АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достоинство воспитания двух дочерей или двух сестер

Читайте также:
  1. Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания
  2. АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  3. Базовые теории воспитания и развития личности
  4. БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ И УНИЖАЮЩЕЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЕ
  5. Билеты к экзамену по математике для студентов первого курса института спорта и физического воспитания РГУФКСМиТ
  6. Бихевиористская» модель семейного воспитания.
  7. В процессе физического воспитания
  8. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  9. Влияние современных соц-эконом-условий на здоровье подрастающего населения. Изменения состояния здоровья детей, связанные с нерациональными условиями воспитания и обучения
  10. Влияние труда на растущий организм. Физиолого-генетич.принципы трудового и проф-ого воспитания и обучения. Гигиенич.требования к его организации.
  11. Вопрос воспитания как социальный вопрос
  12. Воспитания в школе

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Тот, кто будет содержать двух или троих дочерей, или же двух или троих сестер, пока одна из них не будет нуждаться в его заботе, или же пока он не покинет их по причине своей смерти, то я и он будем в Раю вот таким образом", - и указал на свой средний и указательный пальцы. (Ахмад,12498 и Ибн Хибан в "Сахихе", 447).

Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) говорил: "Обязанностью каждого, кто услышит этот хадис, является совершение дел в соответствии с ним, дабы быть спутником Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в Раю. И нет наилучшей степени в будущей жизни, чем это" (См. "Фатхуль-Бари" 10/536, 6005).

6 - Чтение азана в ухо ребенка

Еще одной сунной, согласно которой желательно поступать мусульманину, является чтение азана в ухо ребенка.

Передал Абу Рафи’ (да будет доволен ими обоими Аллах) от своего отца, который рассказывал: “Я видел, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) читал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима” (Абу Дауд 5105. Шейх Альбани назвал хадис слабым в “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/491. Этот хадис назвали слабым также хафиз Ибн Хаджар и имам аль-Мунауи в “Тальхысуль-хабир” 4/149, “Файдуль-Къадир” 5/217 – прим.пер).

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сказала группа ученых из числа наших соратников, что азан желательно произносить в правое ухо младенца, а икъама – в левое его ухо».

Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Причина произношения азана, а Аллаху об этом лучше известно, состоит в том, чтобы первое, что прозвучало в ухо младенца, были слова, содержащие в себе величие Аллаха и свидетельство, которое является первым, посредством чего входят в Ислам. Такой поступок будет подобен внушению ему девиза Ислама перед вхождением в мирскую жизнь, так же как напоминают слово единобожия во время его ухода из мимолетной жизни. И при этом не отрицается, что след азана повлияет на сердце ребенка, даже если он не ощутит этого. Также в чтении азана в ухо младенца есть и другая польза - обращение в бегство шайтана от слов азана» (См. “Тухфатуль-маулюд” 25 – прим. ред)

 

Ат-Тахник

Одной из сунн, в соответствии с которой желательно действовать мусульманину, является ат-тахник.

Ат-Тахник — это разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба новорожденного.

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него баракат и отдал его мне» (аль-Бухари 6198 и Муслим2145).

Передается от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что она рассказывала о том, когда родила 'Абдуллаха ибн аз-Зубайра, следующее: «Принесла я новорожденного Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и положила его ему на колени. После этого он велел принести ему финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). А затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) помазал этой кашицей его небо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него баракат» (аль-Бухари 3909 и Муслим 2146).

Ат-Тахник совершают после рождения, а смысл такого поступка заключается в том, чтобы младенец приучился к еде и укрепился для этого. Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) писал: «Первое, что используют для ат-тахника – это сушеный финик, но если нет возможности найти сушеный финик, то можно использовать свежий финик, в противном случае можно использовать что-либо сладкое, и пчелиный медь предпочтительнее, нежели другие сладости» (См. “Фатхуль-Бари” 9/728).

Также одним из доводов законности совершения ат-тахника после рождения ребенка и желательности такого поступка служит хадис, передаваемым Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды когда Абу Талхи не было дома, у него заболел и умер сын. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как мальчик?» Умму Сулейма ответила: «Он спокоен, чем был прежде». После чего она подала ему ужин, затем он, поужинав, лег спать с женой. А после того, как они совершили (близость), она сообщила ему о том, что их сын умер. После этого Абу Тальха утром отправился к Посланнику Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и сообщил ему о том, что у них произошло. Затем Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) спросил его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) произнес: «О Аллах дай им бакарат в их прошлой ночи». После этого Умму Сулейма родила сына и отправила его к Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), передав вместе с ним несколько фиников. После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) взял его и сказал: «Есть ли с ним что-нибудь (для тахника)?». Ему ответили: «Да, несколько фиников». Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) взял их, разжевал и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) помазал этой кашицей его небо и назвал его 'АбдуЛлах» (Аль-Бухари 5470 и Муслим 2144).

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Ученые сошлись в желательности тахника для ребенка, после его рождения». [1]

8 - Дать ребенку хорошее имя и кунью

Поистине, одна из обязанностей отца перед сыном - дать ему красивое имя, так как в хадисе, которое передал Абу Дауд, было сказано: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (Абу Дауд, 4948).

От 'Айши (да будет доволен ею Аллах) было передано, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) менял имена, которые несли под собой нехорошие значения (Ат-Тирмизи 2839).

Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) поменял имя Абу Бакра ибн 'Абдуль-Ка'ба на 'Абдул-Ллах (См. «Сейру А'ляму ан-Нубаля» стр.7.).

Также первоначально 'Абдур-Рахмана ибн 'Ауфа звали — 'Абдуль-Ка'б (раб Ка'бы), после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) назвал его Абдур-Рахманом (См. «Тахзиб аль-Камаль» 17/324).

А также он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) заменил имя 'Асыйи (Непокорная) бинту Сабит ибн Абу аль-Акълях, назвав ее Джамиля (Красивая). (Муслим 2139).

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘АбдуЛлах и ‘АбдурРахман» (Муслим 2132).

Также он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков, а самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» (Абу Дауд 4950).

Са'ид ибн Ал-Мусаийб (да смилуется над ним Аллах) передавал от своего отца, что однажды Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) спросил его: «Как тебя зовут?». Он сказал: «Хазн (Тяжкий)». Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал ему: «Напротив, ты Сахль (Легкий)». После этого отец Са'ида ибн аль-Мусаийба сказал: «И я не поменял свое имя, которое дал мне мой отец» (аль-Бухари 6190). После чего Са'ид ибн Ал-Мусаийб сказал: «И не переставали мы после этого пребывать в тяжком положении».

Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь указание на то, что веление давать красивое имя и изменять имя на лучшее не являться обязательным, а являться желательным» (Фатхуль-Бари 10/705).

Также Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) менял даже те имена, которые содержат в себе восхваление его обладателя. Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что первоначально Зейнаб звали Барра (Благочестивая). Затем (люди) начали говорить: «Она как бы восхваляет себя», - после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) назвал ее Зейнаб (аль-Бухари 6192 и Муслим 2141).

Также и Джувайрийю в начале звали Барра, после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) поменял ее имя на Джувайрийа. И ему (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не нравилось, чтобы говорили: «Пророк вышел из дома Барры» (Муслим 2140).

Ибн Каийм (да смилуется над ним Аллах) упоминал, что имена имеют влияние на их облателей, так же как и их обладатели влияют на свои имена относительно красоты и невзрачности, легкости и тяжести. Как говорят: «Редко обратит внимание твой взор на носителя прозвища, если только ты не поразмышляешь над значением его прозвища» (См. «Заду аль-Ми'ад» 2/307).

Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в день Худайбийи (в год заключения перемирия), когда подошел к ним Сухайль, имя которого означает «легкий», истолковал его прибытие тем, что дело их облегчится, что действительно так и произошло (аль-Бухари 2731).

 

Кунья

Что же касается куньи, если эта хорошая кунья, то она оказывает влияние на человеческие сердца и оказывает почтение тому, кому дали кунью. Сказал один из поэтов: «Я даю ему кунью, когда зову его, чтобы этим самым оказать ему уважение, и я не даю ему прозвище, ибо нехорошим поступком является - давать кому-то прозвище».

Кунья - это все, что начинается с "Абу" (отец) такого(ой)-то или "Умму" (мать) такого(ой)-то. А лакъаб — это прозвище, из которого понимается определенное описание, и в основном ее применяют для порицания, в отличие куньи, поскольку кунья считается оказанием почтения, даже по отношению к детям.

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) даже дал кунью Абу 'Умайру тогда, когда он был еще маленьким. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), подшучивая над ним, говорил ему: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6203).

'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах сказал: «Спешите давать вашим детям куньи, дабы не поспешили к ним нехорошие прозвища» (См. Ибн Муфлих «Аль-Адаб аш-Шари'а», 1/480).

9 - Акъикъа (совершение жертвоприношения, с целью приближения этим к Всевышнему Аллаху, проявляя благодарность Аллаху за рождение ребенка)

Затем после этого следует мусульманину совершить ‘акъикъу за своего ребенка. Некоторые ученые считают это - сунной, другие же ученые считают это обязательным (уаджибом).[2] За мальчика приносят в жертву две овцы, а за девочку — одну. 'Акъикъасовершается на седьмой день после рождения ребенка, или на четырнадцатый, или на двадцать первый день или же в любой день после этого.

Доводом на законность совершения ‘акъикиъи служат слова Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него)‘акъикиъи. (Посему) за каждого новорожденного приносят жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения, а также бреют ему голову и дают ему имя» (Абу Дауд 2838, ибн Маджа 3165, ат-Тирмизи 1522 и ан-Насаи 4220).

Однако ученые разошлись во мнениях относительно слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него)‘акъикиъи..

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал, что имеется в виду, что если ребенок умер, в раннем детском возрасте, и за него не совершали ‘акъикъа, то он не будет заступаться за своих родителей (в Судный День). Это же мнение передают от Къатады, что младенец лишается прав заступничества за своих родителей.

Другие же ученые сказали, что ребенок удерживается от правильного развития и полноценной защиты. Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сказал: «’Акъикъа будет для ребенка как избавлением и спасением от заложничества шайтана и его темницы».

Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Разошлись ученые во мнениях относительно этого вопроса, однако самым хорошим высказыванием среди этих мнений является то мнение, которое предпочел имам Ахмад ибн Ханбаль, который сказал, что младенец удерживается от заступничества. (То есть он) хочет сказать, что если за ребенка не совершат ‘акъикъу, и он покинет жизнь в раннем детском возрасте, то не будет заступаться за своих родителей» (См. «Задуль-ма’ад» 2\297).[3]

Мы хотим обратить внимание (читателя) на некоторые вопросы:

Первый: Поистине, относительно обязанности ‘акъикъа, ученые разошлись во мнениях, однако более правильное мнение в этом вопросе состоит в том, что совершение ‘акъикъи является обязательным, исходя из хадисов, в которых Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелевает совершать его. И не пришел контекст, который указывает на необязательность ‘акъикъа.

Второй: Поистине, ‘акъикъавлияет на развитие ребенка.

Третий: Поистине, совершение ‘акъикъа является проявлением благодарности Аллаху за Его милость, которую он оказал человеку, наделяя его детьми.

Четвертый: Поистине, ‘акъикъа совершается как за мальчика, так и за девочку. Как пришло в хадисе Умму Курз, которая спросила Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) об ‘акъикъе, на что Он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «За мальчика следует приносить в жертву две равные овцы, а за девочку – одну» (Абу Дауд 2835, ат-Тирмизи 1516 и ан-Насаи 4217-4218).

Поистине, у ученых ‘акыкъа по положению подобна праздничному Жертвоприношению (Удхия). Поэтому не дозволено для этого использовать хромое животное, слепое, одноглазое или больное животное, или животное с увечьями каких-либо частей своего тела. Также не дозволено продавать что-либо из его мяса и его шкуру. Однако из его мяса едят сами, раздают садакъа и кормят людей.

 

Также из сунны, к которому побуждал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) является - бритье головы младенца.

Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Абу ‘Умар ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Что касается бритья головы младенца в день совершения ‘акыкъи, то ученые считают это желательным действием».

‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) когда принес в жертву одну овцу (‘акыкъа) за своего внука аль-Хасана, сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Побрей его голову и дай в качестве садакъа серебро, вес которого равен весу его волос». Фатима сказала: «И я взвесила его волосы, и их вес был равен одному дирхаму или его части» (ат-Тирмизи 1519).

 

Грудное кормление

Затем необходимо матери уделять (особое) внимание грудному кормлению, пока не завершится установленный срок для отнятия младенца от груди, ибо материнское молоко оказывает огромное воздействие на развитие ребенка и его здоровье. Всевышний Аллах поведал матерям о том, чтобы они кормили своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца.

Всевышний Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца» (аль-Бакара 233).

Поскольку дитя ощущает материнское милосердие во время ее кормления грудным молоком, тогда как он (весьма) нуждается в этом.

Современная медицина подтвердила, что число детских заболеваний и смертности у детей, которых кормят искусственным вскармливанием, растет. Грудное естественное кормление приносит пользу матери после родов, в отношении здоровья ее репродуктивной системы и органов пищеварения. Кроме того, Ислам, уделяя этому внимание, дозволил кормящей матери не поститься в месяц рамадан, если пост негативно влияет на грудное вскармливание. Быть может, одной из причин отсутствия благосклонности многих детей к своим матерям и их непослушания в нынешние времена является отсутствие грудного вскармливания и постоянное искусственное кормление.

По причине того, что грудное кормление воздействует на ребенка, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запретил просить безумную женщину, чтобы она кормила своей грудью (ребенка). (Абу Дауд «аль-Марасиль» 207 и аль-Байхаки «Сунан аль-кубра» 15686. Шейх Альбани назвал хадис слабым в “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5602– прим.пер).

Ибн Къасим (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому хадису сказал: «Поскольку грудное кормление воздействует на врожденную особенность». Затем сказал: «Аль-Кади рассказывал о том, какой бы ребенок, если кормится грудным молоком безумной женщины, то он в итоге становится безрассудным. Если же его вскармливает женщина с дурными нравами, то впоследствии это отражается на ребенке. А если ребенок кормится молоком животного, то он становится глупым, подобно животному» (См. «Хашийа ар-Рауд» том.7, стр.106).

Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мугъни» сказал: «Поистине, было сказано о том, что грудное кормление изменяет врожденную особенность».

А что можно сказать про искусственное молоко, о котором неизвестны ни его источник, ни его производство?!

Мольба (за детей)

Сколько бы ни старались родители в воспитании своих детей, если Аллах им не поможет и не облегчит, то никаких плодов они не пожмут.

Поэтому необходимо тебе обращаться к Аллаху с мольбами (ду’а) и унижаться перед Ним, чтобы Аллах повел твое потомство по прямому пути!

Мольба является одна из ярчайших причин, которая способствует воспитанию детей. Всевышний Аллах сказал: «Если мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (аль-Бакара, 186).

Одна из мольбы рабов Всемилостивого (ар-Рахмана): «Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркъан, 74).

Возлюбленный (аль-Халил), отец всех пророков Ибрахим (мир ему и благословения) обращается с мольбой к Аллаху за своих сыновей: «… (Господи!) убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим, 35).

Так же Всевышний Аллах сообщил о мольбе Ибрахима: «Господи! Сделай меня и мое потомство в числе тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (Ибрахим, 40).

Пророк Закария (мир ему) обращается с мольбой к своему Господу: «Тогда Закария воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Али-‘Имран, 38).

Также Всевышний Аллах сообщил о мольбе жены ‘Имрана: «… прошу Тебя защитить ее и потомство ее от изгнанного и побиваемого шайтана» (Али-‘Имран, 36).

В достоверных сборниках хадисов передано, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) просил Аллаха защиты для ал-Хасана и аль-Хусейна (т.е. для своих внуков – прим. пер), говоря: «У’ийзукума би-кялимаатиль-Ляhит-тааммати мин кули шайтъонин уа hаамматин, уа мин кули ‘айнин-ляаммаh!» («Прибегаю к совершенным словам Аллаха от всякого шайтана и вредителя, и от всякого дурного глаза!»). И говорил: «Вот таким образом пророк Ибрахим просил Аллаха защиты для Исма’ила и Исхака» (аль-Бухари 3371, Абу Дауд 4737 и др.)

К огромному сожалению, многие матери и некоторые отцы, вместо того, чтобы обращаться к Аллаху за своих детей, наоборот, взывают против них в порыве гнева. Поэтому является обязательным сторониться взывать против детей, ведь Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) говорил: «Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Дабы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, когда мольба о чем-либо не остается без ответа» (Муслим, 3009).

Сколько людей обращались к Аллаху со своими мольбами за своих детей, унижались перед своим Господом в предрассветном времени, молили и просили Его, Который слышит зов молящегося и отвечает на мольбу нуждающегося. В результате Аллах отвечал на их мольбы, приводил к праведности их детей и потомство. Поэтому является обязательным искать подходящее время для мольбы.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что однажды Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) был спрошен: «О, Посланник Аллаха! Какая часть времени, в которой взывают к Аллаху, является ближе к ответу?» Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «В последней части глубокой ночи и перед произнесением приветствия предписанных молитв» (ат-Тирмизи 3499).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, посему умножайте ваши мольбы (в этом положении)» (Муслим 482, Абу Дауд 875 и Ахмад «Муснад» 9461).

Ищи и другие (помимо приведенных хадисов) подходящие времена для ответа мольбы, как в день Пятницы (в той ее части, когда Аллах обязательно дарует Своему рабу-мусульманину то, о чем он попросит – прим. пер). Также во время нахождения в пути (сафар), во время соблюдения поста и ниспослания дождя. А также сторонись того, что препятствует ответу, как, например, питаться запретной едой и носить запретные одежды (или питаться едой и носить одежду, которая приобретена запретным путем – прим. пер).

12 - Обучение ребенка произношению формулы единобожия (таухида)

Родителям необходимо обучать своих детей произношению формулы единобожия, поскольку они являются первыми словами, с чего должен начать ребенок, когда уже начинает выговаривать речь.

Умму Сулейма (да будет доволен ею Аллах) учила своего сына Анаса (да будет доволен ею Аллах) формуле единобожия, говоря ему: «Скажи: «Ля иляха илля Ллах (нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха). Скажи: «Ашхаду анна Мухаммадан РасулюЛлах (я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)». И это было до отнятия его от груди» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубаля» 2/305).

Необходимо повторять эти слова перед ним, особенно матери, когда она его развлекает… и если он начал уже соображать, то ему следует пояснять легкое толкование этого свидетельства и разъяснять его смысл.

Следует обучать (ребенка) тому, что один лишь Аллах является Создателем, и что нет у Него сотоварищей. Он над небесами, возвысился над Своим Троном, наблюдает за нами, знает о нашем положении, слышит и видит все и что Он способен на всякую вещь.

Следует также приучать детей к упованию на Аллаха и к тому, что (только) Аллах является Исцеляющим от всякой болезни, что обязательным для нас является любить Его и поклоняться только Ему одному. Так же обучают их и к любви Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и подчинению ему. Рассказывают им о его благонравии и описании, а так же о том, что он любил детей, шутил с ними и тому подобное из того, что может охватить их разум.

Следует повторять перед ними, спрашивая их: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какая твоя религия? И где Аллах?».

Нужно также восптывать в них любовь к сподвижникам Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и праведникам.

Следует их обучать заучиванию сур «аль-Фатиха» и «аль-Му’аууизатайн» (т.е сур «аль-Фаляк» и «ан-Нас» – прим.пер).

13 - Приучение ребенка к некоторым адабам и благонравию

После отнятия от груди, ребенок на этой стадии (своего развития) отличается чистым врожденным естеством (аль-фитра), склонностью к подражанию и имитации. Он на этой стадии подобен мягкому тесту, посему не пренебрегай этой стадией, говоря: «Он еще маленький и ничего еще не понимает».

Быть может так, что воспитание может приносить пользу детям лишь в детстве

и быть бесполезным им после этого.

Поистине, если ты выпрямишь ветку (саженца), то он станет стройным,

а если ты попытаешься согнуть ствол (дерева), то оно не поддастся.

Поэтому приучай ребенка своего к адабам еды, сна[4], исламского приветствия[5], принятия и давания правой рукой[6], восхваления Аллаха при чихании и обращения мольбой за того, кто возда хвалу Аллаху после чихания[7]. А так же приучай ребенка к правдивости и надежности (аль-амана).

Умар ибн Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В детстве я находился на попечении Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Обычно я протягивал руки к разным концам общего блюда, но однажды Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал мне: «О, мальчик, скажи: «БисмиЛлях», - ешь правой рукой, бери то, что находится рядом с тобой!», - и с тех пор я ем только так» (аль-Бухари, 5376 и Муслим 2022).

Так же следует прививать ребенку неприязнь к таким дурным проявлениям нрава, как ложь, эгоизм и зависть по отношению к своим братьям.

Так же одним из того, что является обязательным для родителей, это предостережение своего ребенка от запретных вещей. Как Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) предостерегал аль-Хасана от принятия в пищу того, что предназначено для садаки (милостыня), поскольку он был из ахлиль-бейт (из семьи пророка Мухаммада (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)), а принятие садаки для них было недозволенным.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах) взял финик, который был предназначен в качестве садаки, и положил его в рот. Тогда Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ких! Ких! [8] Выброси его, выброси! Разве ты не знал, что, поистине, мы не принимаем в пищу то, что предназначено для садаки» (аль-Бухари 1491 и Муслим 1069).

‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) однажды увидел сына, на котором была шелковая рубаха (къамис). Разорвав ее, он сказал: «Поистине, шелк предназначен только для женщин [9]» (Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 24655).

Поэтому для родителей является обязательным удерживать ребенка от запретного, даже если от него поднято перо[10]. Поскольку если он с детства приучается к запретному, то привыкает к этому и повзрослев, и после чего ему станет очень трудно избавиться от этой вредной привычки.

Матери же надлежит приучать свою дочь к тому, чтобы она была стыдливой, отдалялась от чужих мужчин, носила покрывающие одежды и сторонилась одевать короткое[11], посредством чего многие мусульмане впадают в искушение.

14- Мягкое обхождение с ребенком, игра и шутки с ним

Нет сомнения, что мягкое обхождение с ребенком и игра с ним оставляют огромный след в развитии ребенка и его здоровье, поскольку игра является неотделимой частью его жизни.

Не пренебрегай игрой с детьми, противоречя их фитре (врожденному естественному качеству), на котором создал их Аллах. Напротив, участвуй вместе с детьми в их игре. Играй с ними и обходись с ними мягко, дабы они тебя полюбили, почувствовали влечение к тебе и прислушивались к твоей насыхе и твоему указанию.

Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Аль-Имран, 159)[12].

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) лучше всех обходился со своей семьей, как он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своей семье. А я лучше чем кто либо из вас обхожусь со своей семьей» (ат-Тирмизи 3895).

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обходился любезно с детьми и шутил с ними.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) показывал язык Хусейну ибн ‘Али, а когда он видел его язык, то радостно шел к нему навстречу (или улыбался ему)» (Ибн Хибан «ас-Сахих» 5596).

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) шутил с малолетним братом Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), говоря: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6129,6203 и Муслим 2150).[13]

Однажды Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), проходив мимо (подростков) племени Аслям, которые состязались друг с другом в стрельбе, сказал: «Стреляйте, о сыны Исма’иля, поистине, ваши отцы были стрельцами. Метайте же, а я буду на стороне таких-то!». После чего некоторые из них перестали стрелять. Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал им: «Что с вами, почему вы не стреляете?» Те ответили: «Как мы будем стрелять, если ты на их стороне?» На что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «Метайте, а я на стороне всех вас» (аль-Бухари 2899).

Айша (да будет доволен ею Аллах) играла с девочками, а Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сам же впускал (приглашал) их к ней, дабы она поиграла с ними (аль-Бухари 6130 и Муслим 2440).

Играя с детьми, ты должен вселять детям такие благие нравственные качества, как правдивость, надежность (амана) и прочее. А так же предостерегать их от таких порицаемых качеств, как ложь, предательство, обман, непристойность и тому подобное.

15 – Очищение жилища от различных музыкальных инструментов

Один из важных вопросов, который помогает в воспитании детей – это очищение жилища от различных музыкальных инструментов и средств, приводящих к нечестью, грехам и лжи. Поскольку в этом существует опасность того, что шайтаны поселятся в этих жилищах.

Салим рассказывал от своего отца: «Однажды ангел Джибриль обещал Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) явиться, однако задержался. После чего Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) стало тяжко от этого, затем Джибриль встретил его, когда он выходил из дома. После этого Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) начал ему жаловаться на то, что он не явился к нему. Тогда Джибриль сказал: «Поистине, мы не входим в дом а, в которых есть собаки и изображения живых существ» (аль-Бухари 5960).

А каково теперь положение тех домов мусульман, в которых имеются изображения, а так же телевизор, по которому показывают мужчин и соблазнительных женщин, различные развлекательные (программы), музыку и пение?!

Разве это не говорит о том, что шайтаны поселяются в этих жилищах, а ангелы сторонятся их?!

И даже в дом Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не вошел ангел Джибриль по причине того, что там находилась собака и имелись изображения живых существ. И Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелел прогнать собаку и вынести изображения. После чего разрезали подушки (на которых имелись изображении живых существ) (аль-Бухари 5954 и Муслим 2105).

А ведь когда ангелы входят в дома, то с ними нисходит благодать, спокойствие и покой. Когда же в жилище входят шайтаны, то с ними приходит беспокойство, (суетные) переживания и душевные болезни. И неудивительно, что мы видим, как те, кто живет в таких домах, жалуются на эти болезни!

16 – Оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения добровольного намаза в нем

Одно из деяний, которое способствует (правильному) воспитанию детей – это оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения намаза в нем, ибо поистине, чтение Корана оказывает великое влияние на оберегание домов от шайтанов и на вхождение ангелов в дом. Оно также способствует нисхождению милости, спокойствия, счастья и покоя к его домочадцам. Таким же образом и поминание Аллаха оставляет такие великие следы[14].

Одним из доводов на это является хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передавал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не превращайте ваши дома в могилы [15]!Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакъара”» (Муслим 780).

Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) говорил: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!». Если же он вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, то шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим 2018).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)