|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯПроизведенные философические усилия, поды мающие педагога над предметностью мира, вынуждают педагога сделать второй философический шаг - очертить нормативное содержание воспитания. От этого шага многое зависит в организации профессиональной деятельности педагога: будет ли она целенаправленной или уподобится сизифову труду; будет ли она упорядоченной и оптимальной; будет ли плодотворной или же останется безрезультативной; наконец, будет ли работа педагога иметь хоть какой-то ограниченный объем или же навсегда останется необъёмной. Признаки неврастении и психопатии, свойственные школьным педагогам в разной мере, являются симптомами разрушительного влияния безразмерного, неочерченного, безграничного профессионального труда, на который обречен не одно десятилетие российский педагог. На него возлагаются непомерные обязанности, и при этом воспеваются его самоотверженность и жертвенность. Человека закладывают в качестве жертвы во имя интересов общества, и никому не кажется такая безнравственность чудовищной по причине её привычности. «Сердце отдаю детям» - поэтическая вуаль жертвенности, прикрывающая отсутствие профессионального решения. Очертить содержание воспитания можно, если из всего многообразия отношений к миру, столь важных для жизни человека, вычленить основное, без чего нет и не может развиваться жизнь как таковая, и на том уровне, которого она достигла за исторический период. Такое вычленение производится путем широкого обобщения значимых явлений для жизни человека. Обобщение человек производит издревна. Уже сказав слово «человек», люди произвели такое обобщение, создав широчайшее понятие, включающее в себя всё человечество на земле и представителя этого человечества, в корне отличного от всех животных на земле. Обобщая явления, значимые для жизни, философская мысль выделила ценности как абстрагированный образ обобщенных явлений, значимых для жизни, достойной Человека. Ценность - то, что отвечает принципиальному предназначению человека быть «homo sapiens», быть «homo moralis», быть «homo faber». В историческом развитии культуры шел поиск общезначимого, непреходящего, нетленного для достойной жизни достойного человека. Бесчисленность важных для жизни объектов вынуждала производить обобщения этой бесчисленности и выдвигать в качестве ценностей абстрактные понятия, суммирующие значимые объекты. Чем выше мера обобщения, тем выше ценность. Чем ниже мера обобщения, тем ниже ценность, по значимости, ибо число входящих в ее содержание объектов жизни меньше, а значит, и меньше влияние на ход жизни человека. Вершиной столь своеобразной пирамиды ценностей стал человек, вмещающий в себя весь мир, созидающий свой собственный социальный мир, построенный на принципиально отличных от природой данных основаниях. Наипервейшие и наиобщие условия его бытия в этом мире - природа, жизнь, общество. Нет человека, если загублена природа, дом человечества. Нет человека вне общества, предоставляющего ему возможность подняться над уровнем животного и обрести свою человеческую сущность. Но нет человека, если будет уничтожаться жизнь на земле. «Природа», «жизнь», «общество» - наивысшие ценности второго порядка. Как только мы ставим вопрос, какова есть жизнь, достойная человека, мы выявляем три основания такой жизни: добро, истина и красота. Как только мы обращаемся к характеристикам общества, достойного человека как наивысшей ценности, перед нами разворачиваются ценностные качества, такие, как свобода, равенство, братство, совесть, счастье, справедливость. Эти ценности не провоз- глашались неведомым сверхъестественным существом, они порождение человеческого разума, плод длительного философского раздумья человечества над жизнью, результат анализа действительности. Созидателем достойной жизни является человек, и только благодаря его напряженной физической и духовной работе происходит совершенствование жизни и общества. Познание, труд, общение как деятельность человека лежат в основаниях достойной жизни. Они тоже представляют собою наивысшие ценности, разрушение которых разрушает и жизнь. Содержанием воспитания не может выступать вся бесконечность отношений к беспредельному миру. К тому же отношения индивидуальны, вариативны, динамичны, специфичны для возраста, пола, социальной принадлежности субъекта, окрашены особенностями социально-исторической и природной ситуации. Следовательно, содержанием воспитания должны стать избирательные отношения, те, которые обладают свойством оставаться, при всех переворотах и социальных катаклизмах, общими основаниями достойной жизни достойного человека. Отношения к ценностям занимают место содержания воспитания именно потому, что они таким свойством обладают. Круг воспитательного пространства сужается благодаря определению содержания воспитания. Но теперь мы попадаем в противоречие: с одной стороны, отношение как содержание воспитания раздвинуло рамки воспитания до широчайших рамок жизни и пространство профессиональной работы педагога предстало перед нами как пространство жизнедеятельности детей и педагога; с другой стороны, обращение к наивысшим ценностям позволило, казалось бы, сузить это пространство до числа выделенных наивысших ценностей. Именно апелляция к наивысшим ценностям, отношение к которым включает в себя все отношения к миру, поглощает в себя всю огромную сумму пестрых частных отношений к объектам жизни, позволяет разрешить это про- тиворечие. Воспитание предстает перед нами как широчайшего поля процесс, но воспитание есть процесс вполне определенного, точно обозначенного содержания. А следовательно, педагог обретает определенность своей профессиональной работы: он знает, что именно обязан совершить как профессиональное лицо. Профессиональная роль его тоже подверглась, с одной стороны, расширению, так как воспитание поглотило обучение и образование, эти процессы стали средством воспитания, а с другой стороны, роль уточнилась, оформилась и рамки её очертились ясно, также, как выяснилось и содержательное определение воспитательного процесса. Воспитание- это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальны и вариант собственной жизни в границах достойной жизни. При таком понимании и такой организации дела гуманистический характер воспитания становится естественной сущностной чертой воспитания, которое, ориентированное на признание человека наивысшей ценностью жизни, и не может стать иным. А педагог в таком случае работает с детьми в гуманистической парадигме не потому, что прибегает к гуманистической методике, ему предначертанной, а потому, что содержание, которое наполняет совместную его деятельность с детьми, гуманистично: и для детей, и для педагога человек выступает целью, а всё остальное - средством. Методика работы с детьми тоже гуманизируется, но не по приказу сверху (гуманизировать процесс воспитания!), а в качестве неотвратимого следствия избранного содержания. Кардинальный вопрос содержания воспитания преобразует весь воспитательный процесс и становится основополагающим в решении всей совокупности педагогических, то есть связанных с профессионально организованным формированием личности, вопросов: методов, средств, форм, приемов и самой воспитательной системы. Как только обрисовалось содержание воспитания, так появилась возможность создать программу воспитания. Программа - содержание деятельности по достижению цели, сформулированное и распределенное во времени. Такую программу имеет любой профессионал, ее составляет даже домохозяйка, выдвинувшая цель отремонтировать или прибрать квартиру. Предметный мир не сразу и не разом и не в едином акте раскрывает свою социально- и личностно-значимую сущность. Ценности наивысшего порядка открываются для подрастающего ребенка медленно, с его переходом от одного возрастного периода к другому. И, хотя вступив в хаос социальных отношений, ребенок вроде бы мог усвоить всю их совокупность, разворачивающуюся вокруг него, но в действительности он не способен на такое моментальное овладение достижениями культуры, стесненный возрастными ограничениями. Воспитание должно учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что подрастающая личность, с младенчества окруженная многообразием явлений и отношений, знакома с некоторой совокупностью ценностей. Спектр меры этого ознакомления очень широк: от непонимания до любви и презрения. К тому же, как правило, уровень ознакомления не вышежитейско-обыденного. Поэтому педагог выстраивает программным образом адекватное возрасту и уровню развития влияние, раскрывая мир культуры и практически приобщая к культурным достижениям. Задачи-доминанты располагаются по возрастам следующим образом. Последний год школьной жизни («Выпускник») посвящается интенсивному осмыслению жизненной позиции личностного «Я» школьника к жизни как таковой. Ценностное отношение к своему уникальному, индивидуальному, отличному от других, миру сопрягается с ценностным отношением к собственной жизни как продукту собственной творческой деятельности. Основная идея этого года работы педагога со школьниками - «Человек -субъект и стратег жизни». Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. Бесспорно, решения могут быть не найденными. Тут главное, чтобы выпускник знал о них, готовился к встрече с ними в индивидуальном самостоятельном жизненном пути и чтобы выбор, сделанный сейчас, реализовывал в своем поведении и действиях сейчас, а для этого обозначенные проблемы жизни должны расширяться серией вопросов текущей жизни. Например, если выдвинута для осмысления проблема жизненной позиции, то непременно рассматриваются, обсуждаются, оцениваются в применении к своей жизни такие вопросы, как «позиция «иметь» - позиция «быть» - позиция «творить» и полярно противоположные, позиции -«довольствоваться», «существовать», «разрушать»; если ставится проблема жизненного пути, то разбираются вопросы прошлого, настоящего и будущего и способности человека: анализировать прошлое, корректировать настоящее, планировать будущее (см.: Программа воспитания школьника. М.,1998). Для старшеклассника, школьника в период становления мировоззренческих взглядов задачей-доминантой является формирование обобщенного философического образа жизни как некоторой модели, некоторого эталона для достойного человека, реализующего свое высшее предназначение. Жизнь как отдельный особенный объект выдвигается для осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь как отсутствие смерти, неумирание, а жизнь, которую бы хотел человек и которую бы считал достойной лично для себя. Такая духовная работа требует развитого абстрактного мышления. Но к этому времени школьник- старшеклассник обладает вполне достаточной степени абстрактным мышлением, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а следовательно, выстраивать сознательно свою сегодняшнюю в желанных характеристиках ему под силу. Фрагментарно проиллюстрируем содержание воспитательной программы «Старшеклассник». Поставленная проблема коренного отличия человеческой жизни от жизни животного вызовет такого рода вопросы текущей жизни: содержание жизни и средства жизни; добывание средств существования и зарабатывание средств существования; человек делает свободный выбор в сменяющихся обстоятельствах. Проблема бессмертия продиктует рассмотрение вопросов пространства личности, память о личности, взаимное влияние людей друг на друга, бессмертие великого и других. А проблема одиночества обрастет такими актуальными для юности вопросами, как единение с людьми и отчуждение от людей, как разговор человека наедине с собою, как умение быть сильным и не поддаваться влиянию толпы (см.: Программа воспитания школьника. М., 1998). Как видно, определение содержания воспитательного процесса выводит к составлению программы воспитания -документу, обязательному для любой профессиональной деятельности, и документу, которым оснащен любой профессионал любой профессии на земле. Иная задача-доминанта в работе педагога со старшим подростком. Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен культуры во всех его формах и проявлениях. В эти годы интенсивного роста физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми, а также и с самим собою социальная переориентировка позволяет корректировать соотношение интересов «я» и интересов тех, кто выступает для подростка в роли «они». Входя в общность, подросток с трудом справляется с этой острой проблемой: осознавать себя как индивидуальность, но признавать за другими право на индивидуальность; утверждать свой личностный суверенитет, но при этом принимать общественные интересы и содействовать им. Структурирование содержания по реализации данной задачи-доминанты производится также через вычленение проблем жизни для осмысления подростком и практического их решения в настоящее для него время и постановку ряда вопросов текущей жизни подростка. Приведем пример. Основная проблема: сообщество как условие жизни и развития человека. А вопросы, связанные с нею: регуляция общественной жизни через социальные нормы, толпа, масса, тусовка и человек; конформизм как бегство от индивидуальной свободы и ответственности; личность, противостоящая стадности и другие (см.: Программа воспитания школьника. М., 1998). Главная отличительная черта младшего подростка -развитие способности воспринимать себя как сторонний объект; формирование самооценки, осознание своей индивидуальности. Утвердить свое «Я», проверить свое «Я», предъявить свое «Я» для окружающих - лейтмотив поведения младшего подростка. Педагогическое содействие личностному развитию заключается на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира: организуется осмысление «вообще человека», определяются отличия человека от животного, выявляются признаки «достойного человека»,осознаются индивидуальные черты человека. Веселому, подвижному, энергичному, любознательному подростку предлагается согласно его возрастной психологии деятельность, ходе которой взращивается способность оставаться человеком всегда, в любых обстоятельствах. В содержании работы с подростком сохраняется та же связь общей проблемы жизни и ряда текущих вопросов протекающей действительности. Например, проблема внешнего и внутреннего портрета человека тянет за собою серию вопросов: противоречия физического и духовного; образ человека и имидж человека; влияние духовного на внешний облик; красота мужская и женская, красота молодости и старости, красота животного и красота человека. Проблема общения человека с другими людьми диктует постановку таких вопросов, как вопрос совести, дисциплины, моральной чистоплотности, гуманности (см.: Программа воспитания школьника. М., 1998). В работе с детьми начальной школы ("Младшекласс-ник") избирается задача-доминанта на основании учета такой психологической особенности младшеклассника, как ортодоксальность. Неопытный малыш, входя в контекст социальной жизни и не зная законов её, при своей природной подражательности легко принимает социально заданное. Норма культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается как единственно возможное. Социальная норма выдвигается в качестве центрального объекта внимания, осмысления, овладения младшеклассником. Обратись к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог направляет сознание детей на значение общепринятого и на личностный смысл внедряемых социальных норм. Появление этих норм в жизни людей трактуется не иначе как решение проблем, ставших перед ними: гигиенические, правовые, этические, трудовые, познавательные, экономические, эстетические, поло-ролевые и т.д. Вопросами текущей жизни станут реальные решения этих проблем в виде правил, традиций, обычаев, культурных умений и повседневных навыков. Содержательный круг их в итоге станет зависеть от культуры педагога, овладевшего данными практическими решениями проблем (см.: Программа воспитания школьника. М., 1998). Воспитание первоклассника - очень ответственный этап воспитательного процесса. Здесь особенно важно «не навредить», не поломать тонкую прорастающую душу ребенка. Опорой в его школьном воспитании должна стать «природа», столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Природа предъявляется первокласснику как дом человечества, о котором заботится каждый человек, в том числе и сам первоклассник. Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. И для первоклассника оно станет исходным для последующего формирования отношения к миру и жизни. Педагог выходит с детьми на свободное осмысление природы как ценности жизни, и не только как объекта научного изучения (это происходит в процессе обучения на уроке), а как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм, в том числе жизнь человечества. Вопросы текущей жизни первоклассника сведены к умению наблюдать явления природы и умению вести себя в доме природы: например, уметь замечать звезды, наблюдать за полетом птиц, вдохнуть первые весенние запахи, оценить красоту цветов, реки, бабочки, а также уметь уважать мир животных, не вторгаться без надобности в их природное существование... Организуя работу с детьми по программе воспитания, педагог производит социально-психологическое и общее духовное восхождение детей по ступеням в освоении, усвоении и присвоении ценностей культурной жизни. И дети все более обретают способность жить в этом мире на уровне его высочайших достижений. Педагог должен знать всю программу воспитания, чтобы гибко выстраивать работу в согласии с уровнем развития детей. Иногда он может забегать вперед, иногда чуть затягивать встречу детей с ценностью как объектом освоения, усвоения и присвоения. Нельзя допускать лишь повторения. Пословица «Повторение - мать учения» никак не оправдывает воспроизведения пройденного этапа. Такое воспроизведение опасно: оно дискредитирует ценность. Педагогическая стратегия заложена в программе воспитания, а тактику педагог волен избирать индивидуальную, соразмеряя свои силы и силы детей. Было бы наивным думать, что созданная программа, зафиксировав нормативное содержание, предписывает ряд специальных групповых занятий с детьми, которые при- нято именовать воспитательными мероприятиями. Ничего не имея против «мероприятия» «принять меры во имя овладения детьми какой-то ценностной категорией», скажем следующее. Задача-доминанта решается в течение всего учебного года и во всех областях школьной жизнедеятельности отнюдь не только в ходе проведения «мероприятий». Она предписывает всем педагогам, работающим с определенным классом, ставить акцент на осваиваемой, усваиваемой и присваиваемой ценности жизни. Крайне обобщенный характер ценности позволяет такое сделать. В отличие от учебных программ, программу воспитания обязаны знать все педагоги школы, а если строже подходить - все работники школы: от директора и до школьного технического работника. Один и тот же факт может рассматриваться с разных точек зрения. Задачи-доминанты - это разные ракурсы единой жизни, с которого школьник изучает жизнь в данный период. Школьная жизнь проходит одинаково для всех возрастов, особенно если в школе проводятся общие единые дела. Но наполнение каждого дела в разном возрасте будет иным - в зависимости от программы воспитания. Это наполнение обеспечивает педагог путем постановки точных акцентов в изложении факта, описании, оценке его. Задача-доминанта - это призма, сквозь которую воспринимают дети явление жизни, в каждом возрастном периоде, открывая новые стороны привычных явлений. В качестве иллюстративного примера практической реализации культурологического подхода к воспитанию предъявляется план работы педагога. Он не может служить ни инструкцией, ни рекомендацией, ни нормативным распоряжением. План работы приводится только как пример одного из вариантов практического решения проблемы организации воспитания в современной школе. Основанием для обращения к материалам данной школы послужили достаточно высокие результаты воспитания детей в этой школе, культура профессиональной деятель- ности педагогов школы и высокая репутация школы в микрорайоне среди родителей всех детей. Для определенного возрастного периода устанавливается одна задача-доминанта, которая решается на протяжении всего учебного года интенсивным образом. Подчеркнем: задача выступает в качестве доминантной задачи и вовсе не означает, что педагог и дети игнорируют все многообразие жизни и многоцветность её проявлений. Форма плана может быть развернутой и размещаться на одном большом полотне, так чтобы вся картина учебного года представала перед педагогом в каждый момент его педагогических раздумий и аналитической деятельности. Совершенствование плана далее пойдет по пути интеграции задач учебно-урочной деятельности и задач деятельности внеклассной, а следовательно, создания единого плана работы всех членов педагогического коллектива, учета всего разнообразия воспитательных влияний школы на ребенка, подростка, юношу, девочку и мальчика. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |