|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Темперамент в писательском деле
Писатели с различным темпераментом склонны работать в разных жанрах и стилях. Так, например, проза SJ (сенсориков-рационалов), как правило, отличается подробными, методичными, исчерпывающими описаниями. Поэтому неудивительно, что такие авторы часто вдохновляются на создание исторических романов и рассказов с классическим сюжетом. Подробная информация о погоде в Гонконге, изложенная на официальном сайте государственной метеослужбы, может показаться писателю-SJ очень даже волнующей. В день, когда черные тучи заволакивают небо и все с опаской ждут прихода тайфуна, на метеосайте публикуют данные по целому ряду показателей. Среди них и сила ультрафиолетовых лучей, и температура, и относительная влажность, и средняя скорость ветра. Все это дополняется изображениями со спутника и радаров, барическими картами и прогнозами о вероятности землетрясений. В своих работах писатели-SJ не менее скрупулезны. Они рассматривают каждую сторону изучаемого ими объекта систематично и всесторонне – так, как пишутся аналитические статьи и полицейские отчеты. Стиль писателей-SP (сенсориков-иррационалов) отличается существенно большей непосредственностью. Такие авторы стремятся выразить то, что ощущают в настоящий момент. Их произведения звучат как срочные выпуски новостей, прерывающие программу передач, чтобы предупредить вас о приближении тайфуна. Они как репортеры, ведущие передачу с места события: говорят о том, что видят, отважно принимая на себя первые удары непогоды и подставляя голову злым ветрам и холодному ливню. Писатели-SP любят нагнетать напряжение, описывая, как гигантские волны разбиваются о причал, как уходят под воду мосты, как кружатся вихри на экране радара. Если авторы при этом еще и экстраверты, они обычно пишут в стиле разговорной речи, включая жаргонные словечки и отсылки к поп-культуре. К излюбленным сенсориками-иррационалами жанрам можно отнести триллеры, детективы, сценарии – весь тот род литературы, которая читается на одном дыхании. Иное дело – писатели-интуиты. Авторы с NT-темпераментом (интуиты-логики) стремятся к совершенству путем редактирования. «Иногда, работая над вторым вариантом, я начинаю ощущать настоящую мощь, чего никогда не удается добиться в первом черновике» 246, – писал Джеймс Миченер. Рассказывая о приближающейся буре, NT опишет новейшие изображения, полученные от метеоспутников и доплеровской РЛС, и сосредоточится на смысле тайфуна и его предполагаемых последствиях, возможно, даже предскажет, как дожди повлияют на цены риса в следующем году. Интуиты-логики пишут довольно сложным языком, вкладывая в слова глубокий смысл, используя много метафор, стараясь сохранить объективность и научить читателей чему-нибудь. Писатели с таким темпераментом нередко используют в своих работах профессиональный жаргон и чаще всего создают учебники для вузов, а также документальную прозу, нон-фикшн литературу и научную фантастику. Писатели-NF (интуиты-этики), как и NT, любят метафоры и аналогии, но они склонны говорить от первого лица за своего потенциального читателя. «Кто я?» – вопрошают они и затем отвечают, вкладывая в свои слова глубокий личный смысл. Языком они владеют отлично. Чтобы описать приближающийся тайфун, они исследуют человеческий фактор и затем расскажут, как буря повлияла на жизни людей. В отличие от SF, которые бросились бы передавать свои эмоции перед лицом грозы, NF постараются свои эмоции объяснить. Сопереживая жертвам стихии и перенося на них свои чувства, они передадут свое напряжение и аудитории. Из-под их пера выйдет душераздирающая драма, поднимающая вопрос: «Что будет, если такое произойдет со мной?» У авторов-интуитов с предпочтением к этике вдохновение зарождается тогда, когда у них появляется история, которую они считают важным рассказать. Для этой цели они обычно выбирают жанры поэзии, любовного романа или книг по популярной психологии в духе «помоги себе сам». Если вы все еще не уверены в том, какой именно путь в литературе выбрать, какие стили и жанры подходят вашему темпераменту, прислушайтесь к нашим советам: • NF (интуиты-этики): пишите о том, что чувствуете, и делайте это так, как будто разговариваете с человеком, за которого переживаете; • NT (интуиты-логики): пишите о том, о чем сами хотели бы узнать побольше; • SJ (сенсорики-рационалы): пишите о том, что знаете, или о том, что уже произошло; • SP (сенсорики-иррационалы): пишите о том, что происходит в настоящий момент.
Слово о поэзии
Поэзия строится на игре смыслов, звуков, ритма и образов. Поэты с NF-темпераментом (интуиты-этики) любят обогащать буквальный смысл слов метафорами, которые исходят от сердца и пропитаны их личностными ценностями. Обобщая свои наблюдения, сделанные в булочной, поэт-интуит, например, может сравнить поднимающееся суфле с ростом нежного цветка, а поэт-сенсорик сфокусируется на том, как пекарь раскатывает рассыпчатое тесто, или на аромате, который источает подрумянившийся хлеб. В разные времена в поэзии возникали различные движения и направления, и соответственно к ней влекло людей разных психологических типов. На ранних стадиях развития человечества поэзия распространялась главным образом в устной форме, в рифмованных стихах, что делало ее, наверное, более привлекательной для экстравертов и сенсориков. Жанры и формы, требующие соблюдения грамматических правил и выдерживания четкой структуры, вероятно, полюбились в первую очередь SJ (сенсорикам-рационалам), а верлибры, белые стихи – иррационалам. Лирическая поэзия выражает наши личные чувства, как и романтизм в целом, как направление, концентрирующееся на передаче сильных чувств. Надо полагать, он особенно пришелся по душе этикам, которые ощущали себя изгоями в эпоху Просвещения с ее пристрастием к порядку и рассудительности – в эпоху, когда лидирующие позиции наверняка занимали логики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |