АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОЧНИКИ ВОСПИТАНИЯ

Читайте также:
  1. Ca, P, в питании человека их роль и источники.
  2. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  3. II. Внедоговорные источники трудового права.
  4. II. Учебники, учебные пособия, монографии, статьи в журналах, Интернет-источники
  5. V. Судебная практика и источники трудового права.
  6. а) Нормативно – правовые источники
  7. Акты органов международных организаций - источники международного права
  8. Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания
  9. АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  10. Аннотация дисциплины «Источники питания для сварки»
  11. Анонимные источники подрывают авторитет СМИ
  12. Антропогенные источники поступления в ОС.

Источник - то, из чего черпается, берется что-то. Иногда источником именуют то, что естествен но выходит на поверхность земли, что вытекает из недр. Говоря о воспитании как введении ребенка в куль­туру, необходимо поставить вопрос о том, откуда черпают­ся достижения культуры, постигаемые детьми в этом про­цессе вхождения, что играет роль естественного источни­ка для воспитательного процесса,

Ответ на такой вопрос найти нетрудно: аккумулируют достижения культуры на протяжении тысячелетий такие социальные феномены, как наука, искусство, мораль, персоналии, материально-предметные ценности.

Аккумуляторы культуры, накапливая, оберегая, сохра­няя и утверждая, передают достижения культуры последу­ющим поколениям и служат для педагогов, занятых делом взращивания молодого поколения, богатыми неисчерпае­мыми источниками воспитательного процесса.

Наука аккумулирует человеческий опыт и культурные достижения в виде понятий, абстрагирующих конкрет­ные свершения, фиксирующих открытия и творческие дея­ния человечества в виде слов, формул, знаков, законов, тех­нических решений.

Обращаясь к науке, человек может возвыситься до уровня своего времени, а значит, жить на уровне общече­ловеческой культуры той эпохи, в которой ему довелось родиться. Поэтому так велика озабоченность людей систе­мой научного образования в обществе. Постигая науку, че­ловек взбирается на гребень культуры. На высотах научно­го видения мира, следовательно, объективного, он обре­тает большую свободу.

Педагог в работе с детьми вынужден апеллировать к материалу научному, чтобы вместе с детьми осмыслить и постичь закономерности жизни. Разумеется, система обу-

чения выполняет основное свое назначение - ввести ребен­ка в научное понимание мира. Но педагогу-воспитателю чрезвычайно важно обратиться к антропологическим на­укам, чтобы осмысливать с детьми сложности жизни. И, в первую очередь, чтобы осмысливать категории наивысших ценностей жизни, ценностные связи и причинно-следствен­ные явления.

Мораль отражает достижения культуры в виде нор­мативных правил, принципов, предписаний, запретов, рекомендаций определенного взаимоотношения между людьми и к Человеку.

Нормы морали складывались уже в первобытном об­ществе, оформляясь в виде жестких запретов - табу. Таких табу было немного, они неукоснительно выполнялись: зап­рет на количество проживаемых лет, запрет на пищу вож­дя, на отношения с женщинами других племен и другие. Позже развивающееся сознание человека выработало це­лую систему правил и принципов взаимоотношений между людьми. В античное время началась попытка теоретичес­кого осмысления складывающихся в повседневности об­щепринятых норм. Аристотель создает «Этику», тем самым определив будущее название науки о моральных и нрав­ственных явлениях.

Нельзя удержаться, чтобы не подчеркнуть: моральные нормы родились и практиковались задолго до появления христианских проповедей. Неловко и стыдно слышать се­годня, как детям рассказывают, будто некий Христос (ко­торый из бродящих проповедников? Их же было несколь­ко!) провозгласил основы морали для человечества.

Обращение к морали дает возможность педагогу не только разговаривать о нормах поведения и осмысливать их значимость для жизни, но и устраивать действительную жизнь по данным нормам. Если принимается как норма ува­жение к старшим, то:

- с учителем не разговаривают сидя;

- речь учителя не перебивают;

- в дверях пропускают любого старшего по возрасту;

- приветствие произносят первым при встречесо взрослым;

- по необходимости оказывают немедленную помощь старшему...

Если принимается моральная неприкосновенность лич­ностного пространства,то:

- не касаются предметов на столе учителя и столе то­варища;

- не берут без позволения ни одной вещи;

- не заглядывают в сумку другого;

- не присваивают потерянную кем-то вещь или обро­ненный предмет;

- не примеряют вещи, принадлежащие другому... Если дети согласились, что внимание и заботу следует направлять особенно в адрес малых и слабых, то:

- станут оказывать помощь в гардеробе малышам;

- будут уступчивы на переменах в узких коридорах;

- помогут придержать дверь при входе в школу;

- придут спросить, не нужна ли помощь в оборудова­нии класса;

- станут рядом, когда вдруг повздорили мальчики, пре­дотвращая драку...

Широкий разворот моральных норм позволяет педаго­гу выстраивать культурные традиции школьной жизни, они оснастят детей привычками морального плана, станут опо­рой нравственности.

Искусство, представляет ценности, открытые куль­турой, в виде художественного образа и утверж­дает их. Безупречен, чист и богат источник классического искусства, прошедшего испытания временем, которое бес­пощадно к моде, конъюнктуре, идеологическим спекуля­циям. Вечность таких произведений обусловлена вечными проблемами человеческой жизни, которые ставят и реша­ют классики. К художественному достоянию великих мож­но обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняш­ней жизни и своей индивидуальной жизни. Но относиться к нему как к средству, не превращая художника в идола.

«Пять минут с поэтом» - лаконичная изящная форма групповой работы с детьми; экспонируется диапозитив. предъявляется текст, прочитывается строка, рассматрива­ется фотография, слушается музыка. Встреча с отношени­ем, облаченным в художественный образ. Вот философи­ческая лира гениального поэта Гете:

Нет никого под солнцем Ничтожней вас, богов! Дыханием молитв И дымом жертвоприношений Вы кормите свое Убогое величье, И вы погибли б все, не будь на свете Глупцов, питающих надежды, -Доверчивых детей И нищих.

Мне - чтить тебя?3а что?

Рассеял ты когда-нибудь печаль

Скорбящего?

Отер ли ты когда-нибудь слезу

В глазах страдальца?..

(из «Прометея»)

Дети1 расположились полукругом. Музыкальный фон. Затем два слова об Иоганне Вольфганге Гете. О замысле поэмы «Прометей». И далее - текст. Восприятие на слух. Открывается доска - текст можно читать медленно и вду­мываясь.

Искусство - это общение человека с другим человеком, поэта с людьми. Педагог вывел детей на общение с Дру­гим. Поэтому обсуждается впечатление, оценка состояния, мера принятия идеи поэта, основание, позволяющее поэту бросать свое презрение в адрес придуманных богов. Здесь нет места спорам - здесь размышления.

' Говоря «дети», мы имеем в виду всех школьников как наших детей, исключая возрастную классификацию детства.

Персоналии выдающихся представителей своего времени иллюстрируют фактами личной жизни и твор­ческой деятельности избранные ценностные предпоч­тения эпохи. Материал персоналий не обязательно отыс­кивается в историческом прошлом. Выдающиеся личности те, кто достигает определенных высот в какой-либо облас­ти жизни, в своих суждениях, поступках, оценках ярко пред­ставляют нам картинку ценностного отношения, а своей конкретностью утверждают реальность данного ценно­стного отношения.

Рассказывает актриса А.Фрейндлих о том, как в голод­ные военные времена бабушка строго делила хлеб на час­ти и кормила семью по часам, не отступая ни на шаг от рас­порядка, и как томились голодные дети, глядя на стрелку часов и ожидая корм. И далее актриса говорит, что, не будь такой жесткой дисциплины, они бы не выжили и что многие в те годы умирали именно потому, что разом съедали все запасы и отдавали себя во власть голодной смерти. Если педагогу не хватает аргумента в пользу дисциплины или нужен образ явления самодисциплины и воли, то лучшей иллюстрации, право же, трудно отыскать.

Или - живущий поныне военный летчик Иван Евграфович Федоров... Приведем только список его успехов, когда он:

- сбил 134 вражеских самолета противника;

- произвел 6 таранов;

- посадил на поле аэропорта 2 вражеских самолета;

- ни разу не был сбит;

- не потерял ни одного ведомого;

- первым поднял в небо реактивный самолет;

- первым летал с ламинарным крылом;

- первым достиг 1 тыс км\час;

- первым сумел покинуть реактивный самолет;

- первым сумел преодолеть звуковой барьер;

- первым проделал все фигуры высшего пилотажа на реактивном самолете;

- освоил 297 типов самолетов...

Ему в знак преклонения перед его высочайшим талан­том было подарено 6 самолетов (один - Гитлером)... Ле­генда-человек.

Если педагог хочет говорить с детьми о жизненных ус­пехах и подвигах, то живой пример перед нами, куда более яркий, чем полуголые попрыгунчики на эстраде, мяукающие о плотских проблемах.

Там, где нет идеалов, появляются кумиры. Коррумпи­рованные каналы общественных коммуникаций возносят ввысь кумиров мира бизнеса. И дети принимают то, что им навязывается. Но не стоит бороться с прессингом такого рода, лучше действовать методом «вытеснения», предла­гая детям образы людей преудивительных и красивых, ус­пешных и духовно богатых, живущих в реальном мире и дей­ствительно предъявляющих миру своим примером высоты человеческого облика.

Материальный предметно-вещный мир прячет следы новых оттаивающихся в развитии цивилизации ценностных отношений и новых ценнос­тей. Цивилизация - материализованная форма отно­шения к жизни. Появление часов на руке человека зна­меновало уважение Времени. Личное полотенце по­является, когда рождается уважение автономии лич­ности. Выращиваться цветы начинают тогда, когда кра­сота предстала перед человеком как ценность. А сер­вировка стола свидетельствует о том, что насыщение преобразуется в общение.

Очень полезны для детей такого рода открытия. Назо­вем их так: «О чем повествуют вещи». И поможем детям распредметить предметы. Как только это происходит - перед нами дети иного поведения: они не рушат, не царапают, не пачкают, не ломают не потому, что «нельзя», а потому, что не хотят, видя отношение за предметной оболочкой. А ког­да они всё-таки это делают, то лишь потому, что они - дети, что не сумели, не утерпели, не подумали, не сдержались.

Указывая на аккумуляторы культуры как на источни­ки воспитания, необходимо уточнить положение их в вос-

питательной системе. Они играют роль жизненной констан­ты ребенка, постоянное присутствие которой и обеспечи­вает возможность наполнить ценностным содержанием организованную жизнедеятельность. Наука, мораль, искус­ство, ценности материальные, персоналии - все это впле­тено в реальное действительное существование ребенка, так что он вне этого и без этого не способен представить свою жизнь. Подчеркнем: не потому, что науку и искусство, скажем, ценить принято, а потому, что в них и благодаря им ребенок совершает свободный выбор в жизненных обсто­ятельствах. Достижения общечеловеческой культуры впле­таются в повседневность воспитанника - только тогда они способны исполнить роль фактора воспитания (как мыло, обязательный предмет ежедневного существования; как столовые приборы каждодневного употребления; как кни­га с ее постоянным присутствием рядом с человеком).

Сегодня открылись богатейшие возможности фольлора как источника воспитания. Рассказывает педагог Н.Диева1:

- Русское народное творчество - это своеобразная эн­циклопедия духовной жизни русского народа. Произведе­ния русского фольклора являются неоценимым источни­ком развития в детях чувства прекрасного, недаром устное поэтическое искусство нашего народа оказало большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (Репин, Васнецов...) исполь­зовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок.

С чего мы начинали? С классных семейных праздни­ков. Назвали мы их «Днями именинников». Программу со­ставляли совместно с родителями. Постепенно эти празд­ники стали традиционными. Надолго остался в памяти пер­вый наш праздник, который дал толчок всем последующим. Назывался он - «Карельские посиделки». Подготовка к это­му празднику показала, что материал заинтересовал детей,

'Диева Н., педагог Карельской школы с. Шуя.

от них исходил живой отклик на в происходящее. Класс был оформлен под горницу и - что очень ценно - помогли в этом родители. Были принесены прялки, старинная посуда, по­лотенца, расшитые бабушками. Надо было видеть глаза детей, когда они все эти вещи увидели в так называемой «горнице»! К празднику под руководством музыкального руководителя Галины Ивановны Балеховой ребята разучи­ли народные песни, хороводы, частушки. Звучали посло­вицы, загадки. В разгар веселья раздался стук в дверь -приехала важная гостья (роль эту исполняла сотрудница краеведческого музея) с большим коробом. Она провела викторину «Что это за вещь?» - показала старинное изде­лие, дети отгадывали название и применение. Ас каким во­сторгом были исполнены карельские игры: «Веркко да калат», «Кук кот». Посиделки закончились чаепитием с блина­ми, угощением, которое дети приготовили вместе с мама­ми дома. Делились своими кулинарными секретами. Вот вам и минутки общения. И еще чаепития хороши тем, что где, как не здесь, учить культуре и воспитанности.

Когда в школе был объявлен конкурс художественной самодеятельности, весь класс дружно взялся задело - ре­шили показать «Русские потешки». Программа понравилась всем, кто присутствовал на конкурсе, и в дальнейшем мы не раз исполняли отрывок из программы «Вечерки» на раз­личных мероприятиях школы (в День учителя, в День встре­чи выпускников школы). И опять же нужно было видеть де­тей, их настроение, готовность сделать людям приятное.

Следующий праздник был посвящен первому выходу скота в поле и назывался он «Праздник пастушков». Дети познакомились с народными традициями, обычаями, за­говорами. Присутствовали на празднике родители, гости. И как обычно в заключение - совместное чаепитие и обще­ние.

Они наполняют души радостью творческой подготов­ки к ним, предвкушением необычайности, в них просыпа­ется дух творчества. В старину эти праздники изначально были связаны с трудом, надеждой людей на лучшее. Ши­роко открываются в это время и детские души. В них про­буждается степенность и неторопливость, чувство досто­инства и раскованности, так свойственные нашим предкам.

А чего стоят необычные для современного слуха обраще­ния: «Судари», "сударыни», «милости просим».

Дети стали проявлять живой интерес к окружающему миру, они увидели и почувствовали, что и до них жили ве­ликие и малые народы, искавшие ответ на извечный воп­рос: «В чем суть жизни?» Ребята стали мягче, спокойнее, добрее, внимательнее к людям, друг кдругу.

Аккумуляторы культуры, фиксируя эволюцию отноше­ний к миру в морали, искусстве, персоналиях, науке и пред­метах материальных, позволяют за счет зафиксированной формы (понятия, художественного образа, факта жизни отдельного человека, правила или оценки, а также осязае­мого предмета) сохранить навечно изменившееся отноше­ние к какому-то объекту мира. Например, художественный образ человека в произведениях эпохи Возрождения бла­годаря фиксируемой художественной форме помогал че­ловечеству восходить к признанию человека наивысшей ценностью жизни, а подвиги героев, умиравших за отече­ство, свидетельствовали о признании родины как ценнос­ти и утверждали ценностным отношением патриотизм.

Использовать аккумуляторы культуры как источники воспитания становится возможным именно благодаря за­фиксированности формы отношения. Фиксированое отно­шение служит наглядной иллюстрацией выраженного кем-то отношения (этот автор выступает как выразитель суще­ствующего в обществе отношения), а ознакомление с дан­ной формой высказанного отношения становится ознакомлением с самим отношением: оно есть, оно суще­ствует, оно может пленять, удивлять, отвращать, его налич­ности нельзя отвергать, коль оно, это проявленное отно­шение, перед тобою, и ты его воспринимаешь как реаль­ность.

Источники культуры предлагают педагогу богатство воспитательных средств, он может черпать из этих источ­ников безбоязненно и потому, что источники неиссякаемы, что время проверяет и отсеивает многослойный и беспре­дельный опыт человеческой жизни, закрепляя и сохраняя

для передачи и воспроизведения высокие достижения, спо­собствующие расцвету и сохранению жизни человека.

Для ребенка средство, заимствованное педагогом из источников культуры, становится иллюстрацией одного из возможных отношений (например, альтруизм Альберта Швейцера, преданность стойкого оловянного солдатика в сказке Андерсена, красота поведения в предписаниях эти­кета, забота о самочувствии, скрытая в очках). Разумеется, педагогу позволительно обратиться к разворачивающим­ся и оформляющимся в искусстве науке, морали, фактах жизни популярных людей и в сотворенных современным производством продуктах скрытым или явно открытым от­ношениям (например, песню, случай на улице, идею учено­го, модную вещь, новую манеру поведения). Критерием для рассмотрения и вынесения суждений будет одно: содей­ствие жизни человека и ее развития.

Обращение педагога ко всей системе источников куль­туры имеет своим следствием вовсе не замечаемое ни практикой, ни теорией явление профессионального плана - легкость, изящество, ненатуженность работы педагога с детьми, когда всё, что он ни делает, кажется естественным, само собой разумеющимся, не требующим никаких особен­ных усилий.

Рассказывает О.А. Соколова:

-... «Однажды на уроке письма, я рассказывала детям о красоте русских букв, показывала образцы изящного письма. И разговор вылился сам собой на очень важную тему - человеческие руки. Рука музыканта, рука врача, рука плотника, рука ученика. Дети сами вывели меня на тему «золотые руки». И победой этого урока был детский вывод:

- совершенствование человеческой руки - долгий и трудный процесс, но при желании и ученик первого класса может «рождать» своим пером прекрасные образцы рус­ской графики. Вот так! И тут же вопросы, вопросы:

- Ольга Анатольевна! А правда, что человек произо­шел от обезьяны? Кто был нашим предком?

- Дети! Я знаю точно только одно! Человек стал чело­веком только тогда, когда увидел глубину синего неба, мер-

цание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пас­мурный осенний день, нежный стебелек и голубой коло­кольчик подснежника. Он увидел и изумился, и начал со­здавать новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении пе­ред красотой, и в ваших сердцах тоже расцветет красота.

Дети задумались. После этого урока мы впервые от­правились в путешествие - в яблоневый сад. Туда мы хо­дили во все времена года - осенью, зимой, весной'.

Источники культуры позволяют говорить с детьми как бы от имени человечества, напрягающего свою волю и мысль в отыскании лучшей жизни и определении достой­ных способов счастливой жизни. Педагогический замысел спрятан, его не видно, он не выявляется для детей, им ник­то не говорит, что их воспитывают, чтобы они были воспи­танными, но всегда говорят, что культура нашла опреде­ленные способы жизни, что она проверила некоторые об­разы жизни, изучила разнообразные варианты отношений и открыла жесткие законы достойной человека жизни. И сам педагог как будто прислушивается и приглядывается к от­крытиям человечества, раздумывает, выбирает и заново для себя решает, как жить в этом мире, чтобы стать человеком и всегда оставаться человеком.

Такие усилия увлекают, вызывают уважение, и дети идут за педагогом и вместе с педагогом, а некоторые - впереди педагога.

' Соколова Ольга Анатольева, учитель школы № 712 г. Моск­вы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)