|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Парковые учреждения
Парк – земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, водоемами, предназначенный для прогулок, отдыха, игр. Садово-парковая культура имеет древние корни, но она была явлением редкостным, достоянием императоров и царей (дворцовый парк китайских императоров, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне – одно из чудес света). В европейской культуре развитие парков заметно связано с периодом формирования централизованных государств (13-16 вв.), когда феодальные замки и города в значительной степени утрачивают функцию крепости и появляется возможность капитально организовать жизнь за пределами крепостных стен. Именитые и богатые люди строят загородные дома, виллы за городом. В России на европейский манер парки начались с Петра 1: домик в Летнем саду, Монплезир в Петродворце; далее, в 18 веке создаются дворцовые и садово-парковые ансамбли в Гатчине, Павловске, Царском Селе; царям подражали вельможи, губернаторы, а последним – дворяне средней руки. Российское приволье позволяло строить парки просторно: широта мышления и фантазии скучающих в глухомани дворян, купцов и безызвестных доморощенных садоводов-искусников породили богатое разнообразие ландшафтной и парковой архитектуры, в котором элементы классического парка сочетались с романтическими и переходили в заповедно-естественные природные состояния. В 19 веке парковая культура в России развивалось очень бурно. Почти каждый уездный город стремился создать свой городской сад для гуляний, увеселений, при возможности с водоемами для катания. Первый парк культуры и отдыха был создан в Москве на территории первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923) – ныне это крупнейший в стране парк культуры и отдыха им. М.Горького. Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет, прежде всего, о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и, наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления. В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме. На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы. Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
Функции парков: Ø Они компенсируют городскому жителю отрыв его от природы. Ø Эстетическая: культивирование природы, то есть ландшафтно-пространственная архитектура учит эстетическому восприятию природы. Ø Философско-мировоззренческая: общение с природой, чрезвычайно важное для завершенности мировоззренческого формирования личности, городской житель получает в городских садах и парках. Ø Культурно-просветительная, образовательная: парки – средство и объект познавательной самодеятельности. Прежде всего познания растительного и животного мира, экологии в ее натуральном виде. Читальни, лекции, встречи, тематические вечера имеют здесь второстепенное значение. Ø Рекреативно-развлекательная. Ø Научно-исследовательская: свойственна только специальным паркам (дендрарии, зоопарки, национальные парки и т.д.)
Существуют самые разнообразные типы парков:
Ø традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; Ø тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.). Луна-парки – набор развлекательных аттракционов, они могут быть открыты на асфальтовой площадке и к паркам имеют отдаленное отношение. Дендрарии и ботанические сады – учреждения преимущественно просветительно-образовательного характера. Зоопарки – учреждения, знакомящие городского жителя с животным миром. Заповедники, заказники – отличаются друг от друга тем, что первые содержат запрет на все виды вмешательства человека в жизнь природы, а вторые – запрет на отдельные виды деятельности. Здесь своя проблема общества: заповедные места могли бы стать объектом познавательной деятельности и экологического воспитания, если бы не дефицит организационных решений проблемы и общей культурности общества. Природные зоны отдыха, лесопарки, которым сегодня угрожает опасность нашествия массовой культуры досуга – предприятий общепита, обслуживания, мероприятий культурно-просветительного характера. Компьютерные имитации – последний крик прекрасного нового вакационного мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф можно принять участие в виртуальных космических полетах и мотоциклетных гонках. Галерея игровых автоматов в Токио предлагает автогонки с «настоящими» проколами шин и скачки по пересеченной местности. В Японии существует более 50-ти электронных тематических парков. Тематические парки. Начало этим паркам было дано созданием в 50-х годах теперь уже всемирно известного «Диснейленда», а позднее – «Мира Диснея». Тематические парки Уолта Диснея были задуманы и созданы как центры досуга, сочетающие развлекательные и познавательные программы. Опыт создания тематических парков в США получил всеобщее признание и развитие. Непосредственно по их подобию созданы «Евро-Диснейленд» под Парижем, «Диснейленд» в Токио. Привлекательность многим тематическим паркам придает их месторасположение. Парки специально «привязываются» к известным местам. Так, недалеко от Ниагарского водопада функционирует парк «Махараши Беда ленд», в Мазайзии парк «Сама уорлд» на высоте пяти тысяч футов над уровнем моря. Из его 42 аттракционов самым главным является уникальная природа. Все подобные парки создаются частными лицами, фирмами, корпорациями, преследующими как коммерческие и рекламные, так и просветительные цели. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п. В крупных парках культуры и отдыха имеются зеленые и эстрадные театры, лектории и кинолектории, читальни, аттракционы, танцевальные залы, базы проката спортивного и культурного инвентаря, тиры, спортивные сооружения и площадки, лодочные станции, лыжные базы, катки, игровые площадки, детские городки и площадки. К сожалению, количество парков культуры и отдыха в России ежегодно убывает. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сегодня нет отдела. Который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей. В настоящее время создана ассоциация парков культуры Российской Федерации. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.
Музеи
Музей – научное, научно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной им духовной культуры. Музеи сосредотачивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (письменные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность). Музей – культурно-досуговое учреждение, предназначенное для сохранения и популяризации элементов материальной и духовной культуры прошлого и настоящего. История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетические ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н.э.), Дворец ванов и архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции сосредотачивали преимущественно произведения искусства. Разнообразные собрания хранилось в византийских соборах и при монастырях. К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеев, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано с Великими географическими открытиями, а также потребностями развивающихся наук и производства. Большую популярность приобретали дворцовые собрания – кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуалиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции, многие из которых в 19 веке легли в основу государственных национальных музеев. В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12-17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17 вв., принадлежавшие Ивану Грозному, Б.Годунову, Ф.С.Милославскому и др. В 1719 открылся первый русский публичный музей – Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра 1. Особенно быстро музейная сеть росла с сер. 19 века. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, ученых архивных комиссиях, университетах. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Советского государство превратило музеи во всенародное достояние.
Музеи занимают важное место в культурной жизни общества. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. Они составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью. Сегодня происходит переосмысление функций музеев в обществе. Традиционное понимание музея как собрания редкостей, замечательных предметов, произведений искусства уступает место гораздо более широкому их пониманию. Важная черта музеев сегодня – их непосредственное включение в жизнь, организация вокруг них разнообразной деятельности, в том числе и досуговой. Музейная сеть растет, прежде всего, за счет мемориальных и национально-культурных музеев. Но в России крайне незначительна сеть научно-технических и естественнонаучных музеев. Большая часть экспонатов находится в пределах вузов, промышленных предприятий, то есть они малодоступны. В деятельности музеев имеется множество проблем. Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Из-за недофинансирования музеи не приобретают новые экспонаты. Большей частью экспонаты приобретаются за счет пожертвований крупных промышленных предприятий разной формы собственности и частных лиц. Многие музеи имеют возможность развиваться только в рамках выигранных грантовых проектов. Серьезной проблемой для всех музеев стала проблема посещения. Раньше посещаемость обеспечивалась обязательными школьными экскурсиями, сравнительной дешевизной музейного и экскурсионного обслуживания. В современных условиях музеи ищут пути привлечения посетителей, внедряя методы маркетинга. Одной из форм привлечения посетителей и получение прибыли в музеях является открытие магазинов и киосков по продаже изделий декоративно-прикладного искусства, национальных сувениров, антиквариата, краеведческой и искусствоведческой литературы.
Функции музеев: Ø выявление и собирание элементов культуры прошлого и настоящего (т.к. настоящее завтра станет прошлым); Ø выявление и анализ каталогов частных коллекций, самостоятельных экспедиций, участие в археологических и этнографических экспедициях других учреждений; внимание выставкам, и аукционам, антикварным магазинам, контакты с предприятиями и творческими объединениями; Ø идентификация (паспортизация) элементов культуры, научно-исследовательская деятельность; Ø реставрация и хранение элементов культуры; Ø популяризация элементов культуры, массовые формы (организация экспозиций, выставок, экскурсионная деятельность, лекции, любительские объединения, вечера-встречи, концерты и т.п.); Ø образовательная деятельность музеев. В отечественном музееведении наряду с расширением функций музеев сегодня стоит задача переосмысления самой концепции, характера формирования направленности и содержания экспозиций. Преобладающее число музеев, существовавших в Советском Союзе, были историко-революционными и литературными. По профилям музеи разделяются на:
Ø общеисторические; Ø историко-революционные; Ø военно-исторические; Ø археологические; Ø этнографические и др.
Ø зоологические; Ø ботанические; Ø геологические и др.
Ø изобразительного искусства; Ø прикладного творчества; Ø театральные; Ø музыкальные и др.
Ø политехнические; Ø технические отраслевые (связи, транспорта и др.).
Еще один вид музея – музей-заповедник. Это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, хранилище памятников естественной истории, мемориальной и духовной культуры, в состав которого, помимо экспозиций. Входят расположенные на территории заповедника архитектурные и исторические памятники. Музеи-заповедники могут быть: Ø историко-художественные; Ø историко-архитектурные; Ø историко-культурные; Ø военно-исторические; Ø комплексные.
Музеи, сохраняющие для современника старые виды ремесел, поселений, национально-этнических форм жизни, имеются почти во всех странах. К этим музеям можно еще отнести такие, которые представляют собой своеобразные сколки уголков одних стран на территории других. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии. В традиции России содержать частные музеи. Большую популярность имеют и домашние музеи простых граждан, охватывающие чаще всего историю рода. Минус таких музеев – к ним имеют доступ только члены семьи, родственники и друзья. Музеи – историческая память народов, и в условиях обостренного роста национального самосознания они имеют колоссальные перспективы развития.
Библиотеки Библиотека – широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями. С появлением около 6 тысячелетий назад письменных способов преемственности в духовной культуре, люди, с великим почтением относящиеся к очень скромному запасу знаний, всякое знание фиксировали очень тщательно, до точности в написании знаков, в воспроизведении из века в век даже ошибок. Писали трудно, а еще более трудным было изготовление материала для книг: страницы книг высекали на каменных плитах, писали на шелке, на пальмовых листьях, на папирусе, на тонко выделанных шкурах козлят, на глиняных дощечках, на бересте. Первым собирателем письменных памятников древности надо назвать правителя Ассирии Ашшурбанипала. Другой достойный восхищения пример – Матенадаран (по-русски – библиотека) в Эчмиадзине, религиозном центре армян близ Еревана. Французская национальная библиотека, основой которой послужила книжная коллекция французских королей, существует с 15 века. Библиотека Британского музея открыта на базе королевской библиотеки и нескольких частных собраний. США имеют крупнейшую по количеству единиц хранения и современности технического обеспечения национальную Библиотеку конгресса. Перспективна Токийская национальная библиотека, т.к. японцы активно скупают в мире культурные ценности. Если бы не религиозный фанатизм, среднеазиатские библиотеки 10-13 вв. сегодня также были бы явлением мировой культуры. Богата библиотека Ватикана и другие. БАН (библиотека академии наук) – старейшина российских библиотек, основана в 1714 г. Государственная национальная библиотека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге – первая публичная библиотека России, основана в 1814 г. Функции библиотек:
По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы:
Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские. Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам. Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района. Областная (краевая) библиотека – хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный. Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой. Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются эти библиотеки при наличии небольшого количества книг. К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения. К дискуссиям, диспутам новинок, составляющим естественное содержание деятельности библиотек, добавляются выставки, конкурсы, клубы книголюбов, видеосалоны, прокат видеофильмов и т.п. В библиотеках, как впрочем и в других учреждениях, связанных с досугом, заметное место приобретает компьютеризация: компьютерные игры, получение информации и общение по Интернету.
Кинотеатры
Кинотеатр – культурно-досуговое учреждение, предназначенное для проката кино- и видеофильмов и пропаганды киноискусства. Последнее сегодня отброшено в сторону. Из штата убраны методисты по кино, а киноклубы, кинолюбительские объединения, клубы юных киномехаников, встречи, зрительские конференции и другие предсеансовые мероприятия ушли напрочь из практики кинотеатров. Первые кинотеатры появились в конце 19990-х гг. они почти не отличались от залов для собрания или концертов. В 20-е гг. стали строить специализированные здания. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают: · стационарные; · передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат. Кинотеатры располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов. Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д. В последнее время на базе кинотеатров стали организовывать киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости. Преодоление современного примитива в области кино может начаться лишь с возобновлением работы по кинопропаганде и ее массовых форм, частичного дотирования кинопроката ради поощрения некоммерческих фильмов.
Выставки
Выставка – это определенным образом систематизированное собрание животных, предметов, изделий (или их макетов, моделей), произведений искусств, представленных в форме, удобной для их обозрения, познавательных целей или рекламы. Сочетая наглядное представление с информационными материалами (каталоги, проспекты, паспорта, пояснительные надписи, аудио- и видеозаписи), выставки являются удобным способом организации просветительной, познавательной деятельности. Выставка – учреждение, располагающее помещениями, площадками, территорией, удобными для организации выставок (бывший Манеж, выставочный зал Союза художников, бывшая ВДНХ и т.д.). По мере развития рыночных отношений будет возрастать потребность предприятий и предпринимателей в рекламе продукции и расти их интерес к выставочным залам и площадям. Это обеспечит стабильные доходы выставок и позволит финансировать недоходные культурно-просветительные аспекты выставочной деятельности – выставки этнографические, литературные, художественные, в том числе выставки любительских фотоклубов, изостудий, народных умельцев-прикладников. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |