|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Отзвуки фрейдовской интерпретации в культуреВот что эти три толкователя хотели сделать для современного человека. Но мы далеки от того, чтобы освоить их открытия и полностью понять самих себя с помощью предложенной ими интерпретации. Надо отметить, что их интерпретации еще не освоены нами, они не заняли еще должного места; между их интерпретацией и нашим пониманием дистанция огромного размера. Более того, мы имеем дело не с единой интерпретацией, которую нам следовало бы сразу усвоить; перед нами три интерпретации, расхождение между которыми значительнее их родства. Еще не существует никакой отлаженной структуры, никакого последовательного дискурса, никакой философской антропологии, которые были бы способны соединить их вместе и интегрировать с нашим пониманием герменевтики Маркса, Ницше, Фрейда; их травмирующие последствия накапливаются, их разрушительная сила увеличивается, но они не соединяются друг с другом, и нет нового единого сознания, которое их объединило бы. Вот почему следует признать, что значение психоанализа как принадлежащего нашей культуре события остается в подвешенном состоянии и его место в ней не определено.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИСТИНЕ Значительным является то, что психоанализ в своих истолковывающих схемах признает собственное отставание и неопределенность в осознании своего места в культуре: осознание, утверждает он, "сопротивляется" самопознанию; Эдип также "сопротивлялся" общепринятой истине; он отказывался признавать себя в том человеке, которого сам проклял; самопознание поистине трагично; но это - трагедия второго уровня; трагедия сознания - трагедия Отказа и Возмущения - удваивает изначальное трагическое, то есть трагическое, связанное с инцестом и отцеубийством. Об этом "сопротивлении" истине Фрейд великолепно сказал на страницах известного и часто цитируемого произведения "Трудности психоанализа". Психоанализ, говорит он, на сегодня является последним из "усмирений", которое под воздействием науки испытали на себе "нарциссизм" и "любовь к себе", свойственные человеку как таковому. Сначала было космологическое усмирение, которое внушил ему Коперник, разрушивший нарциссическую иллюзию, согласно которой обитаемый человеком неподвижный мир находится в центре всего; затем последовало биологическое усмирение, когда Дарвин показал несостоятельность притязаний человека на существование, обособленное от животного мира; наконец, дело дошло до психологического усмирения: человек, знающий уже, что он не является ни властителем космоса, ни властителем всего живого, узнал, что не является и властителем собственной Psyche. Психоанализ, таким образом, апеллирует к "Я": "Ты полагал, что знаешь все самое главное, что происходит в твоей душе, поскольку об этом тебе говорило твое сознание. И если ты не знал о чем-нибудь, что происходило в твоей душе, ты с полной уверенностью утверждал, что этого в ней нет. Ты дошел до того, что отождествил "психическое" и "сознательное" как то, что тебе известно, и все это вопреки тому, что в твоей психической жизни постоянно и со всей очевидностью происходило такое, что не могло отразиться в твоем сознании. "Перестань же терзать себя по этому поводу!", ”Ты компрометируешь себя как абсолютный монарх, который довольствуется информацией, поставляемой тебе высокопоставленными сановниками, и не удосуживается спуститься к народу, чтобы услышать его голос. Опустись в собственные глубины и научись прежде всего познавать самого себя, тогда ты узнаешь, какая болезнь подстерегает тебя и, может быть, тебе удастся ее избежать". "Перестань терзать себя по этому поводу... Опустись в собственные глубины и научись прежде всего познавать самого себя..." Именно так психоанализ понимает свое собственное место в общем сознании - быть наставником, добиваться ясности, встречая при этом сопротивление со стороны дикого и неотступного нарциссизма, то есть со стороны либидо, которое никогда полностью не объективируется и которое Я удерживает в себе. Вот почему подобное просвещение Я с необходимостью осуществляется как самоуничижение, как оскорбление, наносимое либидо моему Я. Тема нарциссического самоуничижения красной нитью проходит через все наши последующие рассуждения о подозрении, об уловках и о напряженности поля сознания: теперь мы знаем, что обузданию подвергается не сознание, а определенная претензия сознания, либидо, живущее в Я. И мы знаем также, что то, что усмиряет, есть самое добротное сознание, "ясность", "на учное познание", как говорит добропорядочный рационалист Фрейд; сознание, лишенное Я в качестве собственного центра, сознание "незанятое", "смещенное" Коперником в сторону необъятного Космоса, обращенное Дарвином к движению самой жизни, а Фрейдом - к темным глубинам Psyche. Сознание увеличивается в своем объеме, обретая в качестве центра свое Другое: Космос, Биос, Психе; оно обретает себя, теряя себя, -обретает себя просвещенным и сведущим, теряет же себя в качестве нарциссического сознания.
"НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ" РЕАКЦИИ ОБЩЕГО СОЗНАНИЯ Расхождение между интерпретацией культуры, принадлежащей психоанализу, и пониманием этой интерпретации, которого может достичь общее сознание, объясняет - полностью или по меньшей мере частично - темные места этого общего сознания; психоанализ, говорили мы выше, с трудом находит себе место в культуре: теперь мы знаем, что мы постигаем сознание в его значении только через искаженные представления, которое порождает сопротивление нашего нарциссизма. Именно эти искаженные представления мы встречаем на уровне "внезапных" влияний и "непосредственных" реакций. Уровень "внезапных" влияний - это уровень вульгаризации; уровень "непосредственных" реакций - это уровень болтовни. Однако небезынтересно остановиться на одном моменте этого рассмотрения: психоанализ сумел избежать риска опуститься на уровень вульгаризации и подвергаться господствующим в нем оценкам, суждениям и похвалам; когда Фрейд выступал с докладами, публиковал книги, он обращался не к аналитикам и не к тем, кого подвергают анализу; он отдавал психоанализ на суд публики; как бы то ни было, им произносились такие вещи, которые с самого начала не укладывались в рамки интерсубъективного отношения, складывающегося между врачом и пациентом. Распространение психоанализа за пределы терапии является значительным культурным событием, которое социальная психология сделала предметом научного анкетирования, измеренияи объяснения. Психоанализ становится публичным достоянием прежде всего как глобальный феномен рассекрсчивания: скрытая и безмолвствующая часть человека выносится на всеобщее обозрение; говорят о сексуальности, об извращении, вытеснении, Сверх-Я, цензуре. В этом смысле психоанализ предстает событием мира хайдеггеровского "Man", темой "болтовни". Но происки умолчания также принадлежат миру "Man", и лицемерие является болтовней ничуть не меньше, чем публичное разоблачение тайных дел каждого из нас, превращающихся в тайну Полишинеля. Никто не знает, что делать с этими разоблачениями, поскольку вместе с ними начинаются самые скверные недоразумения: если иметь в виду "внезапные" влияния, то от психоанализа требуют создания непосредственной морали; в таком случае в психоанализе видят систему обоснования моральных позиций, которые в своей основе не подлежат обсуждению с точки зрения психоана лиза; психоанализ же выступил с претензией разоблачить все и всяческие обоснования. Таким образом, одни требуют от психоанализа создания лишенной противоречий системы образования -поскольку невроз является непосредственным следствием вытеснения — и видят во Фрейде тайного и изощренного апологета нового эпикуреизма. Другие, опираясь на учение о стадиях взросления и интегрирования, а также о совращении и регрессии, используют психоанализ в целях защиты традиционной морали - разве сам Фрейд не определял культуру, исходя из пожертвований в пользу импульсов? Действительно, на первых порах можно сомневаться в том, чего же реально добивался Фрейд, и пытаться подвергнуть психоанализ "изначальному" психоанализу: разве Фрейд не выступал открыто с "буржуазной" апологией моногамии, в то время как втайне он был сторонником "революционного" оправдания оргазма. Но сознание, которое ставит данный вопрос и стремится замкнуть Фрейда в этой этической альтернативе, не прошло испытания психоаналитической критикой. Революция, произведенная фрейдизмом, заключается в его диагностике, в холодной трезвости, в работе истины; Фрейд, если иметь в виду непосредственный эффект, не проповедует никакой морали. "Я не даю никакого утешения", - говорит он в конце работы "Будущее одной иллюзии". Но люди хотят чеканить свою науку, как монету, и превращать ее в проповедь; когда Фрейд говорит об извращении и регрессии, они спрашивают: Фрейд - это ученый, занятый описанием и объяснением, или он - венский буржуа, озабоченный самооправданием; когда Фрейд говорит, что человек руководствуется принципом удовольствия, его подозревают — то ли хуля, то ли хваля — в том, что он под воздействием своей диагностики незаметно скатывается к одобрению эпикуреизма, в то время как без восторга, строго научно ставит вопрос о коварстве в поведении морального человека. Таково вот недоразумение: Фрейда слушают как пророка, в то время как он является мыслителем, далеким от пророчества; он не создает новую этику, но он изменяет сознание тех, для кого этический вопрос остается открытым; он изменяет сознание, изменяя познание сознания и давая ему ключ от некоторых его же уловок. Фрейд может в будущем изменить нашу этику, поскольку он не является моралистом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |