|
||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАБОТА ПЕДАГОГА С ГРУППОЙСовместная деятельность педагога и детей протекает, в основном, в виде групповой совместной работы. Вряд ли такую работу следует именовать сотрудничеством. Ведь «сотрудничество» -многозначный термин. Когда пахарь погоняет лошадь, вынуждая её тащить лемех, то налицо процесс сотрудничества. Если мы хотим подчеркнуть субъектность ребенка в совместной работе с педагогом, то не лучше ли характеризовать их работу как «сотворчество»?! Что касается индивидуального вида работы педагога с детьми, то в рамках данной книги мы упускает этот вопрос, потому что он принадлежит скорее проблеме педагогической технологии и потому что - сознаемся в этом - он предельно слабо разработан в педагогике. Существуют очень сильные доводы в пользу групповой работы с детьми. Они настолько известны, что мы позволим себе лишь легкое абрисное напоминание: - группа рождает поле интеллектуального напряжения для каждого ребенка; - группа обладает полем эмоционального заражения, и в него попадает, как правило, каждый ребенок; - группа как социальная единица вовлекает каждого в общественные связи и обогащает социальным опытом; - группа предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности; - группа вырабатывает образ достойной жизни и оснащает ребенка этим групповым представлением, стимулирует воспроизводство данного образа в реальной жизни ребенка. Жизнедеятельность ребенка протекает в разных группах, и влияние одной группы накладывается на влияние другой. Они могут сливаться и усиливать взаимно одно другое, иногда они находятся в противоборстве, но могут под- вергаться взаимному уничтожению, как в процессе интерференции, взаимно погашать друг друга. Решающее слово оказывается за так называемой референтной группой, эталонной группой для ребенка. Сначала для малыша такой референтной группой является семья; для младшего школьника это место постепенно вытесняется школьной группой (классом); старший подросток целиком зависим от группы свободного общения; старшеклассник, чаще всего избирает творческую группу... Класс, в котором находится ребенок в школе, мог бы становиться для школьника эталонной группой, то снижая во времени, то повышая своё социальное влияние. Но педагог должен созидать такое влияние группы. Одной из важнейших задач первоначального этапа работы с группой детей является налаживание в ней педагогически целесообразного социально-психологического климата. Благоприятный климат, сложившийся в группе, существенно облегчит в дальнейшем работу педагога, позволит каждому члену группы ощутить доброжелательность окружающих, уверенность в своей защищенности, принятии группой, а следовательно, поможет ученикам безбоязненно вступать в деятельность, бросаться за трудные, ответственные, разнообразные дела, что обеспечит их полноценное развитие. Неблагоприятный климат, напротив, невероятно осложнит работу педагога, заставит прикладывать огромные усилия при организации деятельности учащихся, постоянно преодолевать их сопротивление, нежелание читать стихи, решать задачи, петь, участвовать в конкурсах и пр. Неблагоприятный климат в группе порождает у ее членов неуверенность в себе, ощущение недоброжелательности и агрессивности окружающих, боязнь насмешек, непринятия, тревожность, безынициативность и пессимизм. Педагогу, профессионально заинтересованному в развитии детей, разумеется, не безразлично, какой установится в группе детей социально-психологический климат, поскольку он во-многом определит успешность развития личности учеников. В данном случае уместно провести аналогию с географическим климатом. Так же, как климат на том или ином участке Земли определяет скорость, эффективность, меру развития всего живого, так же и климат в группе людей является фактором развития членов этой группы. Как климат в географическом понимании (статистически многолетний режим состояния атмосферы той или иной местности), так и климат в педагогическом и психологическом понимании (как совокупность отношений к значимым для членов группы явлениям и объектам) есть устойчивая характеристика (местности или группы). Климат складывается из повторяющихся и возобновляющихся снова и снова состояний атмосферы. Атмосфера динамична, она постоянно циркулирует, но преобладающее в течение длительного времени состояние атмосферы определяет климат местности как более или менее устойчивую характеристику. Психологическую атмосферу можно определить как преобладающее эмоциональное состояние в группе людей за сравнительно небольшой отрезок времени, вызванное подготовкой или проведением какого-либо дела (А.Н. Лутошкин). Создавая из урока в урок, изо дня в день определенную атмосферу, педагог тем самым вносит существенный вклад в формирование социально-психологического климата группы. Разумеется, ученики сами во многом ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя в этом процессе при любых обстоятельствах остается весомой и определяющей. Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения личности другого человека (средств подчеркнутого уважения личности множество: обращение по имени, соблюдение этикета, недопущение унижения достоинства человека, публичное оглашение достоинств учеников, психологическая поддержка, снятие страха: «Ничего страшного, если в первый раз не получится», авансирование успеха: «Вы умны и эрудированны, поэтому непре- менно найдете интересные решения проблемы» и др.), атмосферу радости от успешного напряженного труда, атмосферу преклонения перед красотой (будь то красота природы, человека или красота мысли), то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе. Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попрания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе. Классный руководитель просит ученика подать дневник, чтобы сделать запись-замечание. Ученик отвечает, что забыл дневник дома. На глазах пораженных учеников учитель сам открывает портфель и достает дневник. Все молчат. Завтра этот же учитель говорит ученикам: «Вы не класс, а стадо человекообразных обезьян». В классе -хохот, но что-то слышится в этом смехе злобно-агрессивное. Послезавтра, объявляя о родительском собрании, классный руководитель злорадно добавляет: «Скажите родителям, чтобы ремни приготовили и на крючки их повесили». На лицах учеников недобрые ухмылки. В программу очередного конкурса этот педагог включает конкурсы, как будто специально предназначенные для унижения человеческого достоинства (например, съесть без помощи рук яблоко, плавающее в миске с водой). И вот наступает время, когда педагоги, родители, студенты видят класс, для которого постоянным спутником становится агрессивность, прорывающаяся не только в обидных и оскорбительных кличках, но и потасовки, драки, высмеивание друг друга; нормой становится радость от оплошности, плохого ответа, двойки кого-то из учеников, привычка брать чужие вещи без разрешения и проч. Кто повинен в сложившейся ситуации? Ученики? Разумеется. Но и учитель, не только не исправлявший неблагоприятную атмосферу в классе, но и сделавший немало для ее усугубления. Механизм формирования климата подсказывает, что педагогу необходимо заботиться об атмосфере каждого занятия, каждого урока, каждой встречи с учениками, ежедневно и ежечасно поддерживать и создавать ту атмосферу, которая соответствует цели воспитания. Наиболее значимым в этом отношении являются первые дни и недели работы с классом. Именно в этот период классный руководитель с наименьшим напряжением может задать образцытех отношений, которые считает наиболее целесообразными. Конечно же, каждое групповое дело требует своей особой атмосферы: урок - деловой; вечер, концерт - праздничной; «Последний звонок»-торжественной; спортивное состязание - озорной и веселой; субботник - энергичной, деловой; разговор «по душам» - неспешной, раздумчивой и т.п. Разновидностей атмосфер множество, как много и нюансов человеческого восприятия мира. Но какой бы многообразной ни была атмосфера, ее можно охарактеризовать как благоприятную или неблагоприятную Благоприятной является та, которая способствует позитивному развитию личности, неблагоприятная - та, которая тормозит, препятствует восхождению личности на уровень культуры. При таком понимании атмосферу в группе детей, испытывающих стыд, раскаяние, смущение, чувство вины и пр., можно считать благоприятной, поскольку преобладающее настроение и чувства, испытываемые детьми, могут служить мощным толчком к дальнейшему личностному развитию. И наоборот, атмосфера безудержного веселья, озорства во время урока, требующего напряженного внимания и интеллектуальных усилий - неблагоприятной, с точки зрения влияния на развитие личности. Таким образом, благоприятная - не значит всегда радостная, беззаботная. На уроке чтения в начальной школе звучит рассказ «Тема и Жучка» Н.Г. Гарина-Михайловского. В классе - та особая тишина, которая говорит о единстве переживаний всех присутствующих, на лицах детей отразилась боль за другого человека, сострадание к нему. Педагогу удалось установить в классе именно ту атмосферу, которая необходима для поступательного развития детей. Старшеклассники рассуждают о наркомании и тех бедах, которые несет это явление человечеству. Классный руководитель видит, что в классе установилась атмосфера тре- воги, опасности, но это не пугает педагога, а радует. Именно такая атмосфера соответствует цели проводимого дела. А вот атмосфера зажатости, неуверенности, униженности во время классного часа, собрания, викторины, урока и др. всегда неблагоприятна для развития личности, поскольку тормозит, препятствует проявлениям ученика, не позволяет ему смело браться за дел, порождает неуверенность человека в своей собственной ценности для окружающих. Интуитивно каждый педагог, работающий с группой, влияет на атмосферу в ней, У одного эти влияния эффективны, быстро и (как кажется со стороны) легко достигают поставленной цели, другой педагог затрачивает больше усилий и времени на создание в группе оптимальной атмосферы. И дело здесь не в мифическом врожденном чутье («Педагогом надо родиться!»), а в более тонком и глубоком понимании первым педагогом сути своей профессии, более совершенном владении профессиональными знаниями и умениями. Теоретическое рассмотрение проблемы социально-психологического климата позволяет сформулировать основные технологические правила, которые дадут возможность каждому педагогу не только интуитивно, но и осознанно влиять на атмосферу в группе учащихся. Как уже говорилось, социально-психологический климат в группе есть динамическое поле отношений, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я», а, следовательно, и развитие каждого. Ключевыми в структуре социально-психологического климата являются: отношения членов группы к Человеку, отношение к выполняемому делу, отношение к событиям, происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям, а также ряд других, частных отношений. Изменение климата, таким образом, связано с изменением сложившихся в группе отношений, что является сложной профессиональной задачей.
Начинать работу по формированию или корректированию уже сложившегося в группе детей климата нужно с влияния на атмосферу каждого занятия. Но каков механизм влияния на атмосферу? Теоретический анализ приводит к выводу, что механизмом влияния на атмосферу является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка путем предъявления мира с позиции значимости объектов мира для жизни человека. Обратимся к примеру. Посмотрим, как два классных руководителя по-разному встречают новичка, которого привел в класс директор школы. Первый раздраженно говорит: «Вы же знаете, что у меня класс переполнен. Видите, даже стула лишнего нет. Может быть, эту девочку лучше определить в соседний класс?» Всем неловко. Хуже всех - новой ученице. Она пятится к двери. Остальные ученики чувствуют, что и они однажды могут оказаться лишними. В другом классе в аналогичной ситуации классный руководитель произносит: «Наташа, мы рады, что ты выбрала именно наш класс. Уверена, что мы подружимся. Сейчас дежурный найдет для тебя стул и мы продолжим урок?» Выяснение отношений с директором этот педагог отложил до перемены. Как чувствуют себя дети в первом и во втором классах? Видимо, ученики второго педагога - значительно лучше, так как убеждены в своей ценности, значимости для окружающих, не испытывают опасения быть публично униженными, не ожидают каждую минуту посягательства на свое достоинство. В первом классе ситуация развивается в противоположном направлении, поскольку ценность Человека попирается, а не подчеркивается, как во втором случае. Привнести ценность - значит выявить реакцию педагога или участников группы на происходящее, высказать свое ценностное отношение, продемонстрировать и актуализировать отношение через поступок, действие, организацию деятельности, в результате чего отношение предстает перед членами группы в наглядно-образной форме. Привнесение ценности возможно лишь при особом восприя- тии мира педагогом - ценностном, отличном от рационального, утилитарного,созерцательного. Классный руководитель, войдя в класс, увидел, что ученики расстроены, недовольны чем-то и даже злы. Оказалось, что проиграли параллельному классу во время спортивных соревнований и всю перемену решали, кто из игроков повинен в проигрыше. Поочередно обвиняли друг друга, говоря обидные вещи. В результате - перепалка внутри класса. Выслушав учеников, учитель заметил: «Как хорошо, что произошла эта ситуация и наш класс впервые потерпел такое крупное поражение. Теперь вы знаете, какие чувства испытывает проигравший. Это очень важный опыт для каждого человека. Кроме того, теперь мы знаем, что вести себя достойно в ситуации проигрыша не так-то просто. Если хотите - можем поговорить об этом подробнее после урока». Настроение в классе изменилось, лица стали спокойнее, выкрики утихли, в глазах появился интерес и удивление (что значит проигрывать «достойно»?). Оказывается, на все происходящее можно посмотреть иначе... Учитель, обозначил иное ценностное отношение к происходящему, он привнес ценность (в данном случае - ценность поражений в жизни человека), которая была слабо представлена в жизни группы и предложил ученикам прожить иное ценностное отношение к явлению. В результате -обогащение мира отношений ученика, изменение преобладающего настроения в группе, а, следовательно, и атмосферы в ней. Завтра педагогу, возможно, придется снова прилагать усилия к тому, чтобы ученики увидели мир, себя, другого в ином свете, снова прожили незнакомое им прежде отношение. Постепенно усилия педагога увенчаются успехом. Мир ценностей учеников обогатится, изменится и климатов группе детей. Скажем прямо: педагог, для которого наивысшие ценности не имеют личностного смысла, и педагог, исповедующий квази-ценности, не способны создать наиблагоприятнейшую психологическую атмосферу в группе, а значит, они напрасно станут надеяться на рождение в группе вы- сокого психологического климата - его не будет в группе. В школьной практике из года в год воспроизводится одна и та же неблагоприятная атмосфера у отдельных педагогов в сменяющих друг друга группах, если такие ценности, как «человек», «жизнь», «добро», «истина», «красота», «общество», «труд» и другие, не призваны этими педагогами. А значит, из года в год воспроизводятся жалобы на «плохих» детей, доставшихся этим педагогам. Пресечем же эти непрофессиональные жалобы, и отправим неудачливых работников к профессиональному анализу личностных ценностей. В методике работы педагога с детьми коренные изменения в подходе к воспитанию приобрели вполне определенные очертания. Опуская детальные характеристики, отметим лишь существенные, равнозначные, но находящиеся в последовательной взаимозависимости, так что каждая предыдущая дополняется последующей, а в общей своей совокупности они обеспечивают реальность данной методики. Эти черты выкристаллизовались в школьной воспитательной практике, их можно наблюдать в работе некоторой части школьных педагогов. Первая: - На протяжении всего хода совместной деятельности педагог и дети вынуждены решать проблемы жизни, ежеминутно встающие перед ними. Разрешение жизненных проблем производится тоже совместными усилиями педагога и детей и ни в коем случае не авторитарно педагогом. Каждая групповая работа - это «здесь и сейчас» протекающая жизнь, это своеобразный треннинг в умении решать жизненные проблемы. Педагог вычленяет, формулирует проблему, вербализует поиск ее решения и веер принципиальных решений, апеллируя к сознанию, чувству, опыту детей и тем самым инициируя выбор, достойный человека. Таким образом, групповая работа педагога с детьми - это всегда напряженная духовная работа педагога и детей по созиданию собственной жизни, ибо жизнь - это то, что протекает «здесь и сейчас», когда творится прошлое (то, что было минуту назад, ушло в прошлое) и черпается будущее (то, что будет минутой позже, есть будущее). Р.Мардена в книге «Успех в жизни» приводит высказывание Франклина: «Любишь ли ты жизнь? Тогда не трать напрасно времени, потому что это - тот материал, из которого она состоит»1. «Сейчас» - одновременное строительство прошлого и исчерпание будущего. В миге, который называется «сейчас», соединяются история жизни и проекция жизни. Когда мы откладываем на «потом» на «понедельник», мы уже признаемся в нашей неспособности воплощать замыслы будущего и серьезно относиться к своей истории жизни. Каждая минута урока, перемены, завтрака, концерта в актовом зале - каждая минута школьной реальности есть ощущение прекрасной, радостной, достойной жизни на уровне Человека. Эпизод из школьной действительности. Девочки-подростки грубо разговаривают. Педагог, проходя мимо, бросает реплику: «Какой лексикон у милых дам!» И слышит в ответ: «А мы не дамы... Когда замуж выйдем, будем дамами!» Иллюзорное представление о какой-то жизни «потом», которая «потом» будет достойная и красивая, следует разрушать, предлагая детям «здесь и сейчас» строить красивую жизнь, живя и творя историю своей жизни. В свою очередь, избрав такую педагогическую позицию, педагог вынужден «утончить» профессионализм своей работы с детьми. Он должен научить детей воспринимать мир, фиксировать влияния мира, предвидеть последствия производимого им в этом мире, осознавать желания и производить планируемые действия. Человек слаб и постоянно совершает промахи, ошибки, отступления. Такое свойственно и детям, тем более, детям. Педагог поддерживает детей в их стремлении быть на высоте достойной жизни, создавая щадящий режим для тех, кто падает, оши- Мардена Р. Успех в жизни. Перевод с анг. С.-Петербург, бается, отступает от должного. Но, создавая щадящее воспитание, продолжает неуклонно восходить с детьми на уровень достойной жизни. Вторая: - Совместная работа педагога и детей - это диалогическое взаимодействие, каждый участник вступает в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и, одновременно, осмысливая другие. Диалог - самый лучший способ познания и осознания ребенком своего личностного «Я» как носителя ценностных отношений. Диалог - это разговор двух субъектов (гр. Di - «два», гр. Log - «слово»), обмен мнениями или вопросно-ответная форма разговора, но всегда тему ведут двое, будь это персона и группа, группа и группа, персона и персона. В диалоге скрыт большой педагогический смысл: ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает своё «Я» для партнера-педагога, но еще более того он раскрывает своё «Я» для самого себя. В диалоге растет субъектность, потому что в диалоге ребенок видит отличие своей личности от других, влияние своего мнения на мнение других, значимость своих суждений для окружающих. Он обретает в диалоге то, что сегодня принято называть самостью - способностью иметь и представлять автономность внутреннего мира своего «Я». Диалог инициирует творчество, становится истоком удивительных придумок детей и интересных замыслов группы. Дети с педагогом говорят о счастье. Удивляются, услышав от педагога, что счастье бывает пяти уровней по мере переживания состояния удовлетворенности жизнью. И вдруг: «А давайте составим схему!» - предлагает мальчик Энвар. Все выстраивают схемы-картинки и - вот главное! -ставят себя (тоже картинка) на одну из ступеней счастья. Теперь педагог может оставить их наедине с собою. Диалоговое взаимодействие соблюдается во всех сферах школьной жизни: в групповой работе с детьми, но и в свободном общении с ребенком; на педагогическом совете, но и в общении с родителями; в совместной деятельности коллег, но и во взаимодействии с посторонними лицами, появившимися в школе. Третья: - Каждому участнику совместной деятельности, какого бы вида она ни была, предоставляется право на свободный выбор1. Оно проявляется в свободном высказывании своего мнения, выдвижении индивидуальных суждений, в том, что каждый может внести предложение по организации дела и дать оценку протекающему делу, заявить о своем желании либо нежелании исполнять что-либо, совершать необходимое в особой индивидуальной форме. При всем при этом, категорический запрет наложен на право посягать на интересы другого человека и на право не работать, не развивать себя как человека, пользоваться безвозмездно плодами физических и духовных усилий других людей. Во избежание вульгаризированного толкования права на свободный выбор, заметим: производится свободный выбор проблемного порядка, так сказать, контекстуальный, в пространстве предъявленной педагогом проблемы жизни. Тогда парадигма выбора принимает следующий вид: «я решаю этот вопрос для себя так, и поэтому...». А обывательское «я так хочу...» отодвигается в малышовое неразумное детство. Педагог должен приучать детей к ответственному отношению, прося непременно высказать аргумент в пользу сделанного выбора: что служит доводом для избранного поведения или для избранной точки зрения. Иногда помогать детям выстраивать свои доводы либо отказываться от выбора. Чаще всего это делается с помощью педагогического приема «Ты-сообщение», предположения и высказывания вслух вероятностных доводов в пользу избранного: ' Педагогу, как участнику совместной работы, тоже предоставляется такое же право. К сожалению, сегодняшняя практика работы с детьми, предоставляя свободный выбор ребенку, забывает о педагоге, неотвратимо превращая его фигуру в средство деятельности детей. «Ты, вероятно, думаешь, что..., иты хочешь, чтобы, и ты надеешься на то, что...» Свобода выбора провозглашается гуманистической педагогикой, возводящей на пьедестал наивысшей ценности индивидуальность личности. Но декларация свободы выбора проистекает также из норм современной морали, утверждающей достоинство как одно из важнейших нравственных образований. Право «не быть как» все содержится в моральных нормах, в то же время и право «быть, как все» составляет одно из положений морали. Подросток и юноша терзаются в разрешении такого противоречия: «быть, как все» - «не быть, как все». Тонкая граница между альтернативными нормами часто нарушается школьником, он не умеет улавливать тончайшие переходы, когда нужно суметь быть, как все, а когда следует сохранять свою автономию. Педагог способствует такому сложному разрешению, акцентируя внимание детей на двустороннем праве на свободный выбор: оба партнера, оба субъекта таким правом наделены и оба пользуются этим правом. Скажем, субъект-1 заявляет, что не хочет произносить слово «пожалуйста» при обращении с просьбой к субъекту-2. На что субъект-1 имеет право сделать свой выбор - не откликаться на просьбу. Ошибочным является форсирование событий, немедленная реакция на неудачный выбор ребенка. Следует дать время ему на раздумье и изменение состояния. Можно предложить сделать выбор позже, оттянуть срок окончательного выбора. Четвертая: Высокий содержательный уровень работы педагога с детьми обусловливает высокие профессиональные требования к формам работы. Уважение детства с его неопытностью, неумелостью, импульсивностью, малой степенью саморегуляции и, конечно, слабой интеллектуальной деятельностью, связанной с тем, что образное мышление пока преобладает над абстрактным, предписывает создание интересной, разнообразной формы, которая бы содейство- вала актуализации всех сил ребенка в момент организованной развивающей деятельности. Разработка увлекательной формы стала обязательным методическим условием. Игровой форме, как наиболее оптимальной, отдается педагогическое предпочтение. Расширяется веер игровых форм: философских, психологических, этических, юридических. Для ребенка форма играет гораздо более значимую роль, чем для взрослого. Он ещё не скоро научится разделять форму и содержание, он через форму оценивает содержание и благодаря форме может быть увлечен серьезным содержанием. Он идет к ценностям жизни через форму. Драмы отрочества и юности во многом свершаются из-за увлечения формой, за которое приходится расплачиваться. Нельзя пренебрегать такой особенностью школьников, надо основательно продумывать оформление занятий, будь это урок или внеклассные занятия с группой, форма целиком определяется средством, к которому обратился педагог (или дети). Средства задают форму. Укажем на интересный опыт. Педагог задумал обсудить с группой вопрос роли отдельного человек в жизни общества. В поисках средства педагог вспоминает о «Неоконченной симфонии» Гайдна: финал симфонии завершает одинокая скрипка после постепенно и поочередно покидающих оркестр инструментов. Аналогия очевидна: каждый человек как отдельный инструмент оркестра, его почти не слышно, но не будь его, симфония жизни зазвучит иначе. Теперь педагог уверенно называет свою форму работы с детьми «Симфония жизни». Уходя, дети говорили: «Каждый должен сыграть свою роль, чтобы симфония жизни состоялась». Неотъемлемой частью организации совместной деятельности педагога и детей является обращение к широкому ряду технических средств, позволяющих раздвинуть узкие границы социальной микросреды ребенка и работать с ним на основании материала мировой культуры: аудио- и видеоаппаратура, диапроектор, современные пишущие средства. Культурное восхождение детей должно иметь культурное оснащение высокого технического уровня. Помимо того, что эти средства увеличивают содержательные возможности педагога, они оказывают свое автономное влияние на личностное развитие детей, ибо технические средства сами по себе выступают для детей как ценности жизни, воплотившие в себе разум, добро и красоту. Пятая: - Современная методика работы педагога с детьми благодаря названным характеристикам преобразовала организованное профессионалами воспитание, придав ему «скрытый педагогический характер». Для ребенка как бы не существует специально разработанной системы влияния на его личностное развитие, но существует хорошо организованная жизнь, проживание которой в школьный период приносит ему счастье. Понятие «скрытой педагогической позиции» ввел в свое время А.С. Макаренко, говоря, что ребенок уже живет в этой жизни, а не воспитывается ради будущей жизни. Педагог организует проживание достойной жизни, в процессе которой происходит развитие личности. В детстве оно более интенсивное, чем во взрослые годы, но нельзя сказать, что оно завершается в детстве - развитие личности протекает чуть ли не до самой смерти. Скажем так: педагог работает с детьми во имя детского проживания жизни, особенного тем, что этот период есть период интенсивного оснащения необходимым для самой жизни - в такой роли он выступает для детей. И лишь профессиональный план его работы направлен на развитие всех сторон личности. Но как выглядит эта скрытая педагогическая позиция? Не есть ли она лицемерие и притворство? Обратимся к иллюстративному примеру, подаренному практикой воспитания детей в школе. ...На уроке русского языка дети изучают три вида высказывания: повествовательное, вопросительное и побудительное. Учитель ставит вопрос о смысле изучения научной классификации: зачем знать то, без чего мы и так владеем этими видами высказываний? Дети находят ответ: вопросительное помогает выразить интерес к человеку; побудительное - это приглашение человека к взаимодействию, а повествовательное, когда мы им пользуемся, делает нас интересными для других людей; в итоге владение всеми видами высказываний влияет на наши отношения с людьми, а значит, на наше счастье. Педагог добавляет: «Мы сейчас учимся быть счастливыми...» В этом эпизоде, трудно обнаружить воспитание - здесь педагог вместе с детьми изучает жизнь, чтобы жить, и живет, познавая особенности жизни. Конечно, имеется в виду «воспитание» как наставление, нравоучение, как приобщение к нормативному и долженствующему, так сказать, вульгаризированный образ воспитания. Однако он очень распространен, этот образ. Самый утонченный вариант такого «открытого» воспитания - призывы к самовоспитанию и самосовершенствованию, которые очень красиво организуются в психологических кабинетах и на психологических тренингах. Совершенствование жизни-единственный достойный объект внимания, если мы хотим детей увлечь идеей совершенствования. Исчерпывать же творческие потенции на изменении себя без изменения жизни - задача пустая и даже не столь безопасная, так как центрация личности на своем "Я" чревата печальными последствиями. Предлагаем читателю открыть фото № 4. Оно могло бы стать дополнительным аргументом в пользу сказанного. Нам неизвестно, чем заняты дети, вероятно, идет репетиция театрального выступления. Лица детей хороши: открытые миру души, выход на общение с людьми, проживание палитры чувств и отношении. То, что сейчас с ними происходит, и является совершенствование души, протекающее естественно, незаметно, в гармоничной связи души ребенка и его жизни, которую он ведет и частично сам выстраивает (с помощью педагога). Выделив пять характерных черт современной методики работы педагога с группой детей, мы не хотим сказать, что эти черты достаточны. Но они принципиальны, они отражают резкий кардинальный поворот педагогики к новому воспитанию, рождающемуся на наших глазах в жерле кризисного, духовно обнищавшего общества. Проживание счастья жизни, входящего в контекст современной культуры ребенка, позволяет говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Продуманное и разработанное гуманистическое содержание воспитания, обеспеченное гуманистической методикой, при воспитательной цели, предполагающей признание человека высшей ценностью на земле, а также гуманистическая позиция педагога и гуманные взаимные отношения между детьми и педагогом - это может служить основанием для утверждения реальности гуманистической системы воспитания. Когда мы говорим «групповое дело», «групповая деятельность», то имеем в виду «урок», «семинар», «лекцию», но и «прогулку в лес», «классный час», «собрание», «школьный референдум», «творческий конкурс», «этический тренинг» и все другие разнообразные формы совместной деятельности педагога с детьми. Правомерно ли такое объединение? Традиционно урок давно отделили от воспитания, уподобив ребенка на уроке мешком для знаний, а во внеклассных занятиях-блокнотом для инструкций и правил. С культурологической позиции, не существует водораздела между разными видами и формами групповых занятий, так как в процессе любого группового дела дети «познают» мир, «активно взаимодействуют» с миром, «полюбляют» мир, оценивая его. Это происходит одновременно. Тайна педагогического искусства заключается в сопряжении трех функций культурологического плана. Детские души, как хороший компас, всегда указывают своими горячими симпатиями в сторону педагога, производящего такое сопряжение. Интеллектуальные усилия в сочетании с операционно-двигательной активностью позволяют ребенку проживать момент взаимодействия с объектом: если осмысление было глубоким, если тренинг был успешным и от ребенка не потребовалось чрезмерного напряжения сил и деятельность не огорчила его низкой результативностью, а наоборот, доставила удовлетворение, то потребность в данном взаимодействии с ценностным объектом складывается либо формируется далее. Рассмотрим фото № 5 и № 6. На первом - дети во время урока: идет формирование знаний и учебных умений; но вглядимся в лица, и уловим прекрасную психологическую атмосферу занятий, увидим упоенность делом, углядим в зафиксированном миге целый спектр ценностных отношений к миру, окружающему ребенка здесь, в классе, пока идет познавательный процесс. На втором - урок этикета Усваиваются умения, позволяющие ребенку выразить свои отношения к людям. Избрана ситуация театра, потому что дети на следующей неделе идут всем классом на театральный спектакль. Акцент поставлен на умениях. Однако и здесь присутствует познание, и в еще большей степени -проживание отношений. фото № 7 и № 8 фиксируют общение на уроке. Организована групповая форма познавательной деятельности. Создав группу, дети приветствуют друг друга ладошками («Я рад поработать с тобою»), и в атмосфере дружеских отношений станет разворачиваться процесс закрепления учебных умений и знаний. Отношения нельзя аннулировать, исключить, отодвинуть на послеурочное время. Оно требует, чтобы педагог направлял протекание отношений на занятиях. Педагогическая парадигма «знаю-умею-люблю» оказывает педагогу помощь и в случаях столкновения с негативными, низкими, античеловеческими явлениями жизни, при попрании наивысших ценностей и утверждении антиценностей. Как отмечалось выше, кризисное состояние общества предоставляет детям больше негативного материала, чем позитивного. Здесь изменяется только вектор оценки. Фаза «знаю» обеспечивается тем, что раскрывается суть, содержание и влияние явления на судьбу человека. Напри- мер: что есть алкоголь? убийство? хамство? распущенность? Чем они кончаются для человека?.. Фаза «умею» реализуется путем поиска оптимальных реакций на такого рода явления и выстраивания поведения в случаях столкновения с негативным. Например: тебе предлагают испробовать наркотик. Что скажешь? Как поведешь себя и что возьмешь в помощь?.. Фаза «люблю» свершается, если вновь вернуться к альтернативе негативного. Например: что тебе дает честность, если ты не хотел бы стать вором? Когда так много лжи вокруг, что помогает тебе не скатываться ко лжи?.. формирование отрицательного отношения к негативным явлениям проистекает из утверждения позитивного. Начинать надо не с отрицания квазиценности, а с утверждения истинной ценности. Ценностное отношение к своему «Я», ценностное отношение к разуму, красоте, людям... -вот путь борьбы с асоциальными проявлениями. «Борьбу с...» следует заменить «борьбой за...». И, если педагогу достался "тяжелый" класс, то есть, класс невоспитанных детей, то основанием работы с ними надо принять формирование маленьких, но постоянно воспроизводимых ценностных отношений, как бы не замечая на первых порах существующие негативные проявления. Большой ошибкой молодых педагогов является немедленное фиксирование дурных нравов невоспитанных детей и их дурного поведения. После оглашения вслух и констатации наличных низких отношений, малых знаний и дурных манер педагогу почти невозможно переориентировать детей на нечто противоположное. Критерием хорошо организованного группового дела является поступок-действие, содержащее в себе отношение и имеющее социально-этическую оценку. Если поступок совершается в ходе организуемого группового дела или само дело есть поступок, то можно расценивать данное дело положительно. Понятно, что поступок ребенком совершается при определенных психолого-педагогических условиях. Их мы отмечали выше, не станем повторяться. Добавим лишь: педагог тоже совершает поступок в процессе совместной деятельности, не только ожидает поступков от детей. Вот это последнее оказалось...отсутствующим в работе неудачливого педагога. Расскажем об одном опыте. В одной профессионально-педагогической студии школьные учителя дружно ругали детей и ссылались на их полную невоспитанность и на то, что с такими детьми невозможно работать. В ответ на их нарекания им были предложен тест: из этического набора форм обращений к детям, просьбы в адрес детей, благодарности в адрес детей, вопроса, направленного детям, а также форм корректирования поведения. Надо было выбрать те формы, которыми пользуется в реальной школьной практике педагог. Приведем материал тестов фрагментарно. • Обращение к детям в момент приветствия: Дорогие друзья! Дамы и господа? Судари и сударыни! Мои дорогие! Уважаемые товарищи! Юные мыслители! Девушки и юноши! • Просьба о помощи: Будьте добры! Не могли бы вы... Мне бы хотелось.... Я боюсь, что не сумею... Я была бы счастлива... Не будете ли так любезны... Могу ли я вас просить... • Благодарность в адрес детей: Спасибо. Очень признательна вам... Без вас мне бы не удалось... Как вы добры! Вы мне очень помогли... Хорошо, что есть, на кого положиться... Благодарю вас... Что бы я без вас делала! • Вопрос, направленный детям: Скажите, пожалуйста,... Хотелось бы знать мнение... Могу ли я поставить вопрос.. Позволительно ли мне узнать... Если это не тайна, сообщите... Кто хотел бы высказать суждение... Нам не уйти от вопроса... • Итоговая оценка групповой работы: Спасибо, дорогие друзья. Мне доставила радость наша работа. Как всегда, вы хорошо работали. Я удовлетворена работой. Каждый из нас внес свою лепту в труд. Мы преодолели еще одну ступеньку. Буду ждать следующей встречи. • Корректирующее воздействие: Я огорчен (а)... Меня удивляет... Не понимаю... Простите, но мне так неловко... Могу ли вас просить не делать... Какие веские причины вынуждают вас... Вероятно, вы не замечаете... Из общепринятых клише, выработанных культурой, как показал опрос в данной группе педагогов (жалующихся на дурное воспитание детей), лишь 2% используются в повседневной реальности школы. На фоне низкой культуры кто же совершит поступок? Безусловно, таким лицом может быть лишь педагог. Он первый совершает высокий поступок в совместной деятельности с детьми и тем самым открывает дорогу каждому ребенку для следования по предлагаемому пути. Дети - очень мягкий, податливый и нежный материал. Они немедленно реагируют на формы обращения с ними и воздействия на них. Их поведение - объективное и суровое зеркало, отражающее культуру взрослых, в том числе,педагогов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, научно-педагогическая концептуальная раз работка вопроса содержания воспитания стягивает в единый педагогический узел целый ряд проблем воспитания и решительным образом определяет их теоретическое и практическое решение. Внутреннее освобождение теории воспитания от политического диктата расширило возможности научного анализа феномена воспитания и позволило обнаружить объективные закономерности этого феномена. Педагог не может пренебрегать обнаруженным, если хочет иметь профессиональный результат. Воспитание вмонтировано в продолжение и воссоздание культуры, оно не мыслится вне контекста культуры, оно само есть явление культуры, а значит, обусловливает жизнь общества как фактор культуры. Инерция старого педагогического мышления, преодоленная со временем и освобожденная от педагогических спекуляций в кризисный период общественной жизни, ослабнет в своем противодействии новой концепции. Практика воспитания свидетельствует, что такое преодоление свершается и практическую значимость теоретической картины воспитательного процесса можно отметить уже в настоящее время. Культурологическая концепция в своей практической реализации проста, доступна, естественна, не противостоит жизни своей логикой, а наоборот, воспитание, организованное на основании культурологической концепции, обогащает жизнь детей и жизнь педагога, содействуя состоянию счастья как обязательного условия жизни человека. Вопрос содержания воспитания, будучи центральным определяет систему воспитания как такое наличие взаимодействующих элементов воспитания, число которых необходимо и достаточно для получения воспитательного ре- зультата. Именно социально-психологическая природа ценностного отношения обусловливает совокупность таких элементов. Отношение становится тем общим результатом, который обслуживает воспитательная система. Ради отношения и выстраивается система, а вернее, отношение порождает систему, ибо в ней, этой системе, оказывают свое формирующее влияние факторы становления и развития отношения. Организация воспитательной поведенческой среды содействует формированию образа ценностного отношения у ребенка. Это первый элемент воспитательной системы, он задает импульс становлению ценностного отношения ребенка, которому неведомы принятые в обществе ценности. Первоначально ребенок принимает эти ценности как естественные и единственные в жизни. Деятельностный опыт проверит их личностную значимость, и от этого жизненного опыта будет зависеть ход эволюции отношения. Поэтому педагоги слагают систему воспитания, включив в неё второй элемент-организацию ценностно-ориентированной деятельности, которая становится для ребенка реальным действенным взаимодействием с ценностями жизни. Если условно обозначить эти элементы как «воспитательная среда» и «воспитывающая деятельность» (такие термины практикует современная педагогическая литература), то их тесное переплетение, представляющее собою жизнедеятельность школьника (или другого учебно-воспитательного учреждения), должно быть освещено постоянно растущим и углубляющимся осознанием значения и смысла происходящего вокруг в жизни и внутри в личностном мире. Подчеркнув ещё раз, что «система» - это ни в коем случае не упорядоченная сумма чего-либо, мы смеем утверждать, что создать систему воспитания - значит следовать логике учета природы становления отношения, выстраивая три основных элемента, обеспечивающих разную меру формирования у детей ценностных отношений современного культурного мира: широкую педагогическую среду, разнообразную педагогически организуемую деятельность и последовательное неуклонное осмысление детьми окружающих и проживаемых отношений к миру. Методической опорой организации совместной деятельности любого вида являются материалы антропологических наук, таких, как философия, этика, эстетика, психология, гигиена, юриспруденция, экология, социология, позволяющих педагогу и детям подняться над мелким предметным миром вещей, увидеть явления мира и, обнаружив закономерность, производить выбор на основании объективной закономерности. Научные данные адаптируются к возрасту детей в их предъявлении детям, и потому их использование в работе с детьми нисколько не отягощает ребенка - напротив, опора на житейско-обыденный опыт и житейский разум приводит в тупик педагога и ребенка, потому что конкретные ситуации в конкретных обстоятельствах конкретными людьми решаются настолько индивидуально, что могут служить лишь развлекательным материалом для любопытных. Но, обобщенный житейский материал, интерпретированный с позиции научного видения, может служить большим подспорьем для ребенка в решении им своих жизненных проблем. Профессиональная подготовка педагога в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Педагога не подготавливают к формированию личности молодого человека, которому предстоит жить в современном сложном мире и быть счастливым в этой жизни. Будущего педагога оснащают лишь знаниями по отдельным научным дисциплинам и некоторыми умениями по приготовлению учебного материала для занятий с детьми в классе на уроке. Система такой подготовки вовсе не учитывает, что дети не являются послушными объектами, подвластными любому запланированному воздействию, что работа с группой имеет свои социально-психологические и педагогические закономерности, а значит, педагога следует обучать искусству учитывать данные закономерности, работая с группой детей. Поэтому можно сказать, что и к процессу обучения учителя в вузе тоже плохо готовят, и ему приходится по окончании вузовского обучения воспроизводить то, что он наблюдал школьником в школе вчерашнего дня. Слабая преподавательская подготовка усугубляется столь же призрачной профессиональной подготовкой к организации тонкого и сложного воспитательного процесса. Небольшое количество времени, отведенное на подготовку специалиста в области воспитания, вынужденно тратится лишь на изучение азов по организации некоторых форм работы с детьми вне урочной деятельности. Такая постановка дела сама по себе формирует у студента-педагога ложное представление о разрыве обучения и воспитания, об автономности этих процессов и независимости их друг от друга, а ещё хуже о приоритетности обучения над воспитанием и второсортности воспитательного процесса в сопоставлении его с процессом обучения. Извращенность таких представлений достаточно распространена и в школе среди педагогов-практиков. Исходя из нового научно-педагогического видения процесса воспитания, учитывая культурологическую трактовку воспитания, необходимо внести существенные коррективы в традиционную систему педагогического профессионального обучения. Три образовательных блока могли бы обеспечить должную педагогическую подготовку. Первый блок, состоящий из гуманитарных научных дисциплин, таких, как философия, психология, этика, эстетика, культурология (с акцентом на прикладной стороне этих дисциплин), мог бы заложить гуманитарную базу для работы педагога, вводящего ребенка в жизнь. Второй блок, состоящий из системы педагогических дисциплин теоретического, методического и технологического плана, вооружит будущего педагога непосредственными педагогическими профессиональными знаниями и умениями, позволяющими молодому специалисту выйти на практическую работу с детьми. Третий блок составит учебная и стажерская практика педагога, накоп- ление им опыта и развитие ключевых умений, которые приобретены студентом в процессе аудиторного обучения. Такая стройная система могла бы осуществить действительно профессиональную подготовку специалиста к воспитанию молодого поколения. ОГЛАВЛЕНИЕ
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |