АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мандельшьам: советская действительность и судьба поэта

Читайте также:
  1. В скрытом порядке все: разум, холодайны и люди — отражает действительность, следуя одним и тем же шести стадиям развития.
  2. ДВИЖЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ
  3. Действительность западных скотобоен
  4. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  5. Историческая судьба марксизма.
  6. Лирика Пастернака : поэт/поэзия и современная действительность.
  7. М. Шолохов. Судьба человека
  8. Массовая советская песня 1930-х годов и песня военных лет
  9. Недействительность брака.
  10. Послевоенная советская языковая политика
  11. Постсоветская история Ислама

1891—1938

Я рождён в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадёжном году — и столетья

Окружают меня огнём.

· Родился в Варшаве. У матери-интеллигентки очень чистая речь, любовь к слову. Отец-кожевник косноязычен, самоучка, много философских терминов. В 3 года его привозят в Павловск, в 6 — в Питер. Ощущение от Питера — священное и праздничное. Сквозная тема творчества. Учился в хорошей гимназии, учитель словесности В.В. Гиппиус — большое влияние.

· Одноклассник Борис Синани знакомит его с «миром Эрфуртской программы, коммунистических манифестов и аграрных споров» во время первой революции. Увлёкся народничесо-эсерскими идеями, в 1907 выступал на митинге, в 1918 сотрудничал с Ахматовой в эсеровской газете «Воля народа». Повлияло на мировосприятие.

· Родители отправляют его за границу, чтобы не ввязывался в политику. 2 года ездит по Европе. Проявляет свои основные художественные тенденции. Отправлял стихи Вяч. Иванову. В 1910 опубликован в «Аполлоне», дебют. В стихах уже проявляется его дистанцированный взгляд на собственные переживания, позже на реалии, религию и политику.

· В 1911 крестился в методической кирхе г. Выборг (протестантизм). Почему — неясно. Тогда же поступает на истор-филол СПбГУ, числится там до 1917, но диплома не получает. Творит. Ходит на цыпочках, напоминает задорного петуха. Стихи читал, как в аполлиническом сне. Сближается с «Академией стиха» (Иванов, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Зенкевич, Нарбут, Кузмин). Потом они оторвались в «Цех поэтов», М. пишет манифест «Утро акмеизма», но опубликован только в 1919. «строить — значит, бороться с пустотой, гипнотизировать пространство». Ценит Средневековье, готику.

· 1913 — первый сборник «Камень», на свои средства. Открыл дверь в поэзию для всех явлений жизни, живущих во времени, а не только для вечного. Вытравил в себе романтика. Вещи, время, эпоха — гармония. Все в экстазе.

· 1914 начало войны — крушение гармонии, лёгкое патриотическое воодушевление. Рвался на фронт, но не воевал.

· 1915 — второй «Камень», втрое больше, тоже на свои средства. Рассудочность, идеи, язык, война, бытовая конкретика. В 15-16 встречается с Цветаевой, она ему дофига напосвящала. С Ахматовой тоже всегда дружил. Много влюблялся с выходом в стихи.

· На революции стихов мало, но очень ёмкие и глубинные. Ассоциации с французской революцией, с Россией сто лет назад, с гибнущим Иерусалимом. Современный город погибает за тот же грех, что и древний — национальный мессианизм, срывающийся в небытие. Уходящий державный мир — слишком густо сакрализованная государственность, ужас, торжественность, жалость. 1918 «Сумерки свободы» — очень символичное ст. Переходное состояние, народ восходит в глухие годы, личная готовность быть жертвой. «Я к смерти готов». Верность русской беде. Но везде искал и находил гармонию.

· После революции скитался по Крыму и Кавказу, в Киеве в 21 встретил жену, очень любил. Она поехала с ним в ссылку в 34, а в 38 его уже забрали одного. Она жила только чтобы сохранить память о нём, стихи твердила наизусть, боясь записывать.

· Революция оторвала его от корня. До 33г. у него уже не было собственной квартиры, а то и вообще угла. Харьков, Киев, Севастополь, Феодосия, Коктебель (друзья спасают от врангелевской контрразведки), Батуми (грузинские поэты спасают из-под ареста), Тбилиси. В 1920м возвращается в Питер, но там под обложкой старых афиш с его именем пустота, голод, расстрелы, разгром. Для М. — похороны Петербурга. Смерть Гумилёва превратила его в город мёртвых. Пытается стихами удержать от разрушения ещё недавно целый мир. Человечество, отказавшись от дара жизни, идёт в небытие. Эсхатологические мотивы. Остатки гармонии в «земле».

· В 21 в Киев, с женой в Москву, потом опять в Грузию, где всё клёво, все пьяные и счастливые. Новороссийск, Ростов, Харьков, Москва. Ни ха что в Питер. Пытается писать статьи, эссе, рецензии, очерки, переводы, публиковал в периодике. «Слово и культура», «Пшеница человеческая», «Гуманизм и современность» — показать пустоту, историческую неоправданность, тупиковость всех предстоящих попыток обновить кровавый пафос государственного величия и утвердить достоинство и свободу человека. Идеал — свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где всё целесообразно, индивидуально, и каждая часть аукается с громадой». Сборник «Последние стихи», от руки 5 экземпляров, самиздат.

· 1922 сборник Tristia, составлена без него против его воли безгрмаотными людьми. Всем понравилось.

· 1923 ещё две книги — «Вторая книга» и новый «Камень».

· с 1925 по 1930 молчание, но до того «Век» и «1 января 1924 года» — самые крутые, итожащие этап жизни. Необратимость произошедшего, метафора век-зверь, перешибленный хребет, хлещет кровь, с бессмысленной улыбкой глядит на следы своих же лап.

В ком беспомощная улыбка человека,

который потерял себя.

Какая боль — искать потерянное слово,

Больные веки поднимать

И с известью в крови для племени чужого

Ночные травы собирать.

· 25-30 проза. Авто- и петербургографическая книга «Шум времени». В 1928 последний сборник «Стихотворения», содействие Бухарина, жёсткая цензура. В критике не могут его опускать, поэтому зовут насквозь буржуазным поэтом. Пастернак тащится. Сборник статей «О поэзии», повесть «Египетская марка» — Питер в эпоху керенщины. «Четвёртая проза» — до 71 года в списках, исповедь, памфлет, открытое письмо. Диагноз нравственной деградации эпохи, начисто лишённой категории доброты, порядочности и чести. Сюжетная основа — скандал в редакции Московского Комсомольца.

· в 1930 Бухарин помог выбраться на Кавказ, в Армению, потом в Тифлис. «Полуповесть «Путешествие в Армению»», продолжает писать стихи, ощущение подъёма. Европейская культура родилась в средиземноморье — история и поэзия, которой он жил. Много прекрасно пишет о европе, естествознании, филологии (и это почему-то всех злит). Ощущение непреходящей значимости слова.

· В Ленинград. Не было жилья, скоро в Москву. Там мыкались порознь с женой. «Волчий цикл». Обречённость и ожесточённое чувство свободы. «Поэзию уважают только у нас — за неё убивают». Слово должно стать делом, поэзия — поступком. Стихи потоком, единение с миром, с людьми.

· в 1933 в Крым на выхлопотанные Бухариным деньги, сблизился с Белым, получил нищенскую квартиру. В Москве была квартира, но не было друзей, зато в Питере все сбегались, стоит нос показать.

· 1934 арест, антисталинские стихи. Обыск, искали стихи. Нашли «Волка», он всё признал, ссылка в Чердынь на три года. Осенью попытка самоубийства, разрешение выбрать город для жительства кроме 12 крупнейших, выбрал Воронеж. Сталин проявил мягкость, позвонил Пастернаку: «Он мастер? — Да не в этом дело!» Непонятно, почему не заступился. «Изолировать, но сохранить».

· с весны 1935 «Воронежские стихи». Простор, широта, глубокое дыхание. Делает героическое усили и вновь принимает действительность. «Ода», «Стансы» считаются просталинскими. Поэтическая система М. предполагает обязательную каталогизацию мира в каждый период, и Сталин тоже был освоен. Жить было трудно, но урывал время для лит. труда — постановка на радио, лит. консультации в театре, журнал «Подъём».

· С 1936 проблемы, больше не платят, знакомые отворачиваются. Тяжело болен. Врачи не умели или не хотели диагностировать. Продолжал работать, сжигал себя. 2 голоса в стихах — один нашёл в себе силы опереться на землю, запечатлеть свободное дыхание природы, другой — пленник, в размолвке с миров, с волей. Загадочные «Стихи о неизвестном солдате».

· весной 1937 заканчивается ссылка, едут в Москву. Все люди поруганные. Нет перспектив на работу, из-за судимости не может прописаться в квартире. Милиция дала отлежаться и предложила уехать. Скитания. Литфондовые путёвки в дом отдыха под Москвой. весной 1938 снова арестован за контрреволюционную деятельность, умер в пересыльном лагере под Владивостоком.

 

28.Художник и власть в лирике О. Мандельштама.

Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта.

Его напряженные поиски духовных оснований творческого бытия отразили метания от "платонических" религиозных стремлений к "детскому увлечению марксистской догмой", движение через "очистительный огонь Ибсена" — к Л. Н. Тол- стому, Г. Гауптману, К. Гамсуну. Он переживает увлечение "музыкой жизни" Ш. Бодлера и П. Верлена, ему кажется близкой философия А. Бергсона, его завораживает "мистический рационализм" католической религии.

Человек преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано мне тело...”). Человек — мгновенное существо “в темнице мира”, но его дыхание ложится “на стекла вечности” и вычеркнуть запечатлевшийся узор уже никакими силами невозможно. Истолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Эту аксиому как нельзя лучше подтвердила судьба самого Мандельштама. Его имя пытались вытравить из русской литературы и из истории, но это оказалось абсолютно невозможным.
"Silentium" — это не отказ от творчества, а размышление о его природе.Тревога за судьбу человека питает стихи раннего Мандельштама. Гармоничный мир природы сталкивается с "тяжелым" миром реальности, овеществленной материи. Устранить это противостояние призвана культура, снимающая известное противоречие между духовной субстанцией и материальным миром..Чуткий к движению времени, Мандельштам не остался равнодушным к происшедшим революционным событиям. По словам А. А. Ахматовой, "душа его была полна тем, что свершилось". В его поэзию властно входит тема государства, и драматически сложные отношения творческой личности и власти определяют пафос послереволюционного творчества поэта. Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка — рецензий, переводов, отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920??-х годов исполнено трагических предчувствий. Вышедший в 1928 г. сборник "Стихотворения" был последним, увидевшим свет при жизни автора.В мае 1934 г. Мандельштам, был арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), — духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. В мае 1938 г. он был вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь.

Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл творчества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)