития личности. ЛИТЕРАТУРА 1.АнцыферЬва ЛИ. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона//Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 212—243- 2.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С, 79-102. 3.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 100—152. 4.Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Ч. 2. С. 7—45. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |