|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бергсон А. «Творческая эволюция»
Введение Глава первая. Об эволюции жизни -механицизм и целесообразность Глава вторая. Направление эволюции - оцепенение, интеллект, инстинкт Глава третья. О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта Глава четвертая. Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия. Взгляд на историю систем. Реальное становление и ложный эволюционизм.
· длительность – одна из основных категорий Длительность есть сама ткань реальности… Длительность" Бергсон усматривает и в "неорганизованных" телах. "Вселенная длится…. · длительность обозначает изобретение, создание форм, постоянную разработку абсолютно нового, развитие · материя скорее течение, чем вещь · Не существует вещей: есть только действия. вещи и состояния - это только снимки, в которых наш разум схватывает процесс становления. вещь является результатом отвердения, вызванного деятельностью нашего разума · Живое существо есть центр действия · Восприятие реальности в её дискретной форме - это главное заблуждение интеллекта. Этой аналитической способности понимания Бергсон противопоставляет синтетические инстинкт и интуицию · наша мысль в ее чисто логической форме неспособна представить себе истинную природу жизни, глубокое значение эволюционного движения. наша логика есть, по преимуществу, логика твердых тел. · Жизнь - это тенденция, сущность же тенденции есть развитие в форме пучка: одним фактом своего роста она создает расходящиеся линии. · Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв -некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным · Жизн. Порыв реализуется путем разъединения и раздвоения (диссоциация, дивергенция) · В первой главе мы примеряем на эволюционный процесс две готовые формы, два готовых одеяния, которыми располагает наш разум : механицизм и целесообразность; мы показываем, что оба они не подходят. · в эволюции нужно видеть нечто совершенно иное, чем серия приспособлений к обстоятельствам, как утверждает механицизм, а также нечто иное, чем реализация общего плана, как того желала бы телеология. · Эволюция не является только движением вперед: во многих случаях наблюдается топтание на одном месте, еще чаще - отклонение в сторону или возврат назад. · существует прогресс, если понимать под прогрессом непрерывное движение в общем направлении, которое было дано первичным импульсом, но этот прогресс осуществляется только на двух или трех главных линиях эволюции; · … растения и животные соответствуют двум расходящимся эволюционным направлениям жизни. · мир растений с его неподвижностью и нечувствительностью, животные с их подвижностью и сознанием · Растительное бесчувствие, инстинкт и разум сожительствуют в эволюции Со времен Аристотеля философы природы ошибались в том, что "видели в растительной, инстинктивной и разумной жизни три последовательных степени одной и той же тенденции, которая развивается, тогда как это три расходящихся направления деятельности, которая разделяется по мере своего роста · вся эволюция животного мира, за исключением возвратов к растительной жизни, совершалась по двум расходящимся путям, один из которых вел к инстинкту, другой - к интеллекту. · Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество · жизненный порыв - это потребность в созидании: "Он не может созидать безусловно, ибо встречает перед собой материю, то есть движение, противоположное своему. Но он захватывает эту материю, которая является самой необходимостью, и пытается ввести в нее как можно больше неопределенности и свободы". · Сознание - это синоним изобретательности и свободы. · человек может предстать как "предел", "цель" эволюции, даже если он - лишь одно из очень многих направлений творческой эволюции… Человеку удается овладеть своими автоматизмами, превзойти их · философия жизни становится у Бергсона теорией познания. · интеллект и инстинкт предполагают два радикально различных рода познания. · Функцией интеллекта является установление отношений. Инстинкт непосредственно постигает определенные предметы в самой их материальности. Категорич. и гипотетич знание · основной объект разума (интеллекта) - неорганизованное твердое тело. Разум оперирует ( ясно представляет себе) только прерывистым, устойчивым, неподвижным, когда интеллект хочет представить себе движение, то воссоздает его из неподвижностей, которые и рядополагает. · В естественном состоянии интеллект преследует практически полезную цель · Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни. · Инстинкт же, напротив, принял форму жизни. В то время как интеллект рассматривает все с механистической точки зрения, инстинкт действует, скажем так, органически · Т.о. интеллект и инстинкт обращены в две противоположные стороны: первый к инертной материи, второй - к жизни. · интуиция позволяет установить связь между инстинктивным познанием и разумом….. Внутрь же самой жизни нас могла бы ввести интуиция - то есть инстинкт, ставший бескорыстным, осознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно. · и инстинкт и интеллект выделяются на едином фоне, который можно было бы назвать, за неимением лучшего слова, Сознанием в целом и который должен быть коэкстенсивным всей жизни. Этим мы подсказывали мысль о возможности выведения интеллекта из сознания, которое его охватывает. в истоках жизни лежит сознание или, скорее, сверхсознание. Сознание или сверхсознание - это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; · В четвертой главе анализирует "кинематографический механизм мысли» Механизм нашего познания похож на кино (чередование кадров, создающее впечатление движения).
Э. Гуссерль Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |