|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лицензия на креативностьОтто Крегер, Дэвид Голдстайн - Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности
www.e-puzzle.ru Текст предоставлен правообладателем http://www.litmir.net «Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / Дэвид Голдстайн, Отто Крегер»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2014 ISBN 978-5-00057-246-7
Творческие способности присущи каждому из нас, но часто мы не осознаем в полной мере те таланты, которыми наделены от природы. Эта книга расширит ваше представление о том, что такое креативность, какие бывают виды креативности и как они связаны с психологическими типами. Вы сможете определить именно ваш тип творческой личности и найдете ответы на важные вопросы о себе самом: о своих интересах, уникальных способностях и формах их реализации. Вы научитесь понимать сильные стороны вашего творческого стиля и причины расхождений с другими людьми. На русском языке публикуется впервые.
David B. Goldstein, Otto Kroeger Creative You Using Your Personality Type to Thrive
Публикуется с разрешения Atria Books, a Division of Simon & Schuster, Inc.
© 2013 by Otto Kroeger and David B. Goldstein. © Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
* * * Посвящается Гевину и всем детям его возраста, которые, будем надеяться, смогут сохранить свою креативность, даже когда вырастут
Предисловие
Когда Дэвид Голдстайн предложил мне написать предисловие к этой книге, я обрадовалась и почувствовала себя польщенной, так как знаю его соавтора, Отто Крегера, на протяжении многих лет. Нам с Отто не раз доводилось работать вместе, и я отношусь к нему с уважением. Дэвид Голдстайн – известный художник и опытный специалист в области применения MBTI [1]. В 2011 году он выступил на международной конференции Ассоциации психологических типов в Сан-Франциско с презентацией своей работы под названием «Искусство в тебе: тип и креативность». Дэвид заинтересовался исследованием связей между MBTI и креативностью во время обучения на курсе акварели. Однажды слушателям, пытающимся нащупать свой стиль рисования, предложили заполнить опросник, который должен был помочь им определиться с выбором. Именно этот опыт открыл Дэвиду глаза на связь между типом личности по MBTI и искусством, а также навел на мысль о написании книги на эту тему вместе с Отто Крегером. Благодаря сотрудничеству с Отто исследование взаимосвязи креативности и шестнадцати типов личности перешагнуло за рамки изобразительного искусства и охватило практически все сферы креативности, и в этом состоит одно из главных достоинств книги «Творческая личность». Отто Крегер – лидер и эксперт во всем, что касается MBTI и психологических типов. Он пионер в области распространения, описания и применения индикатора Майерс-Бриггс. Настоящая книга вполне укладывается в русло заложенного им направления исследований. Когда в 1980 году Изабель Бриггс-Майерс оказалась при смерти, она передала заботы о своем детище, индикаторе типов, двум людям, которым больше всего доверяла, – своему сыну Питеру и мне. Ощущая огромный груз ответственности, мы с Питером почувствовали, что нуждаемся в советах. А потому собрали команду, которая должна была помогать нам развивать методику и отстаивать этические принципы ее применения. Тогда мы попросили Отто присоединиться к нам, и он ознакомил нас с новым методом изложения результатов MBTI и преподавания теории психологических типов слушателям в группах. Этот метод предусматривал использование различных упражнений, которые должны были помогать людям в определении их типа. Отто исходил из теории обучения, основанного на непосредственном опыте, которую в свое время выдвинул Курт Левин (1890–1947). Она привела к созданию в 1947 году первой Национальной лаборатории тренинга в городе Бетел. Своей книгой «Творческая личность» Дэвид и Отто внесли еще один, инновационный вклад в практику применения MBTI и теории психологических типов. Каждый из них грамотно использовал собственный тип креативности, чтобы мы в итоге получили всестороннее представление о сфере креативности – сфере, которая прежде была не очень глубоко изучена. В нашем профессиональном сообществе, например, было принято связывать творческий процесс в большей степени с интуицией, а не рассматривать 16 различных типов креативности. В этой книге Дэвид и Отто продемонстрировали, что креативность так же, как и психологический склад, бывает разной, и тщательно проанализировали все ее 16 типов. Мне повезло – я получаю авторские экземпляры многих книг, посвященных MBTI и юнгианской типологии личности. Каждый раз, когда в свет выходит такая книга или когда меня просят написать к ней предисловие, я первым делом просматриваю свой тип (INFP [2]), полагая, что, если автору удалось верно «уловить» его, ему, должно быть, удалось сделать это и для всех других типов! Хочу сказать, что Дэвид и Отто отлично справились с задачей исследования креативности INFP. Их описание моего типа раскрыло для меня совершенно новые горизонты. Я никогда прежде не задумывалась о том, к какому типу принадлежит моя креативность, и для меня их выводы были интересны и поучительны. Я стала гораздо лучше понимать, что у меня, как и у всех, имеется свой, уникальный стиль проявления креативности (возможно, он выражается в написании предисловий к книгам!). Я приглашаю вас заглянуть в эту книгу и узнать, какой лично у вас стиль креативности, а также ознакомиться с остальными пятнадцатью типами, чтобы расширить свои представления о том, что мы называем креативностью, и понять, как она сочетается с психологическим типом. Эти знания помогут вам начать лучше осознавать и оценивать креативность вообще, а также ее проявления у шестнадцати различных типов людей.
Кэтрин Майерс, совладелец MBTI, 12.12.2012
Предисловие автора
История о том, как мы с Отто решили написать эту книгу, уходит корнями в далекую зиму 2001 года. В тот момент я брал уроки рисования у Джин Гилл 1в Фэрфаксе. Джин – талантливый, состоявшийся акварелист. Среди ее учеников много профессиональных художников. Некоторые из года в год принимают участие в организуемых ею семинарах. Для каждого занятия Джин предлагает новую тему. Я уже учился у нее на протяжении полутора лет, когда однажды Джин раздала нам тест, состоящий из 103 вопросов. Нам предстояло попробовать понять собственный творческий стиль, и этот опросник должен был помочь нам в этом. Заполняя бланк, я обратил внимание на то, что многие вопросы уходили своими корнями в теорию психологических типов. Поскольку я успел подружиться со многими из слушателей – уже отучился у нее на протяжении полутора лет, – я сразу же подметил связь между их типом личности и стилем проявления креативности. Для художника во мне это прозрение стало ага! – моментом [3], а вот мое другое «я» – специалиста в области управления инновациями со степенью МВА – охватило пламя профессионального любопытства. Насколько тесно переплетаются тип психологического склада личности и особенности ее креативности? Каковы их общие характеристики? Действительно ли у каждого человека свой уникальный тип креативности? С этими вопросами я обратился к моему другу Отто. Он известный во всем мире специалист и корпоративный консультант в области применения Индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI). Этот инструмент определения типа психологического склада личности был разработан Кэтрин Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс-Майерс (на основе работ Карла Юнга). Он предназначен для измерения психологических предпочтений человека, связанных с определенными типами восприятия мира и принятия решений. Отто – или, как его часто называют, «господин MBTI» – славится своим талантом доносить до аудитории многостороннюю практическую пользу от применения теории психологических типов. Он способен донести эту пользу до самых разных людей даже в самых удаленных уголках земного шара. Как бывший президент Ассоциации психологических типов он является соавтором многочисленных публикаций и четырех книг-бестселлеров, посвященных психологическим типам, среди которых «Типы людей» [4], «Типы людей и бизнес», «Почему мы такие» и «Тип личности и духовное лидерство». Отто считается одним из самых влиятельных пропагандистов и толкователей детища Изабель Бриггс-Майерс. Ему также довелось поработать и в Национальной лаборатории тренинга, где у него сложились почти родственные отношения со знаменитым психологом Абрахамом Маслоу [5]. И я решил: если есть человек, способный помочь мне применить мою новую концепцию о креативности к уже сложившейся теории психологических типов, то это Отто. Самому Отто мысль о глубинной связи между психологическим типом человека и его уникальным стилем проявления креативности также показалась интересной. Он согласился со мной в том, что она заслуживает более тщательной проработки и исследования, однако и он сам, и я были слишком заняты, чтобы развивать ее. Но мы не теряли друг друга из виду – как друзья и соседи мы виделись довольно часто, – и со временем у нас обоих накопилось немало наблюдений за тем, как личностные особенности человека влияют на его креативный стиль. Все настойчивее становилось желание помочь людям осознать свою креативность и понять, как она проявляется в их случае, – ведь многие из нас и не предполагают наличие у себя творческих способностей, хотя они есть у каждого. Наконец нам предоставилась возможность поработать вместе, обобщить наши наблюдения и придать им удобную для использования форму. Хотя идея о том, чтобы связать фундаментальную психологию с индивидуальным стилем креативности, изначально родилась из попыток сопоставить типы психологического склада со стилями рисования, мы с Отто убедились, что она применима ко всем видам искусства, в том числе и к музыке, театру, кино и литературе. Более того, она быстро перешагнула за рамки искусства вообще – мы заметили, что бизнесмены, относящиеся к различным психологическим типам, создают различного типа компании, а внутри них складываются разного типа креативные культуры. В том, как предприниматели доносили до окружающих свои послания и как они использовали свою креативность для руководства и управления бизнесом, также просматривались разные типы подходов. Мы обнаружили, что от типа креативности зависит даже то, как мы решаем повседневные задачи: например, как быстренько сообразить что-нибудь на ужин для семьи или как проложить новый маршрут до офиса в объезд начавшейся стройки, не говоря уже о решении более важных жизненных проблем. Очень скоро наше исследование охватило практически все аспекты жизни. Чем бы мы ни занимались, у каждого есть свой индивидуальный стиль самовыражения – выражения нашей уникальной креативной личности, – отличающий нас от других людей. Причем отличает во всем – как мы говорим, пишем, рисуем, чиним водопровод, танцуем, поем, готовим еду, копаемся в саду, играем на музыкальных инструментах, трудимся в офисе или сидим в соцсетях. Начав разбирать все эти разнообразные проявления креативности, замечаешь, что у нас у всех есть некие общие черты: определенные предпочтения в способе сбора информации, в подходах к ее анализу и принятию решений на ее основе, а также в выборе поведения на базе этих решений. Именно от этих предпочтений и зависит стиль проявления нашей креативности. На кого вы больше похожи? На Нормана Роквелла, который писал в реалистичной манере, тщательно прорабатывая мельчайшие детали? Или на Винсента Ван Гога – вам важнее ухватить общую картину, в которой вы способны обнаружить невидимые связи? Может, вам ближе Джеймс Миченер, который составлял подробный план всего произведения прежде, чем засесть за его написание? Или вы скорее похожи на Эрнеста Хемингуэя, предпочитавшего в работе спонтанность? Подобное деление может быть применено не только к людям искусства, но и к любому проявлению креативности в любой сфере жизни. Знание того, какой именно тип креативности присущ лично вам, откроет глаза на сильные стороны вашего творческого стиля и научит понимать причины ваших расхождений с другими людьми. Вместе эти знания и представления окажут огромное влияние на вашу жизнь. На самом деле, когда вы поймете, какой у вас психологический тип и как он связан с вашим стилем креативности, вам будет легче наслаждаться жизнью в полной мере. Вы начнете относиться к ней с б о льшим воодушевлением и ответственностью, а ваши действия станут более продуктивными. Вы откроете для себя захватывающую перспективу взаимодействия с миром и обретете действенные инструменты достижения своих целей и повышения своей конкурентоспособности. Вы научитесь жить в согласии со своей природой и работать, отдаваясь своим увлечениям и применяя креативность в соответствии со своими подлинными предпочтениями. Ваша жизнь станет более осмысленной. Идеи, изложенные в этой книге, улучшат ваше мироощущение и обогатят взаимодействие с другими людьми. Вы никогда больше не станете смотреть кино или слушать музыку так, как прежде, – каждое новое ощущение будет нести для вас новый, глубокий смысл. За новообретенным опытом последует и новое прозрение, новое понимание сути вещей, которое вы сможете использовать для креативного решения большего количества проблем. Креативность – неотъемлемое качество каждого человека. Но ее проявления и сферы применения многообразны – от написания душевного письма другу или родственнику, с которым вы долго не разговаривали, до более профессиональных форм проявления, таких как придумывание новых способов привлечения клиентов или создание социальной сети для поддержания благой цели. То, что легко дается одному человеку, может быть совершенно неприменимым для другого. Эта книга поможет определить, что именно подходит лично вам, а знакомство со своей креативной индивидуальностью может привести к кардинальным переменам в вашей жизни. Отто дает своим слушателям в начале семинаров для снятия напряжения такое упражнение: он показывает участникам встречи серию плакатов и просит определить, какое из изображений вдохновляет их сильнее всего. Когда люди знают, что им нравится, что «заводит» их, что распаляет их воображение, они способны усвоить больше информации о себе. Гораздо больше, чем они могли бы почерпнуть из обычного экскурса в историю искусства или похода в музей. Ведь они получают практические знания, которые можно сразу же применить в повседневной жизни. Полистайте эту книгу, и вы найдете в ней ответы на важные вопросы о себе самом: о своих интересах, врожденных талантах и формах их реализации, о том, о чем вы, возможно, совершенно не догадывались. Вы узнаете много нового о себе, а также об окружающих вас людях и сразу же очутитесь далеко впереди в вашей творческой реализации. Вы откроете свое креативное «я».
Дэвид Голдстайн
Введение
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо
Спросите любого человека, когда именно он перестал считать себя креативным, и вы, скорее всего, услышите в ответ примерно следующее: «Когда я был маленьким, мне нравилось петь, танцевать и рисовать. Это продолжалось до тех пор, пока однажды, во втором классе, учительница не “прошлась” по мне за то, что я сделал небо не голубого цвета. Все одноклассники тогда надо мной смеялись, и я больше не пробовал проявлять креативность». Подобный ответ – конечно, в разных вариациях – вы будете слышать снова и снова, независимо от возраста говорящего. Многие из нас стали бояться использовать свои таланты даже в самый подходящий для этого момент, лишь потому, что у них с учителями были творческие разногласия. Сколько людей еще в детском возрасте, играя с цветными карандашами, решили, что они лишены креативности? Сколько людей в юности так и не узнали, что существует множество стилей и манер рисования, пения, танца или ведения малого бизнеса? Просто наступил момент, когда подросток оказался под градом критики. От него требовали делать все так, как критикующие считают правильным, а не так, как свойственно ему. Момент, в котором поблизости не оказалось никого, кто понял бы специфику творческих [6]способностей ребенка. И юному человеку было проще поддаться разочарованию и сказать себе: «Мне не дано». Для многих из нас этот момент наступил слишком рано. Школьные учителя и университетские преподаватели, не понявшие нашу инаковость, были не способны почувствовать и степень отторжения, которое вызывала у нас их «наука». Заставляя нас делать все так, как им представляется правильным, они словно пытались вставить квадратный кубик в круглый паз, поскольку не понимали, что у различных типов личностей креативность разная. И как бы они ни старались, их ждали провал и разочарование. В этой книге вы с радостью обнаружите доказательства своей невиновности в том, что не смогли научиться использовать свою креативность в полной мере – ведь мы все от природы креативны. А если вы до сих пор считаете, что лишены креативности, то, скорее всего, вы попросту не получили подходящие инструменты для раскрытия своих талантов и не имели возможности научиться эффективно ими пользоваться. У вас наверняка отбили охоту самовыражаться и приучили избегать ошибок, следовать за лидером и действовать как все. Если вы перестали считать себя креативным, то у нас есть хорошая новость: пробудить свою врожденную креативность никогда не поздно (и не так сложно, как может показаться). Храня ореол таинственности, люди искусства редко признаются, что их креативность зиждется на двух китах: на идеях и приемах работы. Правда состоит в том, что идеи и приемы – это разные вещи, а хорошая новость такова: во-первых, у всех нас есть голова, в которой возникают идеи, и, во-вторых, мы все в состоянии освоить те или иные приемы. Например, любой из нас способен (после соответствующей подготовки, конечно) научиться распознавать музыкальный тон и воспроизводить его. Также было доказано, что рисование в реалистичной манере – умение, доступное каждому. По мнению Бетти Эдвардс, автора книги «Откройте в себе художника» [7], при условии правильной подготовки и практики научиться рисовать можно очень быстро: «Рисование может освоить каждый нормальный человек со средним зрением и средней координацией руки и глаза» 2. Тот же самый принцип обучения применим и ко многим другим видам деятельности, а также к идеям, которые вы, возможно, не пробовали реализовать или же отказывались после нескольких попыток – и все из-за творческих разногласий с вашими преподавателями в прошлом. Мы покажем вам, что каждый тип личности способен быть креативным по-своему, а также предложим четкие стратегии реализации своей креативности. Виртуозная хореография сервировки ужина, тонкая шлифовка фраз в докладной записке или яркие мазки гениального бизнес-плана – какой бы ни была стихия вашего личного стиля креативности, вы сможете создать на работе или дома инновационную атмосферу, в которой ваша находчивость и продуктивность смогут расцвести. А если вы уже считаете себя креативным, то мы покажем вам, как оптимизировать свои таланты.
Лицензия на креативность
Бывало ли, что вы хотели взять в руки кисть и начать писать, но останавливались, так как были убеждены, что едва ли сможете нарисовать и «палку-палку-огуречик»? У вас когда-нибудь возникало желание заняться танцами, но вы гасили его, потому что у вас-де обе ноги левые? Или, может быть, вы хотели стать певцом, но даже не попробовали, так как были уверены, что вам медведь на ухо наступил? Грезили о кулинарном искусстве, но передумали учиться на повара, поскольку даже тосты вам не удаются? Возможно, вы всегда мечтали начать собственный бизнес или изобрести некое устройство, но не верили, что ваши идеи смогут заинтересовать еще кого-нибудь? Существует великое множество способов проявить свою креативность и ровно столько же способов обрезать ей крылья. Порой мы сами первыми берем в руки «ножницы» или же начинаем возводить преграды на пути к более творческой и вдохновенной жизни. Вы можете не согласиться со мной, но я точно знаю: вы человек креативный. Мы все такие. Когда мы сталкиваемся с чем-нибудь действительно красивым и уникальным, мы нередко говорим создателю: «Ты – настоящий художник». То, что мы не можем сказать себе, другие часто говорят за нас. Наверняка вы слышали от друга: «Круто! Ты меня поразил! Я бы так, наверное, не смог». Не важно, про что он это сказал – то ли по поводу блюда, которое вы приготовили, или по поводу цветов, которые вырастили, или одежды, которую вы себе подобрали, или еще из-за чего-то, чем вы блеснули. Было такое? Подобные свершения – плод креативности. Вы просто сделали все так, как вам «сподручнее», но другим результат кажется превосходным, уникальным и творческим – как и вы сами. «Я бы никогда не смогла приготовить такое блюдо»; «Я бы ни за что не смог покрасить дом так хорошо, как ты»; «Мне гвоздя не забить прямо, не говоря уж о том, чтобы построить будку для собаки». С ваших губ тоже наверняка срываются подобные слова – когда кто-нибудь из знакомых закончил реставрацию старинного столика, спасенного им во время прогулки по блошиному рынку; или подобрал на фортепьяно удивительный этюд на слух, не зная нотной грамоты; или лично разработал проект пристройки к дому. Что-то в этом духе вы скажете и тогда, когда подруга угостит вас вкуснейшим супчиком или же сделает великолепный фотоснимок. И когда вы слышите, как другие говорят вам: «Я бы так не смог», вы понимаете, что делаете нечто особенное: проявляете свою уникальную творческую сущность, даже не осознавая этого. К сожалению, в нашем обществе бывает нелегко следовать за своим вдохновением и открыто называть себя человеком искусства. Мы провели немало интервью с художниками, которым, даже имея в активе сотни проданных картин, было трудно отрекомендоваться нам живописцами. Почему наше общество не поощряет в нас желание думать о себе как о людях творческих? А ведь вместо того, чтобы ассоциировать креативность с чудаковатостью, непродуктивностью и бедностью, нам, вероятно, стоило бы поучиться у жителей острова Бали или австралийских аборигенов, которые считают каждого взрослого – и ребенка тоже – в душе художником. Представление о том, что креативность или дана нам от природы, или не дана, – миф чистой воды. Истина такова: мы все рождаемся с некими присущими нашей личности предпочтениями, которые можем использовать для реализации собственной креативности и для процветания. Вы можете признать сей факт и выдать себе лицензию на креативность. Сделайте это в самом что ни на есть буквальном смысле слова: возьмите чистый лист бумаги или найдите в сети «типовой бланк» и заполните его. Затем поместите лицензию туда, где она будет постоянно напоминать вам о вашем праве быть самим собой и свободно применять свою природную креативность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |