|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 9. Искусство во мне: как дать выход креативности
Вжизни всегда есть место креативности, как бы вы по этой жизни ни шли: как художник с мольбертом, актер, чье лицо спрятано под маской, танцор в туфлях для чечетки, садовник с лопатой, шеф-повар с черпаком или родитель, изнывающий от обилия советов по воспитанию детей. Чем бы вы ни занимались, эта глава послужит вам отправной точкой для поиска путей успешной реализации своей креативности, путей, наиболее естественных и легких для вашего типа личности. Прочитав ее, вы будете четко представлять, откуда вам лично лучше черпать вдохновение для творческих свершений, как принимать решения о своей работе, как поступать со своими инновациями и как восполнять свой энергетический запас, если вы выдохлись.
Живопись
Вы любите рисовать, смотреть на картины или просто желаете лучше разбираться в живописи? Когда вы определите свой стиль креативности, перед вами раскроются и возможные пути его реализации. Перед вами приподнимется занавесь тайны, которой обычно окутаны творческий процесс других художников и источники их вдохновения. Вы получите больше знаний и обретете б о льшую уверенность в своей креативности, в своей способности принимать решения, определять, что вам нравится, а что – нет, что смогли бы почерпнуть из посещения уроков рисования или музейных экспозиций. Чтобы определить свой стиль рисования, попробуйте ответить на следующие несколько вопросов: • Вы предпочитаете писать с натуры или «из головы»? Экстраверты, такие как Моне, вдохновляются окружающим их миром, а интроверты, как Пикассо, полагаются на свое воображение. • Вам больше нравятся картины с подлинными деталями и натуральными тонами, написанные в реалистической манере? Или же вы предпочитаете увязывать между собой различные абстрактные идеи и искать способы передачи их средствами живописи? Некоторые художники-сенсорики, такие как Хоппер, рисуют в стиле реализма, тщательно подмечая и прорабатывая все детали. Интуиты же стремятся уловить общую картину и выявить внутренние связи между объектами, как это делал Ван Гог. • Вы предпочитаете рисовать портреты или пейзажи? Некоторые этики, подобно Матиссу, увлечены изображением людей; другие же – логики, как Сезанн, – посвящают себя пейзажу. • Вы планируете композицию своих картин? Намечаете себе некий крайний срок для завершения работы? Или предпочитаете браться за кисть спонтанно и не делать ничего такого, что лишило бы вас возможности вносить изменения? Рационалы, как правило, все аккуратно планируют, как это делал Роквелл, а иррационалы, как Дали, предпочитают работать в порыве вдохновения.
Мы все способны проявлять креативность в свойственной себе манере. Поэтому вышеизложенные принципы можно распространить не только на рисование, но буквально на любой вид творческой деятельности. Прочитав несколько следующих параграфов, вы в этом убедитесь.
Скульптура
Многие из нас наверняка помнят, как в детстве увлекались лепкой из пластилина. Повзрослев, однако, мы сталкиваемся с одной большой проблемой: скульптура, как правило, создается с желанием передать некие осязаемые качества и свойства объекта, но демонстрируется она обычно или за стеклом, или в огороженном пространстве, что исключает непосредственный контакт зрителя и произведения. Подобное положение вещей особенно тревожит сенсориков, которые предпочитают собирать информацию «на ощупь», а ведь они составляют примерно 70 процентов населения 230. Интуиты не испытывают такой сильной потребности в осязании вещей. Скульптуру они оценивают иначе – им нравится рассматривать трехмерные фигуры с различных ракурсов. Матисс в типичном для интуита духе отзывался о своих бугристых и грубоватых скульптурах: «Их не нужно трогать, чтобы понять, что в них вложено, и уж точно они не приглашают себя погладить, как это делают гладкая бронза и мрамор» 231. Больше всех любят заниматься скульптурой люди с предпочтением к экстраверсии, сенсорике и этике – независимо от того, идет ли речь о лепке из глины, о сооружении нового подсвечника из запчастей к старому велосипеду или о возведении многоярусного свадебного торта. Во-первых, занятие скульптурой предполагает заполнение некоего креативного пространства и в материальном, и в ментальном смысле слова, а ES (экстравертам-сенсорикам) нравится творить именно таким способом. Во-вторых, как уже говорилось выше, сенсорикам необходимо все пощупать, ко всему прикоснуться, подержать в руках. Скульптура отлично удовлетворяет эту потребность. И, наконец, скульптура – идеальное средство самовыражения для этиков. Они увлекаются созданием фигур как способом осмысления себя, а потому часто воплощают в скульптурных композициях человеческие формы. Итак, экстраверты используют пространство, сенсорики получают удовольствие от осязания, а этики персонифицируют объекты – как мы видим, эти три предпочтения идеально подходят для этого рода творческой манипуляции реальностью. Конечно, люди любого типа могут получать удовольствие от занятия скульптурой и добиваться успеха. Знаменитый абстрактный скульптор Генри Мур говорил как INFJ (Вдохновитель): «Мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы осмысливать и использовать форму в ее пространственной полноте [рационал]… представляя ее себе в уме [интроверт]… мысленно визуализируя сложную форму со всех сторон [интуит]… и идентифицируя себя с ее центром притяжения [этик]» 232. Точно так же как экстраверт использует физическое пространство, интроверт использует свое «внутреннее» пространство. Так же как сенсорик протягивает руку, чтобы пощупать предмет, так и интуит осязает фигуру, только у себя в уме. И так же как этик переживает по поводу своего творения, так и логик не спускает глаз со своей инновации.
Лицедейство
Независимо от того, считаете вы себя актером или нет, временами каждый из нас играет ту или иную роль, чтобы позабавить кого-то или убедить его в чем-то. И какую бы роль мы ни исполняли, наша личность накладывает отпечаток на стиль игры. Актерство отличается от других видов творческой деятельности по многим показателям. Когда приходит вдохновение, писатель начинает писать, художник – рисовать, скульптор – лепить, а вот актер обычно не имеет возможности самостоятельно выбирать, какую роль и когда сыграть. От него требуется воссоздавать характеры «по указке». Когда занавес поднимается, он не может позволить себе ждать, когда к нему придет вдохновение. Шоу должно продолжаться. То, откуда актер будет черпать вдохновение в такие моменты, зависит от его психотипа. Для экстравертов «весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры» 233. Люди этого типа вдохновляются тем, что их окружает, подзаряжаются от теплого света рампы и питаются энергией аудитории и труппы. К счастью для них, всегда найдется история, которую можно рассказать, и аудитория, которую можно позабавить. Лицедейство – занятие более коллективное, чем любая другая форма искусства. Неслучайно, как выяснилось, 63 процента актеров – экстраверты 234. Но у медали есть и обратная сторона: 37 процентов актеров интроверты 235. У героини Греты Гарбо из кинофильма «Гранд-отель» [44]есть одна знаменитая фраза: «Я хочу остаться одна». Фраза, характеризующая и саму актрису, ее индивидуальность, и то, как она обретала вдохновение. Метод «пребывания в одиночестве» особенно хорошо подходит интровертам-интуитам (IN) – он позволяет им на полную катушку использовать свое воображение для интернализации надежд, чаяний и страхов своих героев. Самая большая диспропорция среди актеров наблюдается по такому показателю, как способ сбора информации для предстоящей роли: 80 процентов из них интуиты и только 20 процентов – сенсорики. Эти цифры дают нам картину, полностью противоположную той, что вырисовывается по населению в целом 236. Интуиты изучают свой персонаж, пытаясь понять, что им движет, какими мотивами он руководствуется. Сенсорики же склонны скорее наблюдать и подмечать детали в поведении своего объекта, которые затем пытаются воспроизвести на сцене и которым подражают. Чем сценарий привлекает актеров? Этикам, особенно людям с NF-темпераментом (интуитам-этикам), интересна сама возможность проецировать себя в конкретную роль. Они стремятся к самоидентификации с героем и поэтому, как правило, выбирать роли, согласующиеся с их личностными ценностями. Интуиты-логики (NT) воспринимают роль как вызов. SJ (сенсориков-рационалов) может заинтересовать американский реалистический театр, в котором актеров подбирают так, чтобы их возраст и другие физические данные соответствовали характеристикам героя. Что же касается SP (сенсориков-иррационалов), то их привлекает прежде всего новизна, возможность попробовать нечто в корне отличное от всего того, что они уже испытывали, их привлекают трюки в ролях, которые выходят за рамки ожидаемого поведения героя и позволяют удивить аудиторию. Экстраверты-этики (EF) – прирожденные шоумены и аниматоры. Они горят желанием общаться и даже перезнакомиться со всеми своими зрителями. Сила интровертов-логиков (IT) в другом. Их поведение не меняется согласно реакции аудитории, что делает их игру более последовательной – она не зависит от того, полон зал или пустой, тепло их принимают или холодно. Когда нужно выразить свои эмоции, актерам-логикам приходится поднапрячься, зато они легко перевоплощаются в людей, совершенно на них не похожих. Способность иррационалов мгновенно реагировать на настрой аудитории или членов труппы позволяет им спонтанно создавать яркие экспромты. Их гибкость помогает им самым естественным образом наполнять содержанием роли, прописанные недостаточно подробно, но им тяжело играть скрупулезно прописанные роли. При этом они не видят особого смысла в репетициях. Рационалы же, со своей стороны, склонны неотступно следовать сценарию, и репетиции им нужны. Кто справится с интерпретацией роли лучше, чем актер со схожим с героем темпераментом? Игра игрой, но, если личность актера схожа с личностью его героя, рождается незабываемая актерская работа, достойная всяческих наград. Даже за рамками театра, «играя» разные роли «по жизни», мы действуем увереннее именно тогда, когда лучше понимаем себя, и от этого выигрывают все.
Словесность
Как вы разговаривали с друзьями вчера вечером? Насколько уместным был тон вашего электронного письма? Какой анекдот вы рассказали, произнося тост за невесту и жениха? Ваша личность проявляется во всем, что вы говорите, – и в том, какие слова подбираете, и в том, как строите предложения, и в том, какие примеры приводите. Когда вы определите свой тип личности, то осознаете, насколько сильно ваша речь зависит от него, и сможете впредь избегать недоразумений и налаживать коммуникацию с разной аудиторией. Да и просто пребывая в роли читателей, вы сможете извлечь из произведений гораздо больше ценной для себя информации, определив тип личности писателя. Советы по поводу использования той или иной лексики нередко несут на себе отпечаток личных пристрастий. Уильям Странк и Элвин Уайт в своей книге «Элементы стиля» сформулировали ряд правил подбора слов. Шестнадцатое из них гласит: «Отдавайте предпочтение конкретному перед общим, определенному перед туманным, предметному перед абстрактным» 237. В качестве примера Странк и Уайт приводили следующие два предложения, первое – конкретное по содержанию, а второе – более общее: «Дождь шел ежедневно на протяжении целой недели» и «Наступил период неблагоприятной погоды». Однако такой совет отражает пристрастия сенсориков. Они и в письменной, и в устной речи описывают то, «что есть», и делают это самым прямолинейным образом, стараясь всячески застраховаться от любых недоразумений. Их тексты изобилуют фактами, деталями и перечнями, а также сравнениями. В отличие от них интуиты, которые обычно описывают то, что «могло бы быть», чаще используют аналогии, метафоры и обобщения, придающие их прозе многосложный смысл, читаемый «между строк». Что же касается самого творческого процесса, то писатели-интуиты, как правило, первым делом набрасывают грубый черновик, обозначая основные темы произведения, а затем уже возвращаются к началу и по новой проходят весь текст, наполняя его деталями и шлифуя фразы. «Создание первого варианта рукописи – тяжелейший труд и нередко глубоко разочаровывающий, так как процесс сочинительства отнюдь не быстрый и не ровный, многое получается совсем не так, как хотелось бы» 238, – говорил Миченер. В отличие от интуитов сенсорики предпочитают с самого начала включать в произведение множество деталей, уделяя внимание грамматике и по ходу редактируя текст. Хемингуэй, например, занимался редактированием каждое утро. Писателям-сенсорикам не помешало бы воспользоваться посторонней помощью для «отсеивания фактов, к делу не относящихся, от фактов нужных», а интуитам – для того, чтобы не «увязнуть в поиске оригинального подхода» 239. Экстраверты часто пишут так, как говорят. Они прирожденные рассказчики. На начальных этапах написания произведения они, возможно, сочтут полезным обсудить свою идею с другими. Им нелишне будет изложить свои слова на бумаге – так они смогут увидеть ход своих мыслей. Но писательство – одиночный вид деятельности, а отсутствие компании может превратиться для экстравертов в настоящую пытку. Некоторые прибегают к добровольному отшельничеству, запираясь на ключ в надежде повысить производительность труда. Однако нельзя забывать, что длительные периоды одиночества истощают энергию экстравертов. В отличие от них интроверты подпитываются энергией как раз в одиночестве, рефлексируя. Вдохновение они черпают изнутри и пишут об обретенном в воображении опыте, как если бы они все пережили в реальности. Способность интровертов сбегать в свой внутренний мир помогает им спокойно проводить время наедине с собой и писать, даже если они при этом находятся в битком набитом кафе. Герои интровертов также склонны к интроспекции и часто говорят, как бы произнося некий внутренний монолог. Джером Дэвид Сэлинджер, автор книги «Над пропастью во ржи», сам был человеком очень замкнутым и успешно использовал упомянутый прием для выражения мыслей своего главного героя Холдена Колфилда. Когда интроверты располагают достаточным количеством времени, они обычно пишут лучше, чем говорят. «Я мыслю как гений, пишу как выдающийся писатель и говорю как дитя» 240, – признавался Владимир Набоков. Писатели-логики «склонны организовывать свой текст в четкие категории и фокусироваться на его понятности до такой степени, что забывают о необходимости поддерживать у аудитории интерес» 241, в то время как писатели-этики, «стремясь удержать внимание читателей, временами прибегают к чрезмерным преувеличениям» 242. Странк и Уайт напутствовали литераторов: «расположите себя где-нибудь на заднем плане» и «пишите так, чтобы привлечь внимание читателей к духу и содержанию произведения, а не к настроению и состоянию автора» 243. Для писателей-логиков это лишний совет, так как они и без того сами отстраняются от происходящего и удаляют следы собственных эмоций. А писателей-этиков этот совет лишит того, в чем они наиболее успешны. Ведь их сила как раз и состоит в самовыражении, в раскрытии чего-то глубоко личного, пусть и в форме сплошного потока эмоций. Этики предпочитают использовать в описаниях личные местоимения: «я», «меня» и «мне». Вспомните: «Я напиваюсь допьяна из чаш жемчужных дней», «Дважды жизнь моя кончилась раньше конца», «Раз к Смерти я не шла, она ко мне явилась в дом» – все эти стихотворения Эмили Дикинсон глубоко личные. Этики часто используют такие фразы, как «Если ты хоть немного на меня похож…», «Я чувствую, что…» и «По своему опыту я знаю…». Они воплощают себя не только в своих героях, но и в своих объектах и даже в своих словах. Для писателей-этиков история, рассказанная в произведении, – это их глубоко личная история. Представьте себе любовное письмо, начисто лишенное эмоций, или годовой отчет, брызжущий радостью и любовью или изнывающий от горя. Оба текста явно написаны не так, как принято делать в соответствующих случаях. Мы все – а не только логики – обладаем способностью мыслить и все – как и этики – способны чувствовать. Вместе с тем хороший баланс между мыслями и чувствами никому не повредит. При составлении личного послания логикам следует напоминать себе о необходимости учитывать чувства их адресата. Этики же добьются в бизнес-корреспонденции большего успеха, если постараются опустить рассказ о своих личных переживаниях. Ключ к успеху – понимание того, какой стиль подходит для каждого конкретного случая и как можно добиться желанного баланса. Баланса нужно добиваться не только между логикой и этикой, но и в других парах предпочтений, в том числе между рациональностью и иррациональностью. Писатели-иррационалы, например, стремятся доносить до аудитории информацию, которую они собрали, в неизменном виде: «Сегодня тепло и солнечно». Писатели-рационалы же склонны делиться не информацией, а своими суждениями, составленными на ее основе: «Сегодня – лучший день этого года! Тебе обязательно нужно выйти погулять». Рационалы любят намечать себе план, следовать ему, писать короткими предложениями и подчищать «хвосты», прежде чем подвести окончательный итог, и стремятся делать все своевременно, чтобы уложиться в срок. Они мастера по части разработки сюжета и структуры произведения, однако нередко их книга заканчивается, как только они доходят до момента подведения «итогов». Рационалам также следует напомнить о необходимости не останавливаться на первом же варианте произведения, а совершенствовать его дальше и редактировать снова и снова – только так рождается поистине красивая, эффектная проза. Что же касается писателей-иррационалов, то они беспрерывно собирают все новую и новую информацию, чтобы так же беспрерывно видоизменять и переделывать свои произведения. Хемингуэй в рассказе «Смерть после полудня» отмечал, что, когда слишком долго ждешь начала, уже «не столько хочется писать о том, о чем собирался, сколько хочется продолжать изучать это» 244. Временами иррационалам действительно бывает трудно начать писать, потому что они чересчур увлечены сбором информации. Нередко, как только они начинают один проект, тут же погружаются в следующий. При этом они не удосуживаются составить хотя бы краткий общий план, предпочитая писать извилистыми предложениями с нелинейными сюжетными ходами, позволяя героям своими поступками менять направление повествования. «Я начинаю мириться с этим и жду, когда случится то, что должно случиться само собой» 245, – говорил Хемингуэй. И поскольку иррационалы не испытывают особой потребности поставить точку в своем проекте, они охотно оставляют вопросы без ответа – прием эффективный, только если история и без того понятна и хорошо разработана.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |