|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция взглядов на организациюЛ юди накапливали, систематизировали и хранили свой организационный опыт еще с доисторических времен, с тех пор, как были осознаны формы группового поведения, восходящие еще к половозрастной организации стада гоминид. Переход от полигамной к моногамной семье стал естественной основой первичной семейно-родовой организации. На этой основе возникли ранние организационные структуры первобытного рода, племени и первые формы культурной традиции. Накопление опыта происходило стихийно, без определенной связи и последовательности. Поэтому в священных книгах разных народов можно видеть часто весьма странное для нас нагромождение самых разнородных элементов: правил культуры, гигиены, юридических и технических, экономических обычаев и политических доктрин и т.д. Однако по мере становления четко оформленных государств, уже складывалась стройная организационная и управленческая структура иерархического типа. Размышляя над проблемами мироздания древнегреческие философы и ученые достигали порой фантастических результатов, хотя опирались всего лишь на свою наблюдательность и на умение сравнивать, сопоставлять факты, анализировать и выстраивать свои умозаключения. Успех высокой результативности их умозаключений, возможно, объясняется использованием того самого принципа всеобщей связи вещей и явлений в природе. Пифагор (570 — 497 гг. до н.э.), философ и ученый, много интерпретирует понятия целого и части, определенности и неопределенности, безграничного и ограниченного. Гераклит (520 — 460 гг. до н.э.) искал первопричину, по которой все в космосе подчиняется определенному ритму и гармонизируется. Именно он высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды). Противоположности пребывают в вечной борьбе («раздор есть отец всего»), и в то же время в космосе царит скрытая гармония. Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), древнегреческий философ и учитель Платона, глубоко задумывался над законами человеческого общества. Платон (428 — 348 гг. до н.э), В трактате «Государство» он пишет, что идеальное государство — это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники, и описывает пять форм организации правления: аристократию — правление «лучших людей», знати; олигархию — власть немногих сильных и имущих; тимократию — правление худших и корыстных; тиранию — единоличное правление на основе насильственного захвата власти и демократию — «правление многих», народовластие. Аристотель добавил к этому перечню охлократию — временную власть возмущенной толпы. Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — выдающийся философ, учитель и воспитатель знаменитого императора Александра Македонского. Ввел термин экономика (от греч. oikos — жилище, обитель, хозяйство, дом и notnos — закон). Экономикой Аристотель назвал тот способ ведения хозяйства, который направлен на приумножение и приобретение благ, необходимых для жизни или полезных для дома и государства. Аристотель сформулировал принципы демократического управления: суверенен народ, а не закон; богатые и бедные участвуют в управлении на базе очень низкого имущественного ценза; к занятию должностей допускаются все граждане, кроме тех, кто подвергается судебному преследованию и за абсолютным исключением рабов. Хотя становление понятия «системы» в науке, связанное с общей теорией систем, относится ко второй половине ХХ в., зарождение этих представлений произошло еще в его начале. Одна из первых попыток широкого системного и организационного видения мира — книга А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука. Тектология» (1912 — 1917 гг.), над которой он работал в течение 20 лет и которую считал главным трудом жизни. Концепция Богданова — яркий образец формирующегося системного мышления начала прошлого века, подход к общей науке организации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |