|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФРЕЙД - ТРАГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ?Только исправляя свои поверхностные суждения, обыденное сознание сможет воспринять глубинное значение психоанализа. Короткий путь, как мы уже видели, ведет к одним лишь недоразумениям и противоречиям, которые свойственны этике, непосредственно выведенной из психоанализа. Длинный путь - это путь преобразования самосознания через опосредованное понимание знаков, которыми оперирует человек. Куда приведет нас этот длинный путь? Мы еще этого не знаем. Психоанализ - это косвенная революция; она изменит нравы, лишь изменив качество видения человека и содержание его слов, касающихся его самого; речь идет о работе истины, которая входит в сферу этики только благодаря ею же поставленной проблеме справедливости. Уже можно рассмотреть несколько силовых линий, по которым осуществляется давление на сознание современных людей того, что я назвал опосредованным пониманием знаков человека. Если иметь в виду продолжение общего усилия по рассекречиванию, какое психоанализ осуществляет на самом элементарном уровне, то можно сказать, что психоанализ весьма чуток к тому, что сам Фрейд называет длительностью жизни. Трудно быть человеком, скажем мы: если психоанализ выступает поочередно то за сокращение импульсивных жертв с помощью ослабления социальных запретов, то за принятие этих жертв путем подчинения принципа удовольствия принципу реальности, это происходит не потому, что он верит в непосредственную "дипломатическую" договоренность между противоположными инстанциями; он надеется на изменение сознания, которое последует за более широким и более ясным пониманием человеческого трагизма, не надеясь на то, что из него в ближайшем будущем будут сделаны этические выводы. Фрейд не говорит, как это делает Ницше, что человек - это "больное животное"; он делает очевидным, что человеческий удел - в неизбежных конфликтах. Почему? Прежде всего потому, что человек - единственное существо, которое обладает довольно долгим детством и который на протяжении значительного времени зависит от этого периода. "Человек историчен", - об этом говорят с различных точек зрения. Фрейд провозглашает: человек с самого рождения доисторичен и долгое время продолжает оставаться таковым; он и по сей день все еще доисторичен из-за своей инфантильной судьбы. Внушительные фигуры, реальные и вымышленные: отец, мать, братья, сестры, Эдипов кризис, боязнь кастрации, - не могли бы иметь значения для этого существа, если бы оно не было жертвой своего детства. Трудно становиться взрослым. А разве знаем мы, что такое взрослое чувство виновности? Трагизм инфантильной судьбы, но и трагизм "повторения". Именно последний лежит в основе всех генетических объяснений, о принципиальной ограниченности которых мы говорили выше. Ведь не в угрозу методу, а из уважения к истине Фрейд неустанно отсылает нас к началу. Детство не было бы судьбой, если бы человек не испытывал постоянно давление прошлого. Фрейд, как никто другой, был чувствителен к этому трагическому арьергарду и его многочисленным формам: возврат подавленного, стремление либидо вернуть утраченные позиции, трудности, связанные с преодолением несчастий и вообще с изъятием связанных друг с другом энергий, с отсутствием подвижнос-ги у либидо; не стоит забывать и того, что рассуждения об импульсе смерти в большинстве своем родились из анализа тенденции к повторению, которую Фрейд без колебаний сближал с тенденцией органического мира вернуться к миру неорганическому: Танатос вступает в сговор с гениальной архаикой Psyche. Трагизм противоречий либидо: из работы "Три очерка о сексуальности" нам известно, что энергия либидо не проста, ее объект и ее цель не обладают единством, она всегда может распасться и пойти путями, ведущими к извращениям и попятным движениям: усложняющаяся фрейдовская система импульсов - разделение между либидо Я и объективным либидо, перетолкование садизма и мазохизма, опираясь на импульс смерти, - все это не могло не усилить представление о бесконечно меняющемся желании человека. Трудность жизни - это также (а может быть, и главным образом) неудачи в любви, в любовной жизни. И это еще не все: отмеченные мотивации свидетельствуют о том, что психоанализ достиг лишь того, что лишил сексуальность ореола тайны. Но если он берет на себя задачу не только изучить импульсную основу человека, но и доказать "сопротивляемость" сознания этому разоблачению, опровергнуть рациональные формы, в которых эти "сопротивления" себя выражают, и если верно, что эти "сопротивления" принадлежат той же самой сетке, что и запреты и идентификации, образующие проблематику Сверх-Я, то не будет преувеличением сказать, что трагическое имеет не один, а два очага. Один из них -Оно, другой - Сверх-Я. Вот почему к трудностям взросления и тяготам любви прибавляются трудности самопознания и правильной самооценки. В истории Эдипа подлинная трагедия не в умышленном убийстве отца и женитьбе на своей матери - это было когда-то, это прошлая судьба человека; современный трагизм человека в том, что он проклинает за данное преступление другого, каким является он сам, и это следует признать. Мудрость заключается в том, чтобы увидеть здесь себя и перестать проклинать себя; но старый Софокл, написавший Эдипа, знал, что Эдип, даже став взрослым, не перестал "гневаться" против самого себя. Теперь понятно, почему напрасно требовать от психоанализа соответствующей ему этики, не изменив своего сознания: человек - это несправедливо обвиненное существо. Может быть, здесь Фрейд наиболее близок Ницше: обвинять надо само обвинение. К тому же Гегель, критикуя в "Феноменологии духа" "моральное видение мира", еще до Ницше сказал: осуждающее сознание одновременно и лицемерно и не имеет оправдания: надо признать его конечность, его равенство с судимым сознанием, чтобы "отпущение грехов" стало возможным как примиряющее самопознание. Но Фрейд не обвиняет обвинение; он понимает его и, понимая, выставляет на всеобщее обозрение его структуру и стратегию. Только двигаясь в этом направлении, можно было бы создать подлинную этику, где жестокость сверх-Я уступала бы место строгой любви. Но прежде надо было проделать долгий путь, чтобы прийти к пониманию, что катарсис желания ничего не стоит без катарсиса обвиняющего сознания. Но этим не исчерпывается все то, что следовало бы усвоить, прежде чем приступить к написанию этики; мы еще не прошли весь путь, предваряющий создание этики. Действительно, в свете изложенных замечаний о двойственности трагического, связанной с Оно и Сверх-Я, можно было бы перетолковать все то, что мы выше говорили о культуре. Мы знаем теперь, какое место принадлежит понятиям "иллюзия", "замещение", "соблазн". Эти понятия принадлежат области трагического, об истоках которого мы только что говорили. Культура на самом деле состоит из процедур, с помощью которых человек, опираясь на воображение, избегает безысходного воздействия желаний, которых нельзя ни подавить, ни удовлетворить. Между удовлетворением и подавлением желаний пролегает непростой путь сублимации. Но именно потому, что человек не есть ни животное, ни божество, он попадает в это безвыходное положение; тогда он создает "бред и мечту"; он, как и герой "Градивы" Иенсена, создает произведение искусства и богов; великую функцию воображения, которую Бергсон соотносит с дисциплиной, господствующей в закрытых обществах, Фрейд сравнивает с тактикой уклонения и обращения к иллюзии, которую человек изобретает только после того, как он уклонился от чего-то, однако используя само это уклонение. Данная мысль чрезвычайно глубока: поскольку принцип реальности встает преградой на пути принципа удовольствия, то человеку остается "культивировать" искусство замещения наслаждения. Человек, как часто говорят, есть существо, способное к сублимации. Но сублимация не отменяет трагическое, она возрождает его; в свою очередь утешение, то есть примирение с неизбежностью жертв и искусство переживать страдание, которое идет к нам от нашей телесности, мира и от другого человека, это утешение никогда не бывает безобидным; родство религиозной иллюзии с навязчивым неврозом свидетельствует о том, что человек не выходит за границы инстинктов и "восстает" - сублимирует! - только для того, чтобы вновь обрести - уже в более неявной форме - с помощью более изощренного притворства - трагическое, свойственное детству, когда мы впервые сталкиваемся с ним. Однако лишь искусство кажется нам безопасным; по крайней мере Фрейд именно это заставляет признать, поскольку одному искусству доступны приемы идеализации и оно одно способно с помощью неощутимого колдовства обуздать темные силы; его одного нельзя подозревать ни в горячности, ни в желании все разнюхивать, все оспаривать, взрывать, словом, идти на скандал. Вот почему, как представляется, к одному только искусству Фрейд относился без подозрения. В самом деле, "сублимация" кладет начало новому циклу противоречий и опасений; но разве воображению не свойственно служить сразу двум господам - Лжи и Реальности, что является причиной его двусмысленности? Лжи - поскольку оно водит за нос Эрос со всеми его фантазмами (заглушает голод, как говорят); Реальности - поскольку оно приучает глаз к необходимости. В конечном итоге именно трезвое познание необходимого характера конфликтов является если не последним признаком мудрости, то с этого мудрость начинается, и именно ею руководствуется психоанализ, создавая свою программу. В этом отношении Фрейд взглянул по-новому не только на истоки трагического, но и на сам "трагизм знания", поскольку оно ведет к примирению с неизбежным. Ведь не случайно Фрейд - натуралист, детерминист, спиентист, наследник Просвещения - всякий раз, когда речь шла о чем-то существенном, обращался к трагическим образам мифов: Эдип и Нарцисс, Ананке, Танатос. Именно это трагическое знание необходимо было усвоить, чтобы достичь порога новой этики, которая непосредственно не вытекает из учения Фрейда - она постепенно вызревает с помощью абсолютно не-этического психоанализа. Мы с трудом приходим к осознанию того, что психоанализ предоставляет в распоряжение современному человеку; психоанализ - учение скорбное, поскольку он говорит о нарциссическом унижении; но такой ценой он приходит к согласию, о котором говорил Эсхил: "через страдание -к пониманию". За пределами этого согласия и одновременно с ним должна вестись критическая работа, о которой мы говорили в начале исследования, и усвоение достигнутого, к чему мы теперь и приступаем; рефлексия о границах фрейдовской интерпретации остается в подвешенном состоянии, как в подвешенном состоянии остается осмысление глубинного значения осуществленного Марксом, Ницше и Фрейдом разоблачения самосознания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |