|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности?Этнос традиционно относят к мезофакторам социализации. Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около 200) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России. За рубежом исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях уводятся уже давно. В России вплоть до 30-х гг. она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. В наши дни данная проблема вновь становится одной из самых актуальных. Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями.туры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». 1Этническая или национальная принадлежность чека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Каждый этнос мест специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п. Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Они формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств. Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне Обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев; пунктуальность как черта личности имеет высокую оценку у немцев, но мало значима для испанцев и еще меньше для жителей стран Латинской Америки. Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружилось следующее: во всех стремились воспитывать одни и те же черты, у детей одного и того же пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покорности; но в некоторых обществах шаблоны воспитания иные, мужчины и женщины ведут себя иначе. Доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными, Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей, Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (биофизические), т.е. способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные). На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами. Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу, например, когда в новой этнической группе складываются благополучные условия для саморазвития и личностного роста. На смену дискомфорту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста. Время адаптации и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др. Непосредственный контакт между двумя или более этническими или культурными группами называется аккультурацией, т.е. изменением социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентации, ролевого поведения тех людей, чья группа подвергается коллективной аккультурации. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду. Выделяют различные виды последствий межкультурных контактов (С. Бокнер, 1982); 1) геноцид — уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция — постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; У) сегрегация — курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое целое сообщество на новом значимом основании. Такая классификация межкультурных контактов объясняет и их результаты. Человек либо «отбрасывает» собственную культуру в пользу чужой («перебежчик»), либо чужую в пользу собственной («шовинист»). «Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур. Последний тип — «посредник» — синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном. Многие авторы, занимающиеся проблемами аккультурации, пришли к выводу, что действительно у индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Одним из продуктивных выборов является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, — «человеком мультикультуры». Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы — «культурные ассимиляторы». Первые «культурные ассимиляторы* были разработаны американскими психологами в начале 60-х гг. и предназначались для американцев, взаимодействующих с арабами, греками и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами. «Культурный ассимилятор» является техникой когнитивного ориентирования и состоит из описания ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и из интерпретации наблюдаемого поведения. При этом информация подбирается так, чтобы представить наиболее значимые различия между культурами. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и др. В сфере общественной психологии выделяется особый класс явлений, отличающих одну общность от другой и называемых менталитетом. Менталитет1 — это совокупность установок и предрасположений индивида иди социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом[3]. Менталитет воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние первоначально происходит в процессе усвоения родного языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления, на систему ценностей. Специфическая «теория личности» присуща каждому этносу. Она всегда имеется в национальном сознании как представление о природе и возможностях человека, о способах ее развития и др. Такие представления и образуют имплицитную концепцию личности как центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к детям и молодежи. Естественным следствием этого является наличие в менталитете каждой нации также имплицитной концепции воспитания. Именно она во многом определяет, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают.
ЛИТЕРАТУРА 1. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. С 9—14. 2. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969- С. 424. 3. ШхуратовВА Историческая психология. М., 1997. 4. СаракуевЭА^КрыськоВГ, Введение в этнопсихологию. М„ 1996. С. 69—84.
13. Какая связь между социализацией личности и природной средой? К существенным фактором социализации относят тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки, У горожан и селян складывается специфический образ жизни, определяемый разными условиями, которые создаются этими системами расселения людей. Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных, природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления социально-типических и индивидуально-неповторимых черт в поведении, общении, деятельности их жителей. Стечение объективных и субъективных факторов, воздействующих на растущую личность в городской и сельской местностях, приводит к появлению городской и сельской ментальностей, в которых оказываются по-разному выраженными и проявленными ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни»(фиксирующего широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.). По-разному функционируют в городской и сельской местностях различные образовательные институты (детский сад, школы, лицеи и т.д.), создавая неодинаковые условия для социализации школьников, для воспроизведения существующих общественных структур. До настоящего времени нет фундаментальных работ о жизненном укладе, о стандартах и нормах жизни, общения, взаимодействия, социально-психологических особенностях российских городов и сел, отражающих их специфические условия. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку и в настоящее время здесь достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины с размеренным, неторопливым, природосообразным ритмом жизни, довольно стабильным составом жителей, слабой социально-профессиональной и культурной дифференциацией, тесными родственными и соседскими связями. Все хорошо знают друг друга, поэтому каждый эпизод жизни любого селянина может стать объектом оценки со стороны окружающих. Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, и чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту. Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Однако в последние десятилетия растет влияние города на деревню, приводя к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей, По-другому складываются социализации городского подрастающего поколения. Современный город — средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни. Носителями информации являются архитектура, транспорт, реклама, отдельные люди, учреждения, организации и т.д. В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий горожанин имеет многообразные возможности для самореализации как существенной, так и внешней, которые во многом определяются спецификой социально-психологической ситуации в наших городах, связанной с особенностями состава их населения. Иные условия социализации складываются в поселках — специфических микрорайонах в старых промышленных городах или крупных новостройках. Здесь нормы жизни и общения имеют свои особенности. Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне, но одновременно отмечается жесткая обособленность каждого, так как никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми, «на равных», участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они объединяются в группы, противостоящие взрослым своего поселка, и сверстникам, не проживающим в данной местности. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям. Таким образом, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение традиционного сельского опыта и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это особый образ жизни, отсюда и специфичность в его условиях социализации. Мир, в котором живет человек, — это не только социальная среда, не только отдельные люди, группы или общество в целом, но и природно-географическая среда, которая не уступает социальной по возможности развивать личность, гуманизировать ее через создание гармоничных отношений между ней и человеком. В течение длительного времени влияние природно-географической среды не выявлялось. Однако экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, стали угрожать самому существованию человека, что заставило человечество отнестись к этой проблеме с достаточной серьезностью. Одним из ограничивающих факторов природно-географической среды является температура, Верхний предел для проживания составляет 55°С, а нижний — 6О°С. Зоной климатического комфорта считается местность с температурой 20—25°С. В разных климатических зонах имеют место и разные стереотипы поведения, оценочные суждения и особенности сознания, Установлено, что смена климатических условий влияет на межличностные отношения, психическое и физическое здоровье, быт и духовный мир людей. Групповые психические процессы (внушение, паника и др.) также могут быть результатом климатических изменений. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Специфика географической среды формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, волос, строение черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды. Развивается новая область научного знания — географическая психология, которая уже прошла этап накопления и анализа данных о взаимодействии человека с природой и теперь переходит к психологическим проблемам организации и управления системой личность — среда — общество. Задача географической психологии — выявление и изучение связи и отношений, существующих между личностью и природной средой.
ЛИТЕРАТУРА 1. Вернадский ВВ. Открытия и судьбы. М, 1993. С. 4<?3. 2.Божович ЛИ. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995 С. 173—180. 3. ДушковБА. География и психология. Подход к проблемам. М., 1987. С. 3—8. 4. Котова ИБ., Шиянов ЕЯ. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. С. 51-56. Ч.МудрикАВ- Социализация и смутное время. М., 1991. 6. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. М., 1997. С. 97—102. 7. Оюбодчиков ВИ. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. С. 177—185. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |