|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МАРКС, НИЦШЕ, ФРЕЙДНесомненно, деятельность Фрейда по сознанию современного человека была столь же значительной, что и работа Маркса и Ницше; родство между этими тремя критиками "ложного" сознания поразительно; однако мы еще далеки от понимания того, как они трактовали очевидности самосознания, от усвоения этих трех учений о подозрении. Мы все еще находимся во власти их различия, то есть ограничений, которые наложили на данных трех мыслителей предрассудки их эпохи, и мы являемся жертвой схоластики, которой наделяют их эпигоны: благодаря им Маркс отождествляется с марксистским экономизмом и с абсурдной теорией сознания как отражения; Ницше трактуется с точки зрения биологизма, если не апологии насилия; Фрейда ограничивают рамками психиатрии и обряжают в одежды заурядного пансексуалиста. Я полагаю, что значение для нашего времени этих трех истолкователей современного человека может быть уяснено, только если их рассматривать совместно. Прежде всего, они боролись против одной и той же иллюзии, окруженной ореолом авторитета, — иллюзии самосознания. Эта иллюзия была первым плодом победы, одержанной над предшествующей иллюзией - иллюзией вещи. Философ, воспитанный в школе Декарта, знал, что вещи вызывают сомнение, что они не такие, какими кажутся; но он не сомневался в том, что сознание таково, каким оно предстает перед самим собой; в нем смысл и осознание смысла совпадают. Благодаря Марксу, Ницше и Фрейду мы стали сомневаться. Вслед за сомнением в вещи мы подошли к сомнению в сознании. Но эти три властителя сомнения не были скептиками; они по-своему были великими "разрушителями"; однако это не должно вводить нас в заблуждение: разрушение, говорил Хайдеггер в "Бытии и времени", есть момент любого нового построения. Разрушение старого мира, включая и разрушение религии, поскольку она, согласно Ницше, выступает "платонизмом для народа", является позитивной задачей. Как раз по ту сторону разрушения встает вопрос о незнании того, что означает мышление, разум и даже вера. Все трое открыли горизонты для более аутентичного слова, для нового закона истины, пользуясь при этом не только искусством "разрушительной" критики, но и искусством интерпретации. Декарт победил сомнение в вещи при помощи очевидности сознания; а эти трое победили сомнение в сознании путем истолкования смысла. Начиная с них, понимание становится герменевтикой: отныне искать смысл не значит разбирать по складам осознание смысла, а значит расшиф ровывать выражения смысла в сознании. Надо не противостоять им в их сомнении, а понять их хитрость. Если сознание не таково, каким оно само представляется, то должно быть установлено новое отношение между явным и скрытым; это новое отношение должно соответствовать тому, что сознание создает между явлением вещи и ее реальностью. Фундаментальная категория сознания для всех троих — это отношение скрытое - явное, или, если хотите, ложное - очевидное, это то, что марксисты понимают под теорией "отражения", то, в чем Ницше сам себе противоречил, догматизируя "перспективизм", то, что Фрейд мифологизировал, говоря о "цензуре", "привратнике", "маскараде". Главное не в этих нагромождениях и тупиках, а в том, что все трое, пользуясь одними и теми же средствами, то есть борясь с предрассудками своей эпохи и разделяя их одновременно, создали науку, рассуждающую о смысле, науку, не сводимую к непосредственному осознанию смысла. Все трое, идя различными путями, попытались привести в соответствие свои "сознательные" методы расшифровки с "бессознательной" работой шифровки, которую они приписывали воле к власти, социальному бытию, бессознательному психическому. Если говорить о Фрейде, надо иметь в виду его удивительное открытие, сделанное в "Науке о сновидениях": аналитик произвольно намечает путь, обратный тому, какой, сам того не желая, проделал спящий в "работе сновидения". Отныне Маркса, Фрейда и Ницше отличает лишь метод декодирования и понимание процесса кодирования, который они все признали бессознательным; иначе и не могло быть, поскольку такой метод и такое понимание дополняют и подтверждают друг друга. Так, у Фрейда смысл, сновидения, если говорить более обобщенно, - смысл симптомов и компромиссов, а еще более обобщенно - смысл психических выражений в их совокупности неотделим от "анализа" как тактики декодирования; и, не будучи скептиком, можно сказать, что этот смысл не создается в процессе анализа, а осуществляется, что он имеет отношение к образующему его совокупному поведению; это можно утверждать при условии, что справедливо и обратное: данный метод подтверждается его связью с раскрытым смыслом; более того, данный метод подтверждает тот факт, что раскрытый смысл не только поддается пониманию благодаря собственной интеллигибельности, которая значительно превосходит кажущееся душевное смятение, но и освобождает спящего или больного индивида, когда тот признает и присваивает его, короче говоря, когда носитель смысла сознательно становится этим смыслом, который до этого момента существовал вне его, в его "бессознательном", а затем в сознании аналитика. Осознавать для себя этот смысл, который до этого был смыслом только для другого, - вот чего добивается аналитик от пациента. Здесь раскрывается еще более глубокое родство между Марксом, Ницше и Фрейдом. Все трое, отмечали мы, начинают с сомнения, говоря об иллюзии сознания, и прибегают к приему расшифровки; все трое, не будучи ниспровергателями сознания, в конечном итоге стремятся к расширению последнего. Маркс хотел освободить праксис путем познания необходимости, но такое освобождение неотделимо от "осознания", которое наносит ответный удар по мистификациям ложного сознания. Ницше хотел возвышения человеческих способностей, восстановления его силы; то, что он намеревался сказать своей волей к власти, можно было расшифровать, размышляя над шифрами "сверхчеловека", "вечного возвращения" и "Дионисия", без чего эта воля на деле представала насилием. Фрейд хотел, чтобы пациент, присваивая до этого чуждый ему смысл, расширял поле своего сознания, жил бы лучше и шаг за шагом становился более свободным, и, если это возможно, более счастливым. Одной из первейших забот психоанализа было "лечение сознания". Это справедливо при условии, если аналитик хотел противопоставить непосредственному и скрытому сознанию сознание размышляющее, построенное по принципу реальности. Таким образом, сомневающийся, видящий в "Я" "несчастного горемыку", подчиненного трем властителям: Оно, Я, реальность, — то есть необходимости, выступает в то же время и толкователем, отыскивающим логику •там, где господствует алогичное; и он с беспримерной стыдливостью и корректностью осмеливается завершить свое исследование "Будущее одной иллюзии" ссылками на бога Логоса — не всемогущего Бога, а бога, действующего постепенно, глас которого слаб, но неутомим.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |