|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность юристовИсточники римского права План:
Список использованной литературы: 1. Гетьман-Павлова И.В. Римское частное право: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 12-19. 2. Новицкий И.Б. Римское право: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 21-44. 3. Омельченко О.А. Римское право: учебник. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: ТОН – Остожье, 2000. С.23-37. 4. Прудников М.Н. Римсоке право: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. С. 39-42. 5. Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. – 5-е изд., стер. – М.: ОСЬ, 2008. С. 20-36. 6. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. – М.: Изд-во «Спарк», 1996. С. 30-51.
Источник права – это форма внешнего выражения права. Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
1. обычное право - совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.; 2. законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами); 3. эдикты магистратов - устные объявления магистрата по конкретному вопросу; деятельность юристов.
Термин «источники римского права» употребляются не только в юридическом смысле, но и в смысле источников познания римского права:
1. Юридические памятники (например, кодификация императора Юстиниана). 2. Законы XII таблиц 3. Памятники литературы (произведения Тита Ливия, Тацита, Аммиана Марцеллина, Варрона, Феста,Сенеки и др. 4. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. Изучением надписей занимается наука эпиграфика. 5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. 6. Нумизматика (изучение монет) и мн.др.
Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права: 1. mores maiorum – обычаи предков (Око за око); 2. usus – обычная практика (обычай копить на приданое); 3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов (см. правовой статус весталок); 4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов (см. правовой статус консулов: 2 чел., на 1 год, сменяли др. др. каждый день); 5. consuetudo – обычай в императорский период. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).
Значение обычаев: – заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; – свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был: – выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; – выражать однообразную практику; – воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия.
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права. Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы: 1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ; 2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы; 3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума; 4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа. Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: -о вызове в суд, -о вершении исков, - о долговом рабстве, - о порядке манципации при сделках, - о завещании и семейных делах, - о пользовании земельным участком, - о воровстве, - о личном оскорблении, - об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой), - о порядке похорон и церемоний, - о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий. Одной из норм, содержащихся в XII таблицах является правило Талиона (суть: «Око за око, зуб – за зуб»). Виды законов: 1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Примеры подобного рода законов: - законы XII таблиц; - Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях); - Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.
2. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.
Примеры подобного рода законов: - Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство); - Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).
А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению; Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства); В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам; Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |