|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О ЦЕЗУРЕ И «ТОЧКЕ ПОКОЯ»
Музыкальный синтаксис – это смысловое членение мелодического материала. Его анализ позволяет проследить ход мысли внутри мелодии и выявить логические отношения составляющих ее построений – фраз, мотивов, предложений. Основной признак смыслового членения – цезура (от лат. caesura – рассечение). Цезура – момент членения, смысловая граница между построениями, позволяющая отделить одно построение от другого. В ряде учебников и пособий в качестве признаков цезуры называются пауза, длинная нота, устойчивый звук. Однако легко убедиться, что это лишь внешние примеры цезуры – они могут сопровождать (или не сопровождать) ее, но не они создают цезуру. Для оценки индивидуальности мелодии особенно важно оценить ее мелодический рисунок. Пластика мелодического рисунка должна оцениваться учениками уже на самом начальном этапе обучения. Освоить особенности мелодического рисунка помогает возможность передать его движением руки, нарисовать в воздухе. В качестве надежных признаков цезуры следует выделить два: 1) Сходство интонационного материала – мелодического рисунка и ритма соседних построений (начало повтора). Такой повтор может быть точным, секвентным или варьированным разными способами. Уже на начальном этапе обучения следует дать ученикам представление о разных типах мелодического рисунка: • движение по гамме (восходящее или нисходящее); • движение по аккорду (прямое или ломаное); • фигура опевания; • волнообразный рисунок мелодии; • скачок (восходящий или нисходящий), и его компенсация (заполнение). • скрытое многоголосие – образование внутри мелодического голоса контуров нескольких – двух, трех и более – голосов. Иногда такое строение мелодии неточно называют «скрытой полифонией». Такой рисунок характерен для мелодий инструментальной природы, зачастую основанных на гармонических фигурациях, часто так строятся партии сольных инструментов – скрипки, виолончели, флейты. Часто так же строятся аккомпанементные фигуры в партии фортепиано. Деление мелодии на фразы, основанное на сходстве их интонационного материала и точках покоя – первый и важный этап определения синтаксиса для начинающих аналитиков. Лишь после него можно выяснять количество тактов внутри фраз, опираясь на их гармоническую основу и ритм. В истории нотной записи знаки цезур исторически предшествовалиобозначению тактовых черт. В приведенном ниже примере очень ясная цезура возникает между первыми двумя двутактами. Цезура между звеньями секвенции в тактах 6 и 7 не столь выражена, так как она преодолевается гаммообразным движением мелодии. Пример 4 Н. Ладухин. №9
2) Точка покоя, возникающая в каждом построении. Она обозначается знаком п (подобие буквы «п», которая в старой русской азбуке читалась как «покой»). Эта точка возникает в момент начала последней гармонической функции. Ее определение требует от ученика внимательной оценки гармонической основы мелодии, переживания смены движения и покоя внутри нее, создаваемого, прежде всего, гармонией. Знаком (П) заключенным в скобки, отмечается часть фразы, цезура после которой требует преодоления. Если совпадают оба признака – и сходство и точка покоя – цезура получается особенно глубокой. Если присутствует только один из них, цезура все равно проявится. Именно так возникает цезура между разными тематическими элементами в следующем примере: их разделяет точка покоя, возникающая на начале последней гармонической функции: Пример 5 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №28
В данном примере ясно обрисована ситуация диалога – мелодия содержит два контрастных тематических элемента, образующих вопросо-ответную структуру. Преобразование и развитие второго элемента приводит к объединению их признаков в рамках суммирующей восьмитактной фразы: здесь от первого элемента – активное волнообразное движение четвертями, от второго – скрытая гаммообразная линия. Отрабатывая с учениками синтаксический анализ мелодии, педагогу следует обратить внимание на принятые в разных пособиях способы обозначения цезур. В некоторых из них вместо цезуры указывается момент возможного взятия дыхания, в других вместо фразировочных лиг стоят лиги артикуляционные, обозначающие движение смычка, в третьих галочка ставится всегда над тактовой чертой, хотя цезура чаще возникает в середине такта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |