|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫЯВЛЕНИЕ «СЮЖЕТА» МЕЛОДИИОпределение границ построений позволяет выявить количество тематических элементов и их границы, отделить в каждой мелодии ее ядро, увидеть его развитие и преобразование, появление и развитие новых тематических элементов, их взаимодействие с исходным материалом, наконец, завершение, и, таким образом, через буквенные обозначения элементов выявить тематический сюжет мелодии. Следует специально оговорить способ буквенного обозначения элементов: • Одинаковые элементы, их точный повтор, а также точная секвенция обозначаются одинаковыми буквами; • Варьированный повтор обозначается той же буквой с добавлением цифрового индекса (А1, Б1); Варьирование мелодического рисунка – наиболее богатый вид его преобразования. К нему относятся: • обращение мелодии; • ритмическое увеличение или уменьшение; • вычленение его элементов; • варьирование ритмического рисунка; • варьирование модальной основы; • другие способы преобразования. • Контрастные элементы обозначаются разными буквами, теми же буквами отмечаются и их точный повтор или точная секвенция. Пример 7 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №23 В данной мелодии сюжет простой: ее ядро – нисходящий трихорд, обозначенный буквой А, вторая фраза содержит вариант ядра – тот же трихорд в обращении (А1), суммирующая фраза, построенная на контрастном материале – элемент В, в котором можно усмотреть использование материала первого элемента (нисходящее и восходящее движение по гамме, а в последнем такие – ритм первого элемента). Во втором предложении две первые фразы повторены без изменения, а суммирующий четырехтакт представляет собой результат свободного обращения элемента В (В1). Нередко внутри неделимой фразынаходятся несколько разныхтематических элементов, раздельное существование которых может проявиться лишь в процессе развития мелодии. Такую фразу следует уже вначале обозначить через сложение разных букв, чтобы можно было проследить их последующее разделение. Так, например, построена мелодия в одном из примеров ладухинского «Одноголосного сольфеджио» (приводим первое предложение периода): здесь первая фраза – крупное А – представляет сложение двух, обозначенных маленькими буквами, элементов (a+b). Первоначально цезуры между элементами, составляющими первую фразу, нет. Однако в развитии эти элементы разделяются и начинают самостоятельную жизнь. Пример 8 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №65 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |