|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство и фрейдовская систематикаУже само название данной работы отсылает к фрейдовской систематике. Что это означает? В строгом смысле слова это означает применение к анализу эстетических явлений того, что Фрейд называет "систематической точкой зрения", которую он, как известно, противопоставляет дескриптивному и любому другому, так сказать динамическому, методу. В чем же состоит систематическая точка зрения? Согласно выводам метапсихологии, она заключается в подчинении любого анализа двум требованиям. Во-первых, любое объяснение, сколь бы частным оно ни было, следует осмысливать, опираясь на топику инстанций: бессознательное, предсознательное, сознание; Я, Оно, Сверх-Я. Представление о психическом аппарате как о серии не-анатомических локальностей отличает систематическую точку зрения от любой феноменологической дескрипции. Здесь не место доказывать это положение, и я выдвигаю его в качестве рабочей гипотезы, в качестве того, что требует осмысления. Во-вторых, следует определить" экономическое равновесие явления, то есть установить его энергетические инвестиции, которые обнаруживают себя в виде системы сил, их динамике, конфликтах, компромиссах. Таким образом, проблема удовольствия, которая нас будет занимать, есть проблема экономическая в той мере, в какой она выступает не в своем качественном, или ценностном, аспекте, а в виде реального, дифференцированного, замещенного, вымышленного и т.п.удовлетворения. Мы сразу же увидим, каким образом использование подобной систематики ведет к созданию специфической дисциплины и в то же время высвечивает границы основанного на ней объяснения.
I. Экономика "изначального удовольствия" Применяя к произведениям искусства топико-экономическую методологию, Фрейд преследовал несколько целей. Это давало ему. как клиницисту, огдохновение - ведь он был страстным путеше-сгвенником, коллекционером и библиофилом, большим знатоком классической литературы от Софокла до Шекспира, от Гёте до современной поэзии, интересовался этнографией и историей религий. Фрейд использовал искусство, особенно в период изоляции в предвоенные годы, для обоснования и иллюстрации своей доктрины - психоанализа, для пропаганды его в общественных кругax, далеких от науки. Для Фрейда, теоретика в области метапсихологии, это было средством поиска истины и ее доказательств и, наконец, вехой на пути создания значительного философского проекта, который он никогда не упускал из виду и который скорее маскировался, нежели прояснялся в теории психоневрозов. Определенное место эстетики в этом проекте не обозначилось сразу же, хотя бы по причине его фрагментарности, о чем мы еще будем говорить, а также потому - и это следует особенно подчеркнуть, - что ему отводилась роль защитника психоаналитической эстетики. Но если считается, что симпатии Фрейда к искусству столь же устойчивы, сколь сурово его отношение к религиозной "иллюзии", и что, с другой стороны, эстетический "соблазн" не удовлетворяет полностью требований к правдоподобию и истине, которым бескомпромиссно служит одна только наука, то в его на первый взгляд самых бесхитрост ных анализах можно обнаружить движущие мотивы, которые полностью проясняются лишь на конечной стадии, когда эстетический соблазн сам найдет свое место между Любовью, Смертью и Необходимостью. Для Фрейда искусство - это ненавязчивая, не невротическая форма удовлетворения вытесненного влечения. "Очарование" эстетическим творчеством возникает не в результате возвращения прежде подавленного влечения. Но где же тогда его место в пространстве между принципом удовольствия и принципом реальности? Вот значительнейшая проблема, которая остается открытой и по ту сторону "кратких заметок по прикладному психоанализу". Что в первую очередь следует понять, так это систематический и одновременно фрагментарный характер эстетических изысканий Фрейда. Именно систематичность сообщает им фрагментарность и усиливает ее. Действительно, психоаналитическая трактовка произведений искусства не может сравниться с терапевтическим или дидактическим психоанализом по той простой причине, что она не прибегает к методу свободных ассоциаций и не может ввести свои интерпретации в область, созданную отношением между медиком и пациентом; с этой точки зрения биографические документы, которые могут подвергнуться интерпретации, не столь значительны, как сведения, почерпнутые из курса лечения, пусть даже неполного. Психоаналитическая интерпретация фрагментарна, поскольку она пользуется методом аналогий. Именно таким образом Фрейд и создавал свои работы. Они в некотором роде похожи на археологические изыскания, где по одной детали восстанавливается облик монумента в целом. Как p.i I систематичность психоаналитической точки (рения позволяет увидеть во фрагментах некое целое и дает надежду на всеобъемлющую интерпретацию произведения культуры, о чем мы будем говорить ниже. Так объясняется весьма частный характер фрейдовских работ, поражающая незначительность описываемых в них деталей и неукоснительная строгость теории, которая соединяет эти фрагментарные анализы в огромную фреску, составленную из сновидений и неврозов. Если работы Фрейда рассматривать изолированно, то они кажутся весьма ограниченными. Так, "Остроумие и его отношение к бессознательному" — это блестящая, но весьма осмотрительная трактовка юмора, опирающаяся на работу сновидений и совершенное в обход удовлетворение влечений. Интерпретация "Градивы" Йенсена не претендует на целостную теорию романа; она ставит задачей подтвердить теорию сновидений и неврозов, опираясь на вымышленную судьбу, которую не посвященный в психоанализ романист уготовил своему герою, и на психоаналитическое исцеление, к которому она приводит. "Моисей Микеланджело" анализируется в качестве своеобразного произведения, и психоаналитик не предлагает никакой теории, в которой трактовалась бы проблема художника и художественного творчества. Что касается "Леонардо да Винчи. Воспоминания детства", Фрейд в этой работе, вопреки открывающимся возможностям, не выходит за рамки обозначенного в ее скромном названии: детских воспоминаний Леонардо да Винчи. Здесь лишь описываются некоторые особенности творческой манеры Леонардо, такие, как световые пятна, лучи света, пронизывающие находящееся в тени полотно, и т. п. В целом же структурные аналогии кочуют из работы в работу, идет ли в них речь о сновидении или искусстве, об импульсах или судьбе художника. Именно такой скрытый смысл мы попытаемся выявить, опираясь на некоторые образцы фрейдовского анализа. Не придерживаясь строго хронологической последовательности, я начну с небольшой работы 1908 года о литературном творчестве ("Эссе о прикладном психоанализе"). Поступить таким образом меня побуждают две причины: во-первых, это небольшое эссе, которое как будто ничего собою не представляет, прекрасно иллюстрирует косвенный подход к эстетическому явлению. Поэт в нем подобен играющему ребенку: "Он создает вымышленный мир и всерьез относится к нему; иными словами, он придает большое значение аффекту, явно отделяя его от реальности". От игры мы переходим к "фантазии" и делаем это, руководствуясь не смутной аналогией между ними, а предположением, что между ними существует необходимая связь: человек не уходит от мира, но лишь представляет вещи, замещая их друг другом. Так, взрослый человек, вместо того чтобы играть, предается фантазии; фантазия, взятая в ее функции замещения игры, есть сон наяву, сон средь бела дня. Тем самым мы оказываемся у истоков поэзии: в операции опосредования рождается роман, то есть произведение искусства повествовательного характера. В вымышленной истории героя Фрейд различает фигуру "Его величества Я"; иные формы литературного творчества, как представляется, благодаря различным переходам спи ”аны с этим прототипом. Так вырисовываются контуры того, что можно было бы назвать галлюцинацией. В этом пора-ж.пощем воображение ракурсе Фрейд сближает два полюса фантастического явления - сновидение и поэзию. И сновидение, и поэзия свидетельствуют об одной и той же судьбе - судьбе человека расстроенного, неудовлетворенного: "неудовлетворенные влечения являются импульсивной основой фантазма; всякий фантазм есть исполнение желания, исправление не удовлетворяющей человека реальности". Означает ли это, что нам остается лишь повторить основные положения "Интерпретации сновидений"? Отнюдь нет, и мы покажем это в двух небольших отступлениях. Знаменательно прежде всего то, что цепь аналогий проходит через игру. Работа "По ту сторону принципа удовольствия" говорит о том, что уже в игре можно увидеть господствующую роль отсутствия, нехватки; но это -господство иного рода, нежели простое галлюцинаторное исполнение желания. Этап сна наяву ни в коей мере не лишен значения: фантазм проступает в нем с очевидностью клейма, на котором отмечено время (Zeitmarke), он не есть простое выражение бессознательного, которое, как мы уже говорили, "вне времени"; фантазия, в отличие от чисто бессознательного фантазма, обладает способностью интегрировать в единое целое настоящее, заключенное в актуальном впечатлении, инфантильное прошлое и будущее, которому предстоит осуществиться. Эти два слоя остаются изолированными друг от друга, как две пометки для памяти. С другой стороны, данное краткое исследование обладает большой силой внушения, ведя нас от фрагментарного анализа к систематическому. Не располагающие способностью постичь глубинный динамизм творчества, мы, вероятно, могли бы что-либо сказать об отношении между вызвавшим его к жизни удовольствием и техникой его исполнения. Если сновидение есть деятельность, то естественно, что психоанализ видит в произведении искусства своего рода мастерство, ремесленничество, а за структурной аналогией ищет еще более важную аналогию - функциональную. Исследования в таком случае надо ориентировать на устранение сопротивлений; наслаждаться собственными фантазмами без сомнений и стыда - такова будет наиболее общая цель произведения искусства; эта интенция имеет двойственную задачу: с помощью всевозможных уловок и завес замаскировать сопутствующий сну наяву эгоизм и очаровать публику, памятуя о том удовольствии, какое она получает от воспроизведения фантазмов поэта. "Подобное использование удовольствия, дарованного нам для того, чтобы мы освободились от еще более сильного удовольствия, связанного с глубинными психическими основами, мы называем первичным удовлетворением, или изначальным удовольствием". Эта глобальная концепция эстетического наслаждения как детонатора, используемого для глубинных взрывов, является самой дерзкой интуицией психоаналитической эстетики в целом. Связь между техническим и гедонистическим аспектами может служить путеводной нитью в самых проникновенных исследованиях Фрейда и его школы. Она отвечает предъявленному аналитической интерпретацией требованию простоты и связности. Вместо того чтобы задаваться самым общим вопросом о творчестве как таковом, аналитик исследует частную проблему об отношениях между чувством удовольствия и техникой исполнения произведения. Эта вполне резонная проблема принадлежит компетенции экономики желания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |