|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология(введение в феноменологическую философию)
I. КРИЗИС НАУК КАК ВЫРАЖЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ї 1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СУЩЕСТВУЕТ КРИЗИС НАУК ПРИ ВСЕХ ИХ ПОСТОЯННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ? Г. говорит о кризисе наук - не только философии (ненаучной, которой в наше время угрожает опасность впасть в скепсис, иррационализм и мистицизм), но и конкретных наук о духе, и задается вопросом, должны ли мы говорить о кризисе и позитивных наук, в том числе чистой математики, точных естественных наук.
ї 2. ПОЗИТИВИСТСКАЯ РЕДУКЦИЯ ИДЕИ НАУКИ ЛИШЬ К НАУКЕ О ФАКТАХ. "КРИЗИС" НАУКИ КАК УТРАТА ЕЮ СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ со 2ой пол. 19в позитивные науки приобрели исключительно значение на мировоззрение совр. человека. Вместе с тем наука, понятая лишь как эмпририческая наука, формирует лишь сугубо эмпирически ориентированных людей, самоотстраняется от вопросов, действительно решающих для человечества – смысложизненных, экзистенциальных вопросов. Физическая наука абстрагируется от всякой соотнесенности с субъективным. …Науки о духе также, как они полагают, в соответствии с нормами строгой научности, требуют от исследователя исключения всех ценностных установок. Научная, объективная истина состоит исключительно в констатации фактичности мира, как физического, так и духовного. Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности…. Европейское человечество пережило в эпоху Возрождения революционный переворот. идеал Возрождения - античный человек, формирующий себя в своем свободном, благом разуме. Наиболее существенным в человеке античности является "философская" форма существования, т.е. стремление сделать свободным себя и свою жизнь, разумное постижение мира, свободное от всякой связи с мифами и традицией ….весь окружающий-человеческий мир, политическое и социальное бытие человечества формируется из свободного разума, из универсальной философии позитивистское понятие науки отбрасывает все вопросы, обычно относящиеся к узко или широко понятой метафизике. Эти вопросы явно или неявно включают в свой смысл проблему разума - разума во всех его специфических формах. Под разумом Г. имеет в виду "абсолютные", "вечные", "надвременные", "безусловно" значимые идеи и идеалы. Все эти " метафизические " в широком смысле вопросы …претендуют на более высокое место по сравнению с вопросами о фактах. Позитивизм, так сказать, обезглавливает философию. (Г. говорит об усиливающейся пропасти между постоянными неудачами метафизики и непрерывным, все более мощным ростом теоретических и практических результатов позитивных наук, в результате чего ученые все больше чураются философии, но у ученых, исполненных философского духа, зарождается протест, исходящий из глубинных, хотя и непроясненных мотивов, направленный против господствующих идеалов, кажущихся всем понятными.) Все науки нового времени (поскольку обосновывают себя в качестве ответвлений философии) испытывают кризис, воспринимаемый как загадочный – не понятный ученым на фоне их теор. И практич. Достижений. Этот кризис, по Г, потряс весь смысл науки. (проблема подлинного идеала универсальной философии и ее подлинного метода оказывается внутренней движущей силой всех исторических изменений философии.) ... История философии, рассмотренная изнутри, все более и более приобретает характер борьбы за существование, а именно борьбы философии, наивно верящей в разум, со скепсисом, отрицающим или фактически обесценивающим ее. Скепсис относительно самой возможности метафизики, крах веры в универсальную философию как руководительницу человека нового времени означает вместе с тем крушение веры в разум, утрату веры человека в самого себя ( кризис всего европейского человечества, его «экзистенции») духовная борьба европейского человечества развертывается как борьба различных философий, а именно борьба между скептической философией (скорее нефилософией, поскольку от философии в ней сохранилось лишь название, а не задача) и действительной философией, еще живой в наши дни. Ее жизненность состоит в том, что она борется за свой истинный и подлинный смысл и тем самым за смысл подлинного человечества. Идея о том, что европейское человечество несет в самом себе абсолютную идею,) рационализм 18в …. и тот способ, которым он пытался найти почву для европейского человечества, наивны. Но не отброшен ли вместе с этим наивным и даже нелепым рационализмом подлинный смысл рационализма? Не есть ли иррациональность - следствие бездушной и скверной рациональности, еще более скверной, чем прежний рационализм? необходимо радикально изменить общий смысл философии, который представлялся нам чем-то "само собой разумеющимся " во всех ее исторических формах. Практическая возможность новой философии доказывается благодаря постановке новой задачи и нахождению универсальной аподиктической почвы философии, коренящейся в действии II. ОБЪЯСНЕНИЕ ГЕНЕЗИСА ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ФИЗИКАЛИСТСКИМ ОБЪЕКТИВИЗМОМ И ТРАНСЦEHДEHTAЛЬHЫM СУБЪЕКТИВИЗМОМ, ВОЗНИКШЕГО В НОВОЕ ВРЕМЯ Галилей осуществил замещение единственно реального, опытно воспринимаемого мира - мира нашей повседневной жизни миром идеальных сущностей, который обосновывается математически. Галилей - создатель или, отдавая должное его предшественникам, один из создателей физики. Это - гений, одновременно положивший начало и завершивший физикалистское понимание природы. называю Галилея наиболее выдающимся мыслителем нового времени. Я называю Галилея наиболее выдающимся мыслителем нового времени. Я восхищен величайшим основателем всей классической и неклассической физики Природа в своем "истинном бытии-самом-по-себе" является математической. Относительно пространственно-временных форм природы мы обладаем "врожденными способностями" (название возникло позднее), которые дают возможность познать истинное бытие-само-по-себе, как бытие, определенное в своей математической идеальности (до всякого действительного опыта). Имплицитно математическая идеальность врождена нам. Иначе обстоит дело с конкретнойуниверсальной закономерностью природы, хотя она также является всецело математической. Она дана "а posteriori", благодаря индукции данных эмпирического опыта. Ошибочно противопоставление, с одной стороны, априорной математики пространственно-временных форм и, с другой стороны, индуктивного естествознания Мы не имеем априорной очевидности конкретно существующей природы: общая математика природы, выходящая за пределы пространственно-временных форм, должна быть создана индуктивно из фактов опыта. _______ Уже на заре нового времени началось завоевание и открытие горизонта математической бесконечности. Формируется алгебра, математика континуума, аналитическая геометрия. Новоевропейское человечество прежде всего выдвинуло идею о том, что целостность бесконечно сущего мира - это внутренне рациональная целостность.Эта идея стала господствующей в универсальной науке. Но эта идея не ограничилась только новой математикой. Вскоре рационализм проникает в естествознаниеи формирует совершенно новую идею - идею математического естествознания. Ее с полным правом уже давно называют идеей Галилея. ….. она привела и к изменению идеи философии, понятой как наука о мире и всем сущем. Галилей осуществил математизацию природы. В чем ее смысл? Галилей, не сознавая этого, поставил вопрос о том, как же возникает исходная идеализирующая процедура (как она возникает на базе догеометрического, чувственного мира и присущих ему практических искусств. Геометрии идеальных сущностей предшествовало практическое искусство землемерия. именно геометрия, с присущей ей наивной априорной очевидностью определила мышление Галилея и привела его к выдвижению идеи физики, ставшей делом всей его жизни. Так, исходя из практического понимания пути, которым геометрия содействует однозначному определению чувственного мира, ставшего традицией, Галилей заявляет: там, где такая методика создана, мы можем преодолеть относительность субъективных взглядов, существенных лишь для эмпирически созерцаемого мира. На этом пути мы открываем тождественную, безотносительную истину, в которой каждый может убедиться, каждый, кто в состоянии понять и применять эти методы. Следовательно, здесь мы постигаем истинно сущее, правда, в форме эмпирически данного сущего, которое все более и более приближается к геометрически идеальной форме, действующей как руководящая сила. идеальная практика "чистого мышления", относящуюся исключительно к царству чистых предельных форм, складывалась в длительном процессе истори и, в интерсубъективной социализации обычных методов идеализации и конструирования. С помощью чистой математики и практического искусства измерения можно построить для всего физического мира совершенно новое индуктивное предсказание, а именно на основе уже данных и измеренных характеристик форм "рассчитать" неизбежные характеристики, еще неизвестные и недоступные для непосредственного измерения. Так идеальная геометрия, отчужденная от мира, становится "прикладной" и вместе с тем в известном смысле всеобщим методом познания реальности. непосредственная математизация (или какой-то аналог аппроксимативного конструирования) специфических чувственных качеств в принципе невозможна. тела эмпирически воспринимаемого мира в соответствии со структурой мира, априорно принадлежащей самому миру, таковы, что каждое тело при расширении себя, говоря абстрактно, становится протяженностью, а протяженность всех этих форм оказывается некоей, совокупной, бесконечной протяженностью мира. В качестве мира, универсальной конфигурации всех тел протяженность - это тотальная форма, охватывающая все формы, а эта форма идеализируема с помощью аналитических процедур и становится господствующей благодаря процедуре конструирования. Конечно, к структуре мира принадлежат все тела, обладающие специфическими чувственными качествами. Однако в основе качественных конфигураций нет какого-либо аналога пространственно-временным формам. универсальная и точная причинность, которая не достигается, конечно, с помощью индукции При алгебраической калькуляции нужно отказаться от геометрического значения, даже отбросить его; считать - означает вспомнить лишь в конце, что числа характеризуют какие-то величины. Конечно, здесь не идет речь об обычном "механическом" счете чисел, а о мышлении, об открытиях, о великих открытиях, но все же незаметно было осуществлено "символическое" изменение смысла. Из этого позднее проистекает совершенно осознанный методический сдвиг - методический переход, например, от геометрии к чистому анализу, который трактовался как наука в собственном смысле, а результаты, полученные в нем, были применены в геометрии. Процесс трансформации метода приводит к идее о полной, универсальной " формализации", "логистики.. Лейбниц, далеко опередив свое время, впервые выдвинул универсальную и внутренне законченную идею о высшей форме алгебраического мышления, названной им " mathesis universalis ". В создании его он видел задачу будущего. В своем полном и целостном смысле этот способ мышления не означает ничего иного, как всестороннее осуществление формальной логики - науки о смысловых структурах, конструируемых чистым мышлением, обладающих пустой, формальной всеобщностью. На этой основе возникает наука о "многообразии …."многообразия" - это сложное всеединство предметов вообще, которые мыслятся как "известные" лишь в пустой, формальной всеобщности… конструируется формально-логическая идея некоего "мира вообще". Процесс технизации – правомерный и необходимый процесс. Технизация формально-математического мышления : превращение мышления из опытного мышления, делающего открытия и создающего гениальные конструктивные теории, в мышление, которое имеет дело с изменяющимися, "символическими" понятиями. Тем самым опустошается как чисто геометрический, так и естественнонаучный способ мысли, реализующийся в приложениях к эмпирической при роде. Кроме того, технизация пронизывает все естествознание, кроме некоторых методов. … ГЕНЕЗИС ДУАЛИЗМА ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ МИРА "MORE GEOMETRICO" благодаря Галилею впервые была сформулирована идея природы как реального, замкнутого физического мира. Вместе с математизацией, вскоре ставшей чем-то само собой разумеющимся, возникло и представление о замкнутой в себе природной каузальности, в которой все события были однозначно и заранее детерминированы. Тем самым был явно подготовлен дуализм, который вскоре и проявился философии Декарта. Раскол на два мира – природы и души, физич и психич – результат парадигмальности естественнонаучного метода – или ест-науч рациональности С начала нового времени: мир должен быть сам по себе рациональным, в том новом смысле рациональности, которая была принята в математике и соответственно в математизируемой природе. Поэтому философия - универсальная наука о мире должна быть построена как единая и рациональная теория "more geometrico". Классическим примером того, как натуралистический рационализм нового времени пытался создать систематическую философию - метафизику, науку о высших предельных вопросах, о разуме и вместе с тем о фактах - по геометрическому образцу ("ordine geometrico") была этика Спинозы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |