АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фейерабенд П. «Наука в свободном обществе»

Читайте также:
  1. Бухгалтерский баланс АО «Наука» на 01 января 20.. г.
  2. Д.Денисова «Наука антизатратной логики», «Эксперт», №15, 2005. с. 32-42
  3. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1972
  4. Коагулирование примесей воды. Агрегативная устойчивости тонкодисперсных и коллоидных частиц. Коагулирование в свободном объеме и контактная коагуляция.
  5. Концепции научного знания представителей постпозитивизма: К.Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани
  6. Модуль семинара «Работа с добровольцами в сообществе»
  7. Правовой тест «Выборы в демократическом обществе».
  8. Тема 9. Теплоотдача при свободном движении жидкости
  9. Тема: ОСНОВИ НАУКОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ЯК НАВЧАЛЬНА ДИСЦИПЛІНА. СУТЬ ПОНЯТТЯ «НАУКА».
  10. Философия как «наука о всеобщем»

Пол Фейерабенд – известный методолог науки, знаменит своей кон цепцией «анархистской» теории познания

Один из главных принципов концепции Ф – принцип неограниченной пролиферации, или размножения, умножения конкурирующих и прямо альтернативных друг другу гипотез.

По Ф., «допустимо все» (anything goes).

«Все дозволено» не есть некий «принцип» новой методологии, предлагаемой мной. Это единственный способ, которым убежденный сторонник универсальных стандартов, желающий понять историю в своих терминах, может выразить мое понимание традиций и исследовательской практики, Если это понимание верно, то все, что может сказать рационалист о науке (и любой другой интересной деятельности), выражается двумя словами: «Все дозволено».

Познание «не является постепенным приближением к истине, а скорее представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых (быть может, даже несоизмеримых) альтернатив ». Истина не является идеалом.

Уравнивает в правах религиозное, философское, обыденное, мифологическое и научное знание… равноправных по своей познавательной ценности альтернатив он относит философские спекуляции, древние сказания, легенды, мифы, астрологические фантазии, религиозные доктрины и вообще любые суеверия настоящего времени и прошлых веков.

 

отсутствие объективного знания вообще; по его мнению, «...в науке нет ничего абсолютно устойчивого»4, т.е. неотменяемого, подлинно истинного

проблема понимания «теоретической нагруженности» фактов науки, проблема выяснения специфики научного знания, вопрос о взаимоотношениях науки с социально-культурным контекстом

антикумулятивизм вслед за К. Поппером и Т. Куном. разрывают единый процесс развития науки на взаимообособленные, не связанные между собой периоды и этапы

тезис о «взаимонесоизмеримости, или несравнимости и взаимонепереводимости, содержания альтернативных теорий и концепций, принадлежащих разным или одному и тому же этапу в истории науки

 

теории не всегда можно сравнивать по содержанию или по степени правдоподобия, даже если они относятся к «одной и той же области».

утверждение о «несовместимости различных научных теорий. Это означает, что альтернативные построения сплошь и рядом формально-логически «друг другу противоречат (are not consistent)» и невыводимы одно из другого.

теории взаимонепереводимы, потому что таковы те научные языки, на которых они сформулированы. Чужеродные друг другу языки означают разнородность онтологических трактовок фактов, а поскольку сами факты выглядят по-разному, фактуальный опыт превращается в нечто производное.

В результате, по Фейерабенду, при выборе теорий берут верх лишь внетеоретические мотивы: не одна теория побеждает другую, а сторонники одной теории любыми средствами сокрушают сторонников другой.

стирает границу между допустимым и недопустимым в науке2

в деятельности ученых важна не истина, а «развитие индивидуальных способностей», не познание и его подлинная рациональность, а ничем не стесняемое, «абсолютно» свободное, произвольное поведение

«исчезают границы между историей науки, ее философией и самой наукой, а также между наукой и не­наукой»

отсутствие объективного знания вообще; по его мнению, «...в науке нет ничего абсолютно устойчивого»4, т.е. неотменяемого, подлинно истинного

Часть I. Разум и практика......... 473

Вновь против методологического принуждения 473

Разум и практика.......... 478

«Все дозволено»........... 498

Несоизмеримость........... 499

 

Часть II. Наука в свободном обществе..... 507

Господство науки – угроза демократии..... 507

Результаты науки – не аргумент для ее предпочтения 511

Необходимость отделения науки как одной из форм идеологии от государства.........517


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)