|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Психоанализ как борец за интимную жизньТеперь я коснусь вопросов, поставленных Кастелли и касающихся техники, понимаемой как высшая степень демистификации. Согласно этому автору, любая техника исключает классическую причинность, упраздняя выбор и признавая единственной детерминирующей причиной интенциональности; если дело обстоит таким образом, то остается признать только одну причинность - причинность конечную и наивысшую, то есть причинность эсхатологическую. В каком смысле психоанализ является требованием техники, понимаемой как целостный способ поведения перед лицом мира и священного? Я хотел бы подчеркнуть два момента: прежде всего я со всей силой, на какую только способен, буду настаивать на том, что психоанализ по своей глубинной сути не вписывается в данный мир техники, поскольку последняя является техникой овладения природой. В этом - строго определенном смысле - он есть скорее анти-техника. Именно это я и хотел подчеркнуть названием настоящего раздела. Когда я говорю, что психоанализ не является техникой овладения, я хочу тем самым подчеркнуть одну существенную деталь, а именно: что психоанализ является техникой правдоподобия; его ставка - это самораспознавание, и путь его пролегает от незнания к познанию; с этой точки зрения, он черпает свою модель в греческой трагедии "Царь Эдип"; судьба Эдипа уже состоялась - убийство собственного отца и женитьба на собственной матери; но драма познания начинается задолго до этого, и она целиком состоит в познании человека, которого она уже предала проклятию: тем человеком был и я, в каком-то смысле я всегда знал о его существовании, а в другом смысле я ничего не знал о нем; отныне я знаю, кто я такой. Что же теперь может означать следующее выражение: техника опознавания? Прежде всего то, что техника эта от начала и до конца действует в поле языка. Именно эту изначальную ситуацию полностью игнорируют те, кто - будь они психологами или психоаналитиками — пытается встроить психоанализ в общую психологию бихевиористского толка. Тем самым они готовят почву для включения аналитической деятельности в технику, имеющую целью приспособление индивида, являющуюся одной из ветвей техники овладения природой. В действительности психоанализ не есть наука, изучающая поведение, а потому он не есть и техника приспособления; поскольку же он не есть техника приспособления, он по своей судьбе и своему названию пребывает в критическом положении по отношению к любым технологическим притязаниям, имеющим целью овладение природой. Целая школа американских психоаналитиков, работающих в стиле Гартмана и Рапапорта, трудится над тем, чтобы встроить психоанализ в академическую психологию, не отдавая себе отчета в том, что все предлагаемые ими исправления и переформулировки представляют собой просто-напросто сдачу позиций. Разумеется, нужно иметь определенное мужество, чтобы сказать: психоанализ не является одной из ветвей наук о природе, и поэтому его техника тем более не является той областью техники, которая нацелена на овладение природой. За такое признание приходится платить дорогую цену: психоанализ не удовлетворяет критериям эмпирических наук; "факты", с которыми он имеет дело, не могут быть верифицируемы сразу несколькими внешними наблюдателями; "законы", формулируемые им, не могут становиться переменными величинами ("переменными величинами", независимыми от среды; "переменными величинами", зависимыми от поведения; опосредованными "переменными величинами"); бессознательное психоанализа вообще не является величиной переменной, находящейся между стимулом и ответом на него. Собственно говоря, в психоанализе нет "фактов" в том смысле, как их трактуют экспериментальные науки. Вот почему его теория не есть теория, какой, например, являются кинетическая теория газа или теория генезиса и биологии. Почему? Потому что его работа, о которой речь шла в первой части нашего исследования, полностью протекает в сфере языка; что касается психической деятельности, с которой психоанализ имеет дело, это деятельность искажения, протекающая в сфере смысла, на уровне текста, который может быть передан в повествовании. Для психоанализа действовать технически означает действовать на манер детектива. Его экономика неотделима от семантики. Поэтому в нем нет ни "фактов", ни наблюдения "фактов", а есть интерпретация "истории"; даже если психоанализ и оперирует наблюдаемыми извне фактами, то они выступают не в качестве фактов, а как выражения изменений смысла, возникающих в этой истории. Изменения в поведении оцениваются не как "наблюдаемые", а как "значащие" в истории желания; отсюда следует что его собственный объект - это исключительно действия смысла • (симптомы, мании, сны, иллюзии), которые эмпирическая психология может рассматривать только в качестве фрагментов поведения; для аналитика же именно поведение есть фрагмент смысла. Из этого следует, что метод психоанализа гораздо ближе к методу исторических наук, нежели наук природных. Проблема техники интерпретации значительно ближе к проблемам, которые интересовали Шлейермахера и Дильтея, Макса Вебера, Бультмана, чем к бихевиористской проблематике даже в ее наиболее современной трактовке. Их необходимо согласовать - таков единственный ответ, который выдвигается против упреков логиков, семантиков и методологов, оспаривающих научный характер психоанализа. Необходимо пересмотреть и увязать сам этот призыв; необходимо признать, что расхождение психоанализа с бихевиоризмом изначально и абсолютно; изначально, поскольку с момента своего возникновения психоанализ идет иным путем, нежели бихевиоризм; он с самого начала имеет дело не с эмпирически наблюдаемым поведением, а с не-смыслом, который предстоит подвергнуть интерпретации; всякая попытка соединить психоанализ с эмпирической наукой и с применяемыми в ней техническими процедурами игнорирует самое существенное, а именно то, что аналитический опыт протекает в сфере языка и что внутри этой сферы он выявляет, как говорит Лакан, другой язык, отличный от общепринятого, требующий дешифровки, опирающейся на действия смысла. Итак, мы сталкиваемся с необычной техникой по своему характеру и отношению с энергиями и механизмами, свойственными экономике желания. Она - техника. Но эта техника не похожа ни на какую другую: она получает доступ к энергиям и манипулирует ими исключительно через действие смысла, через то, что Фрейд называет "побегами" на стволе, которому дал жизнь импульс. Психоанализ никогда не имеет дело с силами непосредственно, но опосредованно, через игру смысла, двойного смысла, смысла замещенного, перемещенного, транспонированного. Экономика желания - да, но эта экономика действует через семантику смысла. Энергетика — да, но эта энергетика сопряжена с герменевтикой. Психоанализ работает только через действия смысла и в поле, где это действие осуществляется. Вероятно, можно, приступая к осмыслению психоанализа, видеть в нем не-технику, если мерить его аршином такой техники, которая непосредственно имеет дело с силами, энергиями, управляя ими. Любая техника, соответствующая психологии поведения, является, в конечном итоге, техникой приспособления и овладения. В психоанализе речь идет о нахождении подхода к сфере дискурса, а это совсем иное, нежели приспособление, поэтому-то некоторые и спешат погасить дебаты по поводу психоанализа и сделать его податливым в социальном отношении. Ведь кто же знает, где может осуществляться подлинный дискурс, если иметь в виду существующее положение дел, то есть идеализированный и общепринятый дискурс? Как мне представляется, психоанализ, напротив, решительно настроен вынести за скобки вопрос о приспособлении, который неминуемо должен обсуждаться в других дисциплинах с позиций существующего положения дел, на основе реифицированных идеалов и ложно понятого отношения между идеализированной профессией тех, кто верит в нее, и действительной реальностью их практических отношений. Мне могут возразить, что психоанализ сам себя понимает в качестве перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Мне кажется, что главное расхождение между тем, что называют "адаптивной точкой зрения", и психоанализом, как раз и касается принципа реальности. Реальность, о которой речь идет в анализе, радикальным образом отличается от соответствующих ей понятий возбудителя, или окружающей действительности; реальность, о которой говорит психоанализ, - это, по существу своему, истина личной истории, протекающей в конкретных обстоятельствах; реальность здесь не является, как это имеет место в психологии, стимулятором, с каким работает экспериментатор, она — истинный смысл, к которому пациент должен пробиться сквозь мрачный лабиринт фантазма; преобразование смысла фантазма - вот в чем заключается реальность. Как раз это отношение к фантазму, в той мере, в какой он является опорой для понимания в замкнутом пространстве аналитической речи, составляет специфику фрейдовского понимания реальности; реальность всегда подлежит интерпретации, исходя из видения объекта импульса как того, что поочередно то скрывается, то выявляется этим видением. Достаточно сослаться на этимологическую трактовку Фрейдом нарциссизма, предложенную им в 1917 году в небольшом по объему великолепном очерке "Трудности на пути психоанализа"; в нем он возводит нарциссизм в ранг фундаментального методологического затруднения. Именно нарциссизму, если говорить по большому счету, следует приписать наше сопротивление истине, когда она выставляет нас в качестве центра, заблудившегося в частностях, влюбленного в самого себя. Именно нарциссизм стоял препятствием перед Коперником, когда он шел к своему открытию, благодаря которому мы перестали быть физическим центром универсума; он же препятствовал открытию Дарвина, лишившему нас звания хозяев жизни; наконец, именно нарциссизм стоял препятствием перед самим психоанализом, когда он уверял нас; что мы не являемся хозяевами в наших собственных владениях; вот почему "испытание реальности", характерное для вторичного процесса, не является процессом, который можно было бы наложить на процедуру урегулирования; его необходимо поместить в рамки аналитической ситуации; в таком контексте испытание реальности коррелятивно Durcharbeiten, Working through, то есть работе, если говорить об истинном смысле, которая равнозначна одной только борьбе за самопонимание, составляющей содержание трагедии Эдипа. Второй пункт непосредственно вытекает из предшествующего тезиса: если аналитическая техника не является техникой, если понимать ее как притязание на господство над природой и другими людьми, то она не участвует в процессе демистификации таким же образом, что и техника овладения ими. Кастелли прекрасно показал, что демистификация, связанная с техникой как таковой, это разоблачение; Entzauberung (расколдовывание), Entgotterung (разбожествление) сущност-ным образом связаны с тем, что имеется в наличии и доступно манипуляции. Однако этим не исчерпывается работа психоанализа. Путь его - это также и "освобождение от иллюзий". А это не одно и то же; это не имеет ничего общего с победой, когда речь идет о доступном манипуляции наличном, об овладении. Демистификация, свойственная психоанализу, определенным образом связана с образующей его семантикой желания. В "Богах", которых он лишает трона, укрылся принцип удовольствия, и сделал он это самым затейливым образом - с помощью замещенного удовлетворения. Когда Фрейд говорит о "богах" как о комплексе отца, он развенчивает идола, в котором узнает неимоверно разросшийся образ, созданный скорее в угоду детскому утешению, нежели запрету. Я не буду возвращаться к интерпретации религии, которую Фрейд предлагает в "Тотем и Табу", в "Будущем одной иллюзии", в "Моисее и монотеистической религии" и которую я подверг разбору на коллоквиуме, посвященном теме "Герменевтика и рефлексия". Тогда я задался целью показать, в чем редукционистская герменевтика совпадает с герменевтикой, восстанавливающей смысл. Сегодня моя задача совсем иного рода, и она более определенна: каким образом демистификация, если она действительно истинна, соотносится с разоблачением, вытекающим из наращивания техничности как таковой? Я утверждаю, что такая демистификация отличается ото всех других демистификаций, как аналитическая техника отличается от техник, имеющих дело с овладением. Она принадлежит сфере правдивости, а не господства. Она имеет отношение не к области владения собой, природой и другими людьми, а к сфере самопознания, протекающего на фоне уловок желания. Вы, несомненно, согласитесь со мной, что подобного рода демистификация - дело доброе и необходимое. Она имеет отношение к гибели религии как суеверия, которая может быть, а может и не быть равнозначной подлинной вере; понимаемая таким образом демистификация не может находиться в компетенции психоанализа. Я вовсе не отрицаю того, что свойственное психоанализу иконоборчество никак не соотносится с иконоборчеством техник, разоблачающих господство; как раз благодаря своим социальным следствиям психоанализ входит в общую ментальность технической цивилизации. На деле психоанализ не является всего лишь специфическим опытом, осуществляемым там, где имеет место дуализм отношений; психоанализ - это событие культуры; он принадлежит общественной сфере; данное свойство обусловило его общественный характер в самом широком смысле этого слова; желание со всеми своими уловками пригвождено к позорному столбу и выставлено на всеобщее обозрение; иконоборчество, таким образом, стало общественным делом. Именно это со всей справедливостью утверждает Кастелли: техника ночного является иконоборчеством интимного. Но сама эта ситуация не лишена позитивного смысла. Фрейд прекрасно показывает это в интересном очерке 1910 года "Перспективы аналитической терапии": "Психоанализ, как вы знаете, воспроизводит вытесненное удовлетворение, деформированное инстинктами, от которого необходимо освободиться всем - и мне и другим людям. Возможность его существования основана исключительно на деформации, на обмане; но если загадка разгадана и больные принимают решение, болезненные состояния не могут более продолжаться. Трудно найти что-либо подобное в медицине; в сказках о феях речь идет о неких злых духах, злодейства которых прекращаются, как только удается произнести их тайное имя". Перенося эти суждения на индивида, Фрейд, не колеблясь, предсказывает то время, когда социальное последствие гласности сделает невозможным умолчание: "Больные, в подобных случаях, зная, что все их патологические проявления могут беспрепятственно обсуждаться всеми, будут тщательно скрывать их. Такое сокрытие, невозможное в былые времена, разрушит симптом самого заболевания. Высвечивание тайного подвергнет атаке "этиологическое уравнение", из которого берет начало невроз, представив иллюзорными те преимущества, какие якобы дает заболевание, и в конце концов бестактность врача, спровоцировавшего изменение существующего хода дел, обернется прекращением болезни... Большое число людей, ставших жертвой конфликтов, которые они не в силах разрешить, погружаются в состояние невроза и получают таким образом, благодаря болезни, некое преимущество, хотя на долгое время становятся обременительными для других. Что станут делать эти люди, если их погружение в невроз будет приостановлено разоблачительной бестактностью психоаналитика? Они будут вынуждены стать искренними и, признав существование действующих в них импульсов, в конфликтной ситуации будут держаться стойко; они будут либо бороться, либо откажутся от борьбы, а общество, ставшее терпимым благодаря психоаналитическим знаниям, будет помогать им в решении их задач". Я не отрицаю того, что в этом тексте речь идет о Aufklarung (просвещении) Фрейда; но эта сфера спасения, открытая психоанализом, это социальное излечение невроза, это "учреждение социального строя, более достойного и соответствующего реальности" легко могут превратиться в шутку, став новой формой иллюзии. Тем не менее я хотел выделить наилучшую часть данного текста и вместе с вами поразмыслить над явлением "разоблачения", являющемся его главной темой. Не может быть, чтобы отказ от неискренности и лицемерия не имел никакого значения для истины. Чем же может стать подлинное значение подобного разоблачения? Чем больше я думаю о том, что распространение психоанализа встает препятствием тому, что делает человека банальным, невежественным и ничтожным, тем больше я убеждаюсь, что непрекращающееся размышление над психоанализом может иметь тот же благотворный эффект, что и понимание Спинозы, которое начинается со сведения свободной воли, идеи добра и зла к идеалам, как скажем мы вслед за Ницше и Фрейдом; Фрейд, как и Спиноза, начинает с отрицания кажущейся произвольности сознания, которая свидетельствует о незнании скрытых мотивов; вот почему, в отличие от Декарта и Гуссерля, начинавших с акта воздержания, выражающего свободу субъекта в отношении себя самого, психоанализ, как это было и в "Этике" Спинозы, начинает с воздержания от контроля со стороны сознания, благодаря которому субъект предстает подлинным рабом самого себя. Именно исходя из этого рабства, то есть безостановочно занимаясь исследованием всесильного потока глубинных мотиваций, можно раскрыть подлинное положение сознания. Идея об отсутствии мотивации, с который сознание связывает свою иллюзию о владении самим собой, признается ложной; на месте абсолютно произвольного сознания вырисовывается в достаточной мере мотивированное сознание. Именно этот процесс построения иллюзий открывает, как это было и у Спинозы, новая проблематика свободы, связанная не с произволом, а с познанной необходимостью. Мне представляется, что с помощью Фрейда и вопреки самому аналитическому опыту (практике) мы могли бы сформулировать новое понятие о свободе, близкое тому, что по его поводу говорил Спиноза. Не свободная воля, а освобождение. Такова самая радикальная возможность, какую открывает перед нами психоанализ. Какие отношения в таком случае могут быть установлены между этим процессом освобождения и человеческим миром техники? Мне кажется, справедливо утверждать, что правильно понятый и изученный психоанализ освобождает человека в пользу иных проектов, нежели проект господства. Каких таких проектов? Я с удовольствием указал бы на два аспекта этого освобождения: способность говорить и способность любить; но вместе с тем я хотел бы, чтобы меня правильно поняли: речь идет об одном-единственном проекте. Способность говорить. Вернемся к тому, о чем мы только что рассуждали, - к разоблачению, к высвечиванию тайного. В каком-то смысле разоблачение тайного может быть понято в смысле простой редукции. Таким образом, перемещая неосмотрительно и без разбору схему невроза в область идеалов, мифов, религий, мы можем утверрждать: теперь-то мы уж знаем, что эти представления есть не что иное, как... Не что иное как... может стать последним словом психоанализа и выражением разоблаченного сознания. Я не спорю, какая-то часть, и, может быть, самая значительная часть, работ Фрейда идет по иному пути. Но мне представляется, что здесь открывается и иная возможность, как это по меньшей мере следует из небольших работ Фрейда по искусству, таких, как "Моисей Микеланджело" и "Леонардо"; в них интерпретация никак не заключается в том, чтобы потратить все силы на отыскание смысла. Я позволю себе в данном случае противопоставить друг другу тайну и загадку; тогда -я скажу: разоблачение скрытого не является разгадыванием загадки; тайное лишь в незначительной мере является продуктом работы по искажению смысла; загадка - это то, что становится явным благодаря интерпретации. Тайное является производным ложного сознания, загадка - это результат, полученный в процессе интерпретации. Вспомним известную интерпретацию фантазма коршуна в "Леонардо": Фрейд использует ее наряду с другими биографическими деталями в качестве детектора для проникновения в слой детских воспоминаний юного Леонардо, оторванного от родной матери и помещенного в чуждый ему мир отца. Пользуясь словами "Леонардо", мы могли бы сказать: итак, мы теперь знаем, что прячет загадочная улыбка Джоконды. Это — не что иное, как фантасмагорическое изображение улыбки утраченной матери. Но что узнали мы, что поняли в конце этого анализа (исключительно с помощью аналогии, поскольку мы не можем сослаться на слова самого Леонардо)? Любовь матери, ее поцелуи буквально утрачены, утрачены для всех - для нас, для Леонардо, для самой матери; улыбка Моны Лизы является эстетическим творчеством, с помощью которого, как говорит Фрейд, Леонардо одновременно "преодолел" и "сотворил" потерянный архаический объект; улыбка матери не существует, более не существует; теперь перед нами только произведение искусства; анализ не открыл нам никакой реальности, какой мы могли бы располагать, но он обнаружил за произведением игру отсылок, которые одна за другой обозначают рану, нанесенную желанию, и зияющую пустоту, ведущую от не имеющего реализации фантазма ко всемогущему символу. Способность говорить. Необходимо в семантике желания отыскать импульс, ведущий к безостановочному говорению, способность выражать себя в речи и вести беседу. Разве этот проект по существу своему не является полной противоположностью мечте о господстве? Разве не отсылает он нас к тому, что лучше всего было бы назвать не-техникой дискурса? Я прекрасно понимаю, что мне могут возразить (и это возражение приведет меня ко второй части диптиха): Фрейд как раз и говорил на языке господства; разве не утверждает он в одном из своих последних "Новых докладов", что психоанализ можно сравнить с попыткой пополнить Zuiderzee? Разве не добавляет он, имея в виду свое прежнее описание "Я" как несчастного творения, подчиненного трем господам: наша задача заключается в том, чтобы укрепить "Я", сделать его более независимым от Сверх-Я и от Оно, превратить его в хозяина того, что отторгнуто Оно? 13 общем, когда говорят о психоанализе, употребляя слова "контроль", "управление энергиями", то не возвращаются ли к идее о наличном, доступном манипуляции? Разве в конечном итоге Фрейд не стоит ближе к Фейербаху или Ницше, чем к Спинозе, когда он хочет возвратить человеку его могущество? Разве мы сами не говорим о способности говорить и способности любить? Здесь важно иметь в виду, что психоанализ предлагает человеку единственную способность -новую направленность его желания, способность по-новому любить. Если бы я не опасался того, что эта идея сразу может быть искажена и опошлена, я бы выразил ее следующим образом: новая способность наслаждаться. Люди еще не обладают этим даром - способностью любить и наслаждаться, — которая сегодня искажена конфликтами между либидо и запретом. В конечном итоге, важнейшей проблемой, открытой психоанализом, является проблема удовлетворения; психоанализ от начала и до конца является оспариванием принципа удовольствия, мешающего удовлетворению; и все обнаруженные им симптомы являются фигурами замещенного удовлетворения, ответвлениями принципа удовольствия. Вместе с тем психоанализ, как и "Этика" Спинозы, стремится к переделке желания. Именно переделку желания он выдвигает в качестве условия, предваряющего любую перестройку человека - духовную, политическую, социальную. Теперь понятно, почему психоанализ не дает никакого ответа - категорического или нормативного - и не может войти в ту область казуистики (старую или новую), относительно которой мы задаемся вопросом. Его вопрошание, если так можно сказать, касается значительно более древних вещей: какие желания ведут нас к моральным проблемам? в какой степени искажения пребывает наше желание, когда мы сталкиваемся с этим вопросом? Я готов биться об заклад, утверждая, что психоанализ делает ставку на ничейный результат в схватке между страстным сторонником технологий и разочарованным в них хулителем. Он будет спрашивать: разве не одно и то же — искажение языка и извращение наслаждения — воодушевляет того и другого, первого - на инфантильные мечтания о господстве, а второго - на страх перед вещами, над которыми он не в силах господствовать. "Тотем и Табу" научила нас относить - с точки зрения психогенетической и онтогенетической - наше всемогущество к самым архаическим проявлениям желания. Вот почему принцип реальности становится поручителем нашей силы, если только желание лишается своего всемогущества; одно только желание, принявшее собственную смерть, может свободно располагать вещами; но последним прибежищем всемогущего желания является иллюзия о собственной иммортальности. Одно только желание, предшествующее тому, что Фрейд называет покорностью судьбе, то есть способностью поддерживать биение жизни (die Schwere des Daseins zu ertragen), в состоянии, как об этом говорят поэты, свободно обращаться с вещами, существами, благами цивилизации и культуры. Что касается вопроса о чрезвычайных ситуациях, которые мы попытались противопоставить технологическому всесилью, то он, может быть, принадлежит тому же кругу разоблачений, что и техническое неистовство. Кто сказал, что предложенное вопрошание само не является техникой профилактики и господства? Техникой предупреждения виновности, превращающей ритуал в повседневное существование, техникой господства небывальщины, ведущей к воображаемому решению чрезвычайных ситуаций? Поэтому-то я и считаю, что психоанализ не в состоянии сказать свое слово по поводу этих вопросов, как он не в состоянии сказать "да" или "нет" по поводу любого нормативного мышления. И я признателен ему за то, что он хранит молчание на этот счет; в его обязанность входила постановка предварительных вопросов: свободно или не свободно наше желание? Обоснуйте способность говорить и наслаждаться - и вы получите все остальное. Разве не можем мы сказать вслед за Августином: "Люби и делай, что хочешь"? Ведь если твоя любовь обрела правоту -воля твоя добудет справедливость. Но так будет только на пути милосердия, а не закона.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |