|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГРАНИЦЫ ФРЕЙДОВСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУЛЬТУРЫВсякое сопоставление фрейдизма с другими теориями культуры оказывается затруднительным по той причине, что его творец никогда не думал о границах своей интерпретации: он признавал, что существуют иные импульсы, нежели те, какие он изучал, но никогда исчерпывающе не перечислял их. Он говорил о труде, социальной связи, необходимости, реальности, но не предполагал, каким образом психоанализ может сотрудничать с науками или отличными от психоанализа интерпретациями. И это именно так: всякого, кто с полным пониманием хотел бы усвоить психоанализ с собственных позиций, крайняя предвзятость его основателя ставит в затруднительное положение. Но с чего же следует начинать? Одно из наших предварительных замечаний могло бы послужить руководящей нитью: Фрейд, говорили мы, в целом понимает, что такое феномен культуры и человеческий фактор, но понимает ихс одной точки зрения. Он понимает их со стороны "моделей" - топико-экономической и генетической, -а не со стороны содержания, подвергшегося интерпретации; именно исходя из этого следует искать границы фрейдовской интерпретации культуры. Что же не позволяют понять эти модели? Объяснение культуры через чувственные переживания, удовольствия и страдания и исходя из филогенетических и онтогенетических истоков, несомненно, впечатляет; мы сразу же можем сказать, что значение этого усилия несомненно и оно сродни деятельности Маркса и Ницше по разоблачению "ложного" сознания. Но от этого предприятия нельзя ожидать ничего, кроме критики достоверного. Такая задача требует другого метода: не герменевтики психических выражений, таких, как сновидения и произведения искусства, симптом и религиозная догма, - а рефлексивного метода, примененного к человеческому действованию в его целостности, то есть к усилию существовать, к стремлению желать и быть и одновременно к многочисленным опосредованиям, с помощью которых человек пытается обеспечить осуществление своих самых сокровенных желаний и намерений. Соединение одной и другой, рефлексивной философии и герменевтики смысла, является самой неотложной задачей современной философской антропологии. Но "общую структуру", в которую можно было бы вписать фрейдовскую метапсихологию, наряду с чуждыми психоанализу герменевтиками, нужно создавать почти заново. Здесь не место для такого рода попыток. Мы можем только выделить некоторые пограничные зоны внутри этого огромного поля, взяв за исходный момент теорию иллюзии, которая, несомненно, имела у Фрейда центральное значение. Фрейдовская концепция иллюзии представляет интерес в том плане, что она показывает, каким образом "успокаивающие" представления, которые позволяют выносить страдание, возникают не только на основе отказа от импульсов, но и исходя из этого отказа; такова природа желаний и их развития, то есть инвестиций и контр-инвестиций, составляющих существо иллюзии. Именно в этом смысле мы можем сказать, что сама теория иллюзии является от начала и до конца экономией. Но, признавая это, мы тем самым отказываемся искать здесь исчерпывающую интерпретацию феномена ценности, который один только в состоянии учитывать самую фундаментальную рефлексию о динамизме деятельности. Так же, как нам удалось разрешить тайну политической власти, когда мы утверждали, что связь с вождем приводит в действие все либидозное инвестирование гомосексуального характера, нам не удалось разрешить тайну "авторитета ценности", когда мы в переплетении морального и социального явлений разглядели фигуру отца и сделали вывод - насколько реальный, настолько же и фантастический - об идентификации с этой фигурой. Одно дело - основание такого феномена, как власть или ценность, и совсем другое дело - чувственное выражение того, что мы испытываем по их поводу, равновесие человеческой жизни, протекающей в удовольствиях и страдании. Различие между проблемами основания и проблемами импульсной экономии является, конечно, различием принципиальным. По меньшей мере оно обозначает границы интерпретации, руководствующейся экономической моделью. Можно сказать, что это различение весьма абстрактно и никак не затрагивает ни психоаналитическую концепцию, ни работу психоаналитика. Мне, напротив, кажется, что эта граница четко прочерчивается, если обратиться к фрейдовскому понятию "сублимации", которое на деле является понятием смешанным, неоднородным и, не опираясь ни на какие принципы, соединяет экономическую точку зрения с аксиологической. В сублимации импульс работает на "высшем" уровне, так что можно сказать, что энергия, включенная в новые объекты, остается той же самой, что ранее была включена в сексуальный объект. Экономическая точка зрения берет в расчет только энергетическое происхождение, а не новизну ценности, порожденную этим отказом и этой фиксацией. Данную трудность стыдливо прячут, говоря о социально приемлемых цели и объекте: социальная полезность есть фиговый листок, которым стремятся скрыть незнание, когда речь идет о вызванной сублимацией проблеме ценности. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о религиозной "иллюзии". Мы уже отмечали: Фрейд ведет речь не о Боге, а о боге людей. Психоанализ не в состоянии радикальным образом разрешить проблему "радикального истока вещей" (Лейбниц), но он в силах разоблачить инфантильные и архаические представления, под воздействием которых мы живем; это не только принципиальное его отличие: оно касается работы психоаналитика. Последний не является ни теологом, ни антитеологом;как аналитик, он агностик, то есть он некомпетентен. Как психоаналитик, он не может сказать, есть ли Бог только фантазм бога; но он в состоянии помочь своему пациенту преодолеть инфантильные и невротические формы веры. Относительно веры он может решить - или признать, - что религия есть всего лишь инфантильное и невротическое верование, пружины которого раскрыл психоанализ; если это верование не выдержит данного критического испытания, значит, оно недостойно того, чтобы продолжать свое существование; но в таком случае ничто не говорит ни в пользу веры в Бога, ни против нее. Я сказал бы то же самое другими словами: если вера должна быть чем-то отличным от религии, то для ее рождения необходимо, чтобы религия умерла. То, что Фрейд отказывается от такого различения, несущественно. Он является AufklKrer, человеком XVIII века; его рационализм и его, как он сам говорит, неверие есть не плод, а предпосылка интерпретации религиозной иллюзии, которую он считает исчерпывающей; несомненно, что раскрытие религии как иллюзии существенным образом меняет условия всякого осознания, но психоанализ не касается проблемы радикального истока, потому что его точка зрения в данном случае экономическая, и только экономическая. Я еще немного остановился бы на том, что, но моему убеждению, является ошибочным во фрейдовской интерпретации феномена культуры вообще и иллюзии в частности: иллюзия для Фрейда есть представление, которому не соответствует никакая реальность; его определение — это определение позитивиста. Разве функция Воображения не ускользает при позитивистском противопоставлении реально—иллюзорное? Одновременно с фрейдизмом и независимо от него мы поняли, что мифы и символы суть носители смысла, который избегает данной альтернативы. Иная герменевтика, отличная от психоанализа и более близкая феноменологии религии, учит нас тому, что мифы не суть небылицы, то есть "ложные", "ирреальные" истории; вопреки всякому позитивизму эта герменевтика предполагает, что "истинное" и "реальное" не сводятся к тому, что может быть подтверждено экспериментально или с помощью математических доказательств; они касаются нашего отношения к миру, существам, бытию; именно это отношение миф начинает использовать, опираясь на воображение. Эту функцию воображения, которую, каждый по своему, признавали Спиноза, Гегель и Шеллинг, Фрейд одновременно и готов и не готов признать; то, что его приближает к ней, это его практика "интерпретации", а удаляет от нее - "метапсихологическое" теоретизирование, то есть философия, построенная по принципу экономической модели. С одной стороны, Фрейд действительно создал свою теорию интерпретации в противовес физи-кализму и биологизму, господствовавшим в психологии. Интерпретировать значит идти от явного смысла к смыслу скрытому. Интерпретация полностью принадлежит сфере смысла и содержит в себе отношения силы (вытеснение, возврат вытесненного) только как отношения смысла (цензура, маскировка, сгущение, перемещение); отныне ничто так не требуется от Фрейда, как преодолеть ослепленность фактом и признать универсум смысла. Но Фрейд продолжает вписывать все сделанные им открытия в рамки позитивизма, что сводит их на нет. С этой точки зрения "экономическая" модель играет весьма противоречивую роль: она эвристична, поскольку исследует глубины, которых она в состоянии достичь, но вместе с тем она консервативна по самой своей задаче - выразить все смысловые отношения на языке ментальной гидравлики. Если иметь в виду первый аспект, свидетельствующий об открытии нового, то он уничтожает позитивистские рамки объяснения; если иметь в виду второй аспект, то есть фрейдовское теоретизирование, он укрепляет эти рамки и проповедует наивный "ментальный энергетизм", который зачастую господствует в его школе. Задача философской антропологии как раз и будет состоять в том, чтобы покончить с противоречиями внутри фрейдовской метапсихологии и связать воедино различные стили, существующие в современной герменевтике, в частности фрейдовскую герменевтику и феноменологию мифов и символов; однако философская антропология сможет связать эти различные стили, лишь подчинив их той фундаментальной рефлексии, о которой мы говорили выше. Принципиальная ограниченность "экономической" модели сказывается в свою очередь на моде-чи "генетической". Как мы уже видели, Фрейд генетически объясняет то, что не имеет позитивной истины. У него "исторический" исток (в фи логенетическом и онтогенетическом смысле) занимает место аксиологического, или радикального, истока. Я объясняю этой слепотой Фрейда по отношению к совсем иной функции иллюзии, не искажающей позитивную реальность, отсутст вием у него интереса ко всему тому, что не является простым повторением архаической или инфантильной формы, то есть простым "возвратом вытесненного". Особенно поразительно это в отношении к религии: все, что могло бы сопутствовать первичному утешению, идущему от богов, понятых по образу отца, не существенно. Но кто может утверждать, что смысл религии заключается скорее в возврате воспоминаний, связанных с умерщвлением отца ордой, чем в новациях, с помощью которых религия удаляется от своей первоначальной модели? Находится ли смысл в генезисе или в эпигенезе? В возвращении вытесненного или в обновлении старого?* И не генети-
*фрейд неоднократно наталкивался на границы собственной теории: в чем причина, задавался он вопросом в "Моисее и монотеистической религии", последующего прогресса в развитии идеи Бога, который начинается вместе с богопочита-нием в очевидной форме? Вера во всемогущество мышления, соединенного с суждением, которому человек вверяет развитие языка, как представляется, относится к другому регистру, не к тому, что управляет генетической и топико-экономичес-кой моделями; хорошо, что Фрейд не пошел дальше в этом направлении. Или еще: перемещение акцента с очевидного материнства на предположительное отцовство намекает на то, что об отце еще не все сказано, если иметь в виду амбивалентность любви и страха. А вот еще: разве счастье отречения объясняется исчерпывающим образом ссылкой, с одной стороны, на идею об усилении любви, которой Сверх-Я, как наследник отца, отвечает на отказ от импульсивного удовлетворения, с другой — на идею об усилении нарциссизма, который соединялся бы с сознанием поощрения действия. И почему смысл религии надо искать исключительно там, где имеет место "отказ от импульсов"? Почему бы религии не покровительствовать заговору братьев и не требовать признания прав за всеми членами братской орды? Вс& это говорит не об увековечивании воли отца, не о возврате вытесненного, а о возникновении нового порядка.
ческое объяснение может это разъяснить, а радикальная рефлексия, например та, о которой говорит Гегель в "Уроках по философии религии"; •эта рефлексия опирается на развитие религиозного представления, а не на его повторение. Сомнение относительно правомерности генетической модели тесно связано, с вопросом о границах экономической модели: возможно, что мифопоэтическое воображение в своей функции онтологического исследования (разведывания) действительно является инструментом этой новаторской коррекции, идущей в обратном направлении по отношению к архаическому повторению. Существует прогрессивная история символической функции, воображения, которая не совпадает с регрессивной историей иллюзии как простого "возврата вытесненного". Но в состоянии ли мы отличить одну историю от другой? Движение вперед от движения назад, творчество от повторения? Здесь как раз нам не хватает уверенности. Мы прекрасно знаем, что рассуждение о границах, как бы правомочно и обоснованно оно ни было, ничем не отличается от доказательств и рационализации, какие обнаруживает психоанализ. Вот почему нам следует оставить нашу критику и подвешенном состоянии и внимательно заняться вопросом о самосознании в психоанализе. Может быть, в конце этого предприятия мы обнаружим, что "место" психоанализа в современной культуре остается и должно оставаться неопределенным до тех пор, пока его предсказания не будут освоены вопреки (а может быть, и благодаря) его ограниченности. Сопоставление фрейдизма с другими интерпретациями культуры, не противоречащими, но конкурирующими с ним, поможет нам сделать шаг вперед.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |