|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Кризис понятия сознания
Я сведу значение первого вопроса к двум предположениям: 1. Существует уверенность относительно непосредственности сознания, но эта уверенность не есть истинное знание о самом себе; 2. Любая рефлексия отсылает к иррефлективному, но это иррефлективное тем более не является истинным знанием о бессознательном. Приведенные два предположения составляют то, что я выше назвал недопониманием феноменологии, когда речь идет о проблемах, поставленных бессознательным. В итоге это ведет нас к следующему пределу - к рефлексивному непониманию бессознательного. 1. Существует непосредственная уверенность в сознании, и она неодолима; именно это утверждает Декарт в своих "Принципах" (первая часть девятой статьи): "Под словом "мышление" я понимаю все то, что происходит в нас таким образом, что мы сами непосредственно воспринимаем это; вот почему не только понимать, хотеть, воображать, но и чувствовать означает здесь то же самое, что и мыслить..." Но если эта уверенность как таковая неодолима, то как истина она сомнительна. Мы знаем теперь, что интенциональная жизнь, взятая во всем ее объеме, может иметь иные смыслы, отличные от непосредственного смысла. Наиболее скрытая, наиболее общая и, надо признать, наиболее абстрактная возможность бессознательного вписана в этот изначальный разрыв между уверенностью относительно сознания и истинным знанием о сознании; это знание не дано, его необходимо искать и находить; адекватность "я" и "я", которую можно было бы назвать самосознанием в самом значительном смысле этого слова, стоит не в начале, а в конце. Это - идея-лимит; именно эту идею-лимит Гегель называл абсолютным знанием; во всяком случае, независимо от того, считаем ли мы возможным говорить об абсолютном знании, мы можем согласиться с утверждением, что знание стремится к конечному результату, что оно не останавливается в начальной точке сознания; более того, абсолютное знание есть понятие философии Духа, а не философии сознания; что бы мы ни думали о гегельянстве и его достижениях, нам известно по крайней мере, что единичное сознание не может сравняться с собственным содержанием; идеализм индивидуального сознания невозможен; в этом смысле критика, какой Гегель подвергал индивидуальное сознание и его претензию на совпадение со своим собственным содержанием, как раз симметрична фрейдовской критике сознания, опирающейся на аналитический опыт. Несмотря на то что Гегель и Фрейд идут в прямо противоположных направлениях, они говорят одно и то же: сознание — это то, что не может тотализоваться, и поэтому философия сознания невозможна. 2. Это первое, негативное, рассуждение ведет ко второму рассуждению. Гуссерлевская феноменология начала с критики рефлексивного сознания и ввела в обиход ныне хорошо известную тему дорефлексивного и иррефлексивного. Неоценимой заслугой гуссерлевской феноменологии, какие бы негативные последствия за этим ни стояли, является признание того, что исследование "конституирования" отсылает к пред-данному и предконституированному. Но гуссерлевская феноменология не может идти до конца в развенчании сознания; она остается в кругу, очерченном отношениями между noese и поете и отводит понятию о бессознательном лишь место второстепенной темы "пассивного генезиса". Следует довести до конца развенчание рефлексивного подхода к сознанию: бессознательное, к которому отсылает иррефлексивное феноменологического метода, еще "способно стать сознательным"; оно неотделимо от сознания, оно то, что находится вне внимания, оно — как бы неактуальное сознание, если сопоставлять его с сознанием актуальным. Такова теорема, выводимая в первом томе "Идей": сознание не может быть полностью актуальным; оно - это отношение к неактуальному сознанию. Но совокупность фактов, которые необходимы для выработки понятия о бессознательном, не входят в эту теорему. Это говорит о ее ограниченности. Здесь возникает необходимость пройти через "модели", которые для феноменологии должны с неизбежностью выступать как "натуралистические" модели. Именно фрейдовский реализм является необходимым этапом в усвоении того, что рефлексивное сознание терпит поражение. Но, как станет ясно в конце нашего исследования, это поражение не напрасно, оно не является полностью негативным; помимо того, что оно обладает педагогическим и дидактическим значением, что оно в состоянии подготовить нас к восприятию уроков фрейдизма, с этого поражения начинается преобразование сознания; сознание начинает понимать, что оно должно со всей строгостью переосмыслить себя и свои необоснованные претензии, которые являются следствием нарциссического отношения непосредственного сознания к жизни. Своим поражением сознание обнаруживает, что его непосредственная уверенность в себе есть лишь самомнение; может ли оно в таком случае найти доступ к мышлению, которое не есть более внимание сознания к сознанию, а внимание к говорению, к тому, что говорится в говорении.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |