|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Общие работы по теории культурыБиблиографическое сопровождение Образовательной программы «Культурная семантика» I. Общие работы по теории культуры Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. Клиффорд Гирц — американский антрополог, основатель направления интерпретативной антропологии, представляющей собой синтез традиций американской культурной антропологии с традициями европейской социальной теории и философии XX в. Сборник «Интерпретация культур» позволяет проследить становление общей концепции культуры К. Гирца как сложного семиотического текста. В данной концепции культура рассматривается как паутина смыслов, а ее анализ —как диалогический, понимающий, интерпретативный, предполагающий поиск значений и раскрытие социальных механизмов, формирующих человеческий опыт. Статьи разных лет проясняют смысл понятия «насыщенное описание», введенное автором. Электронная версии книги: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/index.php Из истории русской культуры. Т. 1 – 4. – М., 1995 – 1996. Четырехтомное издание представляет собой хронологической исследование различных периодов в русской истории и культуре — от Киевской Руси до конца XIX века. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. В книге опубликованы монографии («Культура и взрыв» и «Внутри мыслящих миров»), статьи разных лет. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. Первый том их трехтомного издание исследований выдающегося русского литературоведа, теоретика и историка культуры Ю. М. Лотмана содержит основополагающие для понимания семиотических проблем искусства и русской культуры работы: «О семиосфере», «Семиотика культуры», «Текст как семиотическая проблема», «Культуры и программы поведения», «Семиотика пространства» и другие. Самым важным в этих работах является проблема методологии семиотических подходов к культурным феноменам, а также целый ряд определений и понятий семиотики, сформулированных Ю. М. Лотманом и ставших терминологическим языком современной гуманитарной науки. Электронная версия первого тома находится по адресу: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 2005. В книге собраны и систематизированы труды Ю. М. Лотмана по теории и истории изобразительного искусства, театра, кино, по проблемам общей эстетики. В полном объеме опубликованы монографии «Структура художественного текста» и «Семиотика кино и проблемы киноэстетики». Заключительный раздел сборника составляют статьи, заметки и выступления Ю. М. Лотмана по искусствоведческой тематике, включая последнюю его статью «Портрет», неизвестную читателям. В книге представлены и образцы семиотического анализа и интерпретации произведений искусства. Мурина Е. Б. Проблема синтеза пространственных искусств (Очерки теории). М., 1982. Книга является попыткой осмысления теории синтеза искусств и проблем медиальности, очень популярные сегодня. Автор рассматривает и различные теории (например, Рихарда Вагнера), и интерпретирует идею идеи синтеза разных эпох и стран (Россия 1910–1920-х годов, эпоха Третьего рейха в Германии и пр.). Особый интерес представляют конкретные анализы пространственных искусств (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Cмирнов И. П. Смысл как таковой. М., 2000. В сборнике работ известного слависта И. П. Смирнова опубликована его монография «Художественный смысл и эволюция художественных систем», а также отдельные исследования по типологии и истории культуры. В поле зрения автора – специфика литературы в пространстве культуры, а также «подсистем» литературы (прозы, поэзии, литературных жанров). И. П. Смирнов рассматривает подробно наиболее востребованные сегодня в гуманитарной сфере интерпретации таких категорий как «дискурс», «семантическая память», «смысл». Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб., 1999. Сборник работ одного из ведущих специалистов по русской истории и литературе «переходного периода» («бунташный» XVII век). Статьи по истории православия, о русской смеховой культуре, юродстве, писательских типах в разные эпохи — образцы традиционного культурно-исторического метода, обогащенного семиотическим и культурологическим подходами. Концепции А. М. Панченко интересны глубоким и неординарным истолкованием многих явлений и событий русской культуры и искусства. Петров М. К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. В книге философа, историка науки и методолога – М. К. Петрова, представлено методологическое обоснование инновационных подходов к изучению человеческой культуры и человека. Здесь выдвинут важнейший тезис о том, что знак и знаковые системы являются своеобразным «социокодом». Специфика разных социокодов и подходы к их прочтению автор демонстрирует на анализе разных типов культур и рассмотрении особенностей взаимовлияния, общения и преемственности культур. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций. М., 2001. Книга Г. Г. Почепцова раскрывает понятие коммуникации и ее роли в развитии человеческой цивилизации. Рассматриваются различные социальные и психологические, мифологические и прикладные модели коммуникации. Электронная версия исследования доступна на сайте: http://www.nir.ru/socio/articles/poch.htm Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. СПб., 1999. Материалы научной конференции представляют собой сборник размышлений о различных формах и видах эстетической деятельности. В книге присутствуют материалы как о сущности эстетики и ее современном состоянии, так и о кинематографе, словесности и пр. Сборник демонстрирует эволюцию эстетической теории в России, множественность позиций авторов при их стремлении к взаимному пониманию и целостности движения эстетической мысли. Электронная версия книги доступна по адресу: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/aestt/preface.html Успенский Б. А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005. В книге наиболее яркого и интересного ученого-гуманитария – Б. А. Успенского рассматривается возможности семиотики в постижении глубинных смыслов произведения искусства. Особый интерес представляют рассуждения ученого о композиции как смене точек зрения, что необходимо для понимания любого произведения искусства. Ценные наблюдения и анализы содержат работы о русской иконе (она позволяет освоить и понять правила «чтения» иконописного текста) и о Гентском алтаре Ван Эйка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |