|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Дикарское мышлениеВ "Дикарском мышлении" Леви-Строс приступает к дерзкому обобщению идей структурализма. Разумеется, ничто не дает нам оснований утверждать, будто автор отказывается от сотрудничества с другими способами понимания; тем более нет оснований говорить, что структурализм выходит за отведенные ему границы; он распространяет свой анализ не на все мышление, а лишь на его определенную стадию, и стадия эта - дикарское мышление. Тем не менее читатель, переходя от "Структурной антропологии" к "Дикарскому мышлению", поражается изменению направления структуралистского исследования и его тона: мы все больше и больше уклоняемся от изучения родства в сторону искусства и религии; предметом изучения становится мышление, взятое во всем его объеме; этот уровень мышления принимается за единственно возможную форму мышления; здесь нет противопоставления дикарей цивилизованным людям, нет первобытного менталитета, как нет и мышления дикарей; нет более экзотики как таковой; за пределами "тотемической иллюзии" существует только дикарское мышление, и оно не предшествует логическому мышлению; оно не дологично, оно подобно логическому мышлению; подобие здесь выражено вполне определенно: его разветвленная классификация, его утонченные наименования и есть само классифицирующее мышление, действующее, как говорит Леви-Строс, на другом стратегическом уровне - чувственном. Дикарское мышление - это упорядочивающее мышление, но оно не мыслит о самом себе. В этом смысле оно соответствует требованиям структурализма, о которых говорилось выше: бессознательный план, то есть план, понимаемый как система различий, можно трактовать объективно, "независимо от наблюдателя". Интеллигибельны, следовательно, одни только упорядочивания, совершающиеся на бессознательном уровне; понимание состоит не в том, чтобы продолжить интенции смысла, дать им новую жизнь в историческом акте интерпретации, который сам вписывался бы в традицию; интеллигибельность связывается с кодом, в соответствии с которым осуществляются изменения и который обеспечивает соответствие и подобие между упорядочиваниями, совершающимися на различных уровнях социальной реальности (организация на уровне клана, виды и классификация животных и растений, мифов, произведений искусства и т. п.). Я так бы охарактеризовал этот метод: выбор синтаксиса в противовес семантике. Подобный выбор вполне оправдан в той мере, в какой он является своего рода пари, заключенным по поводу связности событий. К сожалению, здесь отсутствует договор относительно условий, о цене, которую придется платить за такой тип понимания, короче говоря -о границах, о которых, однако, в предшествующих трудах нет-нет да и заходила речь. Я, со своей стороны, был поражен тем обстоятельством, что все примеры брались из области географии, которая была областью так называемого тотемизма, и никогда - из области семитского мышления, до-эллинистического или индоевропейского; и я задавался вопросом, что означает подобное изначальное ограничение этнографического и собственно человеческого материала. Не предпочел ли автор выигрышный для себя путь, связывая определенного рода дикарское мышление с культурной аурой, то есть, строго говоря, с "тотемической иллюзией", где упорядочивание стоит больше, чем содержание, где мышление живет главным образом уловками, пользуясь причудливым материалом, смысловыми отходами? К тому же ни разу в этой книге не ставится вопрос о единстве мифологического мышления. Для любого дикарского мышления единство было тем, что надо было еще приобретать. Я также спрашивал себя, поддавались ли столь же легко подобным операциям мифологические основы, из которых все мы исходим: семитские (египетские, вавилонские, арамейские, древнееврейские), древнегреческие, индоевропейские; если я признавал это, то ставил вопрос о том, до какого предела возможно такое воздействие. В примерах, приводимых в "Дикарском мышлении", незначимость содержаний и большое число разного рода упорядочиваний мне представлялись скорее исключениями, чем установленной нормой. Случается, что одна часть цивилизации, та, которой не принадлежит наша культура, более, чем какая-либо другая, поддается анализу с точки зрения структурного метода, заимствованного у лингвистики. Но это не доказывает того, что постижение структур в другом месте было столь же блистательным и, что важно, обходилось собственными средствами. Выше я сказал о цене, какую необходимо было бы платить: цена эта - незначительность содержания, и она не была завышена сторонниками тотемизма, поскольку слишком велика была противоположная цена, то есть значение упорядочения.* мышление тотемистов, как мне представляется, имеет много общего со структурализмом. Я задаюсь вопросом, является ли его пример единичным, если не исключительным!?
* Мы найдем несколько намеков на этот счет в "Дикарском мышлении": "Кажется, что лишь небольшое число цивилизаций, в частности австралийская, имело вкус к учености, к умозрению, к тому, что представляется иногда интеллектуальным щегольством, таким же странным, каким может показаться экспрессия, если говорить о ней применительно к людям, находящимся на рудиментарном уровне материального существования. Если веками и даже тысячелетиями Австралия жила замкнуто и если в этом замкнутом мире господствовала страсть к умозрению и дискуссиям, если, наконец, в ней зачастую все определялось влиянием известной моды, мы можем понять, по чему здесь сложилось нечто вроде общего социологического и философского стиля, не исключающего методического поиска вариаций, и почему не лучшим из них придавалось наибольшее значение и не самые значительные из них либо благосклонно принимались либо отвергались как несущие в себе опасность" (La Penseve sauvage, стр. 118—119). И в конце книги мы читаем: "Существует нечто вроде врожденной антипатии между историей и системами классификаций. Этим, может быть, объясняются попытки апеллировать к "тематической пустоте", поскольку, даже когда речь шла о пережитках, все, что могло бы намекать на тотемизм, казалось, поразительным образом отсутствовало в великих цивилизациях Европы и Азии. И не в том ли здесь причина, что последние объясняли сами себя, опираясь на историю, что никак не соответствовало объяснению, классифицирующему вещи и существа (природные и социальные) с помощью сложившихся групп?" (стр. 397-398)
географии, которая была областью так называемого тотемизма, и никогда - из области семитского мышления, до-эллинистического или индоевропейского; и я задавался вопросом, что означает подобное изначальное ограничение этнографического и собственно человеческого материала. Не предпочел ли автор выигрышный для себя путь, связывая определенного рода дикарское мышление с культурной аурой, то есть, строго говоря, с "тотемической иллюзией", где упорядочивание стоит больше, чем содержание, где мышление живет главным образом уловками, пользуясь причудливым материалом, смысловыми отходами? К тому же ни разу в этой книге не ставится вопрос о единстве мифологического мышления. Для любого дикарского мышления единство было тем, что надо было еще приобретать. Я также спрашивал себя, поддавались ли столь же легко подобным операциям мифологические основы, из которых все мы исходим: семитские (египетские, вавилонские, арамейские, древнееврейские), древнегреческие, индоевропейские; если я признавал это, то ставил вопрос о том, до какого предела возможно такое воздействие. В примерах, приводимых в "Дикарском мышлении", незначимость содержаний и большое число разного рода упорядочиваний мне представлялись скорее исключениями, чем установленной нормой. Случается, что одна часть цивилизации, та, которой не принадлежит наша культура, более, чем какая-либо другая, поддается анализу с точки зрения структурного метода, заимствованного у лингвистики. Но это не доказывает того, что постижение структур в другом месте было столь же блистательным и, что важно, обходилось собственными средствами. Выше я сказал о цене, какую необходимо было бы платить: цена эта - незначительность содержания, и она не была завышена сторонниками тотемизма, поскольку слишком велика была противоположная цена, то есть значение упорядочения; мышление тотемистов, как мне представляется, имеет много общего со структурализмом. Я задаюсь вопросом, является ли его пример единичным, если не исключительным*?
*Мы найдем несколько намеков на этот счет в "Дикарском мышлении": "Кажется, что лишь небольшое число цивилизаций, в частности австралийская, имело вкус к учености, к умозрению, к тому, что представляется иногда интеллектуальным щегольством, таким же странным, каким может показаться экспрессия, если говорить о ней применительно к людям, находящимся на рудиментарном уровне материального существования. Если веками и даже тысячелетиями Австралия жила замкнуто и если в этом замкнутом мире господствовала страсть к умозрению и дискуссиям, если, наконец, в ней зачастую все определялось влиянием известной моды, мы можем понять, почему здесь сложилось нечто вроде общего социологического и философского стиля, не исключающего методического поиска вариаций, и почему не лучшим из них придавалось наибольшее значение и не самые значительные из них либо благосклонно принимались либо отвергались как несущие в себе опасность" (La Penseve sauvage, стр. 118—119). И в конце книги мы читаем: "Существует нечто вроде врожденной антипатии между историей и системами классификаций. Этим, может быть, объясняются попытки апеллировать к "тематической пустоте", поскольку, даже когда речь шла о пережитках, все, что могло бы намекать на тотемизм, казалось, поразительным образом отсутствовало в великих цивилизациях Европы и Азии. И не в том ли здесь причина, что последние объясняли сами себя, опираясь на историю, что никак не соответствовало объяснению, классифицирующему вещи и существа (природные и социальные) с помощью сложившихся групп?" (стр. 397-398)
Вероятно, существует другой полюс мифологического мышления, где слабее синтаксическая организация, где связь с ритмом менее заметна, где соединения с социальными классификациями менее обязательны и где, напротив, семантическое богатство позволяет исторически неопределенные деяния в более изменчивых социальных контекстах. Для этого другого полюса мифологического мышления, несколько примеров которого из древнееврейского мира я сейчас приведу, структурное постижение, может быть, менее значимо, по крайней мере менее свойственно, и более очевидно требует соединения с герменевтическим постижением, которое применяется для интерпретации самих содержаний, чтобы продлить им жизнь и решительно включить в философскую рефлексию. Именно здесь, я полагаю, встает вопрос, являющийся камнем преткновния для современности и требующий своего осмысления: "Дикарское мышление" извлекает все свои следствия из лингвистических понятий синхронии и диахронии и из них же выводит совокупную концепцию об отношениях между структурой и событием. Вопрос состоит в том, чтобы узнать, является ли это отношение идентичным на всех этапах мифологического мышления. Леви-Строс сетует по поводу одного слова, употребляемого Боасом: "Можно сказать, что мифологические универсумы предназначены не для того, чтобы их создавали, а чтобы их уничтожали и на их руинах возводили новые универсумы". (Это слово уже было использовано в названии одной из статей "Структурной антропологии".) Именно перевернутое отношение между синхронической прочностью и диахронической хрупкостью, свойственными мифологическим универсумам, Леви-Строс высвечивает, сравнивая между собой произведения первобытного искусства. Умелец, в отличие от изобретателя, имеет дело с материалом, который он не производил специально для того или иного случая; он пользуется ограниченным и причудливым материалом, который побуждает его работать, как говорится, с помощью крайних средств; материал представляет собой остатки прежних конструкций; для данного момента он, с точки зрения инструментальной, является случайным; умелец имеет дело с уже использованными знаками, которые играют предварительную роль по отношению к новым построениям. Как и первобытное искусство, миф "повествует о скоплении остатков человеческой деятельности, то есть о подосновах культуры". Если пользоваться понятиями "событие" и "структура", "диахрония" и "синхрония", то можно сказать, что мифологическое мышление состоит из структуры в сочетании с остатками, или осколками, событий, создавая свои дворцы из строительного мусора предшествующего социального дискурса; оно предлагает модель прямо противоположную науке, которая придает своим структурам форму нового события: "Мифологическое мышление, эта матрица, создает структуры, упорядочивая события, или, точнее, обломки событий, в то время как наука находится в движении уже потому, что она сама себя обосновывает, созидая в форме событий собственные средства и результаты и опираясь на структуры, которые она фабрикует, не зная покоя, и которые являются ее собственными гипотезами и теориями". Разумеется, Леви-Строс противопоставляет миф науке исключительно для того, чтобы сблизить их, поскольку, как он отмечает, "оба эти предприятия равнозначны": "Мифологическое мышление не является всего лишь пленником событий и опытов, которыми оно располагает и которые оно непрестанно перераспределяет, чтобы раскрыть их смысл; оно также обладает освободительной миссией, поскольку протестует против бессмыслицы, с которой наука на первых порах мирилась и вступала в сговор". Но тем не менее смысл всегда на стороне того, что устраивается сейчас, то есть на стороне синхронии. Вот почему общества так неустойчивы перед лицом события; как и в лингвистике, событие играет здесь роль угрозы, во всяком случае, с ним связан какой-то сдвиг, неожиданное сопротивление (а также демографические потрясения, войны, эпидемии, отрицательно сказывающиеся на существующем положении дел): "Синхронические структуры так называемых тотемических систем находятся под угрозой со стороны диахронических воздействий". Непрочность мифа, таким образом, свидетельствует о примате синхронии. Вот почему так называемый тотемизм является "грамматикой, которой предстоит испытать на себе пагубное воздействие лексики"... "как дворец, смытый потоком, классификация стремится распасться, а ее составные части под воздействием течений и стоячих вод, различных препятствий и ущелий соединяются между собой совсем не так, как того хотел архитектор; следовательно, в тотемизме функция неизбежно берет верх над структурой; перед теоретиками постоянно встает проблема об отношении между структурой и событием. Великий урок тотемизма заключается в том, что форма структуры может иногда переживать структуру, когда та не выдерживает натиска события". Мифологическая история сама находится на службе у этой борьбы, разыгрывающейся между структурой и событием, и говорит об усилии обществ, направленном на отмену разрушительного действия исторических факторов; она воспроизводит тактику устранения исторического фактора и смягчения фактора событийного; таким образом, связывая друг с другом историю и свою временную модель так, что они становятся взаимным отражением друг друга, выводя предка за пределы истории и делая из истории копию предка, "диахрония, в некотором роде усмиренная, сотрудничает с синхронией, не рискуя тем, что между ними могут возникнуть новые конфликты". Такова еще одна функция ритуала, заключающаяся в том, чтобы соединять существующее во времени прошлое с ритмом жизни и времен года, а также со сменяющими друг друга поколениями. Ритуалы, все еще выражающиеся в терминах синхронии, "свидетельствуют о диахронии, поскольку их фактическое соблюдение равнозначно тому, что прошлое сменяется настоящим". Именно в этом плане Леви-Строс интерпретирует "churinga" - предметы из камня и дерева, или валуны, представляющие собой тело предшественника, - в качестве свидетельства "диахронического бытия диахронии внутри синхронии". Он видит в них того же самого хранителя историчности, что и наши архивы, - воплощенное в событийности бытие, чистую, доказанную историю, присутствующую в самом сердце классифицирующего мышления. Таким образом, сама мифологическая историчность включается в работу рациональности: "Так называемые первобытные люди смогли выработать разумные методы, позволяющие включать иррациональное, в котором перемешаны случайно складывающаяся логика и бьющие ключом эмоции, в рациональное; классификационные системы, стало быть, позволяют интегрировать историю, особенно и главным образом ту историю, которая, как хотелось бы надеяться, была способна восстать против системы".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |