|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Единство советского обществаПослевоенное советское общество в целом характеризовалось коллективизмом, единством. Оно было свободно от классовых и национальных противоречий. Существовало фронтовое братство: русские и украинцы, армяне и азербайджанцы, осетины и татары, казахи и евреи — все вместе сражались за свою многонациональную Родину — СССР. Не было заметных ступеней в иерархической структуре и большого разрыва в зарплате. Права рабочих и служащих отстаивались партийными комитетами. Молодежь имела возможность получать высшее образование практически при любых исходных материальных условиях и выбирать свой жизненный путь. Все это способствовало сплоченности советского общества /41/: "Трудности, горе и счастье, поражения и победы — были общими, — или по крайней мере подавляющим большинством рассматривались как общие. Для людей конца ХХ века для нынешнего поколения, не знавшего вообще социализма, а отождествляющего эту систему в основном с брежневским временем, разумеется не только непонятно, но и никак не может быть понято то состояние умов нашего народа, какое существовало в 30-40-х годах. "Грудью готовы защищать Советский Союз!" — вот какие чувства преобладали в необразованных массах, и в партийных, гораздо более образованных в то время в политическом отношении кругах". В сохранении и укреплении единства советского общества наряду с принципом социальной справедливости решающую роль играла опора на традиции, менталитет страны, уважение к своим предкам, прошлому своей Родины. Именно соединение этих принципов и позволило одержать идеологическую и, в конечном счете, военную победу в 1941-1945 гг. Значительный вклад в стабильность общества давала вера, без которой невозможно устойчивое объединение людей. Вера в социализм носила в определенной степени религиозный характер. Она включала борьбу с ересями (уклонами) и выбор единственно правильного пути. Этот путь ассоциировался с именем Сталина. Как отмечалось в то время /41/: "... Подспудное убеждение в "мудром сталинском руководстве" присутствовало у всех, т. н. советских людей, независимо от уровня их образования, социального положение и общественного статуса, а отсюда и проистекало уважение к Сталину и молчаливое согласие с самыми нелепыми проявлениями культа, на который в то же время серьезно не обращали внимания, считая это просто каким-то принятым незаметно "новым обрядом". Понятие "Сталин" означало уже нечто несоизмеримо большее, чем личность человека. Сталин стал символом эпохи. Объединение людей в СССР в определенной степени поддерживалось верой в Сталина. Концепция преемственности прошлого и опора на традиции предков символически объединялись с верой в одной фразе, с которой шли в атаку: "За Родину, за Сталина!" Вместе с тем, в обществе того времени в некоторой степени сохранились еще старые линии водораздела: "красные" — "белые", верующие — неверующие. Но уже многое было сделано на пути к их стиранию. Восстанавливались традиции Русской Армии, гордость за боевые победы русского оружия. В этом смысле Сталин стал наследником и белой гвардии. Он реализовал ее чаяния, поднял Россию на второе место в мире. И один из лидеров "белых" Антон Иванович Деникин, будучи белоэмигрантом, во время Отечественной войны выступил в поддержку СССР. Противостояние изжило себя. В конце 30-х годов и в военное время, когда происходило восстановление традиций, утраченных в революцию, началось сотрудничество с православной церковью. Православная церковь занимала в войну четко выраженную патриотическую позицию. Противостояние с религией изжило себя. Религия в новых условиях могла служить сплочению людей разных убеждений на базе единства исторической судьбы. Характерна правка И. В. Сталина своей автобиографии, приведенная в /42/. В самом начале книги он заменил слова "окончил семинарию" на "окончил православную семинарию". Он лично помогал сельскому священнику — отцу маршала Василевского /43/. Сталин начал сотрудничать с иерархами церкви, которая устанавливала международные контакты. Шло сглаживание противоречий. Наряду со старыми на горизонте появляется новая возможная линия водораздела, которая была связана с ростом консолидации евреев во всем мире, приведшей в 1948 г. к образованию государства Израиль. Тогда еврейское население осознавало, что именно СССР (и его руководитель И. В. Сталин) спасли его от тотального уничтожения на всей планете. И большой процент евреев в США и во всем мире стремились к активному сотрудничеству с СССР. Но начали набирать силу и националистические тенденции. Возник вопрос — куда и с кем пойдут евреи, представляющую собой весьма активную массу людей в большинстве стран мира. В целом же общественное сознание того времени имело весьма позитивную тенденцию. Люди были едины, они верили в справедливость, в свою страну, в свои силы, в свое будущее. Страна восстанавливалась, жизнь улучшалась. Задача организаторов психологической войны состояла в расколе общества по имеющимся, хотя бы почти незаметным трещинам. Она реализовывалась пятой колонной — идеологами КПСС на основе абсолютизации принципов "марксизма-ленинизма", доведении их до абсурда и применении в совершенно не относящейся к делу обстановке, действуя по принципу "дропшот" /13/: последовательно, относительно малыми (капельными) ударами. Операция "Космополитизм". Главным моментом, определяющим обстановку в мире в начале послевоенного периода, была монополия США на ядерное оружие,. поэтому настоятельно необходимой была психологическая мобилизация людей в условиях, когда СССР мог подвергнуться ядерному удару со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним из элементов этой мобилизации сталобыло проведение борьбы с космополитизмом, предполагавшим отказ от национальных ценностей и создание единой мировой цивилизации под руководством и по образу США. Пропаганде космополитизма способствовал и контраст между лежащим в развалинах и разоренным войной Советским Союзом и налаженной жизнью в США. Ответом на это воздействие должна была стать опора на национальные традиции, отечественную культуру и духовные ценности, показ того, что СССР представляет свою цивилизацию и что далеко не все нужно заимствовать у Запада. Нужно было учитывать и явно дискриминационное отношение к России и СССР. Об этом, в частности, писал Президент АН СССР С. И. Вавилов /44/: "В длинном списке нобелевских лауреатов с начала XX в., котором, наряду с действительно выдающимися лицами, стоят иногда и средние ученые, нет ни одного русского физика. Нобелевскую премию не получил А. С. Попов, хотя она присуждена Маркони и Брауну. Среди нобелевских лауреатов нет Менделеева, хотя среди них очень много лиц значительно меньшего значения в науке. Нобелевской премии не получил П. Н. Лебедев-общепризнанный лучший физик-экспериментатор в мире в начале нашего века. Нобелевская премия за открытие комбинационного рассеяния света присуждена индусу Раману, но в списке лауреатов нет Мандельштама и Ландсберга, открывших то же явление одновременно с Раманом, как это установлено и признано в мировой научной печати. По приведенным примерам едва ли приходится сомневаться в преднамеренном обходе представителей нашей науки при присуждении нобелевских премий. Таков один, но вполне достаточный пример результатов, к сожалению, встречающегося среди наших физиков преклонения перед западным научным авторитетом. Существуют и другие не менее плачевные итоги, к ним относятся многочисленные, фактически потерянные важные приоритеты, которые теперь с трудом, по архивным данным, приходится восстанавливать. Стоит только напомнить имена Ломоносова, Ползунова, Петрова, Шиллинга, Якоби, Лодыгина, Попова, Умова, Розинга и очень многих других, если ограничиться одной физикой". Была развернута работа по восстановлению преемственности поколений и выводу из забвения крупных русских ученых прошлого. Это несомненно играло позитивную роль. После смерти А. А. Жданова в 1948 г. ситуация меняется. Руководящие позиции захватывает пятая колонна идеологов. Сначала они углубляют кампанию борьбы с космополитизмом, который теперь определяется так /32/: "Космополитизм — реакционная буржуазная идеология, проповедующая безразличное отношение к интересам своей родины, к национальным традициям, к национальной культуре, отказ от национального суверенитета. Эта проповедь ведется под лживой маской признания того, что отечеством для каждого человека является весь мир. В действительности же космополитизм, усиленно распространяемый современными идеологами империализма, является орудием борьбы монополий против национальной независимости народов, идеологическим средством экономического и политического порабощения свободных народов. Пропагандой космополитизма, идеи "всемирного правительства" и т. п. империалисты стремятся усыпить бдительность народов, насадить среди них идеологию измены родине, предательства национальных интересов. Проповедь космополитизма помогает империалистической разведке вербовать шпионом и диверсантов и подрывать обороноспособность других стран. Космополитизм является идеологией современной буржуазии, которая выше всего ставит свои узкокорыстные интересы и готова ради них пойти на любое национальное предательство". Постепенно действия идеологов принимают характер перехлеста. Так, на грани пятидесятых годов выходящие из печати научные книги содержали обязательные слова о русских ученых и борьбе с идеализмом. Например, в добротной книге по математике во введении говорится /45/: "Заметим что весь ход развития теории вероятностей показывает в какой жестокой борьбе материалистических концепций с идеалистическими выкристаллизовывались ее понятия и идеи. Стихийно-материалистическим взглядам Я. Бернулли, Лапласа, Лобачевского, Чебышева, Маркова и многих других выдающихся учёных прошлого противопоставлялись открыто идеалистические концепции ряда других математиков и статистиков (К. Пирсон. П. А. Некрасов, Р. Мизес и др.). Эта борьба продолжается и теперь". Постепенно ситуация доходит до абсурда. Употребляя всуе имена русских ученых и как бы опираясь на них, идеологи отвергают новейшие достижения науки, поносят грубыми словами классиков современной науки, виднейших ученых Запада: Эйнштейна, Бернала, Бора, Гейзенберга, Шредингера, Дирака. Фактически же идет дискредитация русских ученых прошлого. Их представляют по существу в карикатурном виде, объективно выставляют на посмешище. Возникает фольклор: "Россия — родина слонов", "теорию относительности создал Однокамушкин" (калька слова эйнштейн) и стихи типа: "Зато мы делаем ракеты, И покоряем Енисей, И даже в области балета Мы впереди планеты всей". Общий результат проведения идеологами операции "космополитизм" был обратным тому, что задумывалось до 1948 г. Историческое прошлое становится предметом насмешек. Начинается отторжение части интеллигенции от идеи патриотизма. Операция "ЕАК". Сразу же после войны возникла проблема евреев, точнее их ориентации, которая приняла многоаспектный характер. Прежде всего усилились контакты и взаимосвязи евреев разных стран, выявилась их направленность на создание своего еврейского государства. Среди евреев непосредственно после войны был очень высок авторитет СССР. Именно победа нашей страны освободила евреев всего мира от угрозы тотального уничтожения. Многие были спасены в результате наступления Советской Армии. Крупные ученые и общественные деятели еврейской национальности неоднократно говорили о поддержке СССР. Для США после войны еврейский вопрос приобретает весьма острый характер. Дело, конечно, не в бытовом антисемитизме и не в определенной самоизоляции еврейских общин. Ведя в условиях монополии на ядерное оружие усиленную подготовку к ядерной бомбардировке крупных городов СССР, США тем самым фактически готовились и к уничтожению еврейского населения СССР, проживавшего в массе своей именно в этих городах. И любой подлинный еврейский националист должен был бы препятствовать массовой гибели евреев. Джулиус и Этель Розенберги, посаженные в то время в США на электрический стул, были евреями-великомучениками, отдавшими свою жизнь на алтарь спасения еврейского народа — евреев в СССР от уничтожения Соединенными Штатами. Они осуществляли свою деятельность зная, что она может оттянуть срок атомного удара, что они ценой своей жизни могут внести свой вклад в предотвращение нового, вслед за Гитлером, массового уничтожения евреев. В СССР внешняя разведка под руководством Л. П. Берия сотрудничала с евреями на Западе. Много евреев успешно работало во внешней разведке и принесло неоценимую пользу стране. Огромный вклад в ее работу внесли блестящие профессионалы Эйтингон, Райхман и другие лица еврейской национальности. Выдающуюся роль в разработке оборонного щита СССР, включая создание ядерного оружия, внесли евреи — советские патриоты. Что делать дальше Соединенным Штатам? По какому пути идти? Сажать очередных евреев на электрический стул? Было принято другое решение, к реализации которого уже началась подготовка пятой колонны внутри СССР. Центром событий стал ЕАК — "Еврейский антифашистский комитет", созданный еще во время войны. Инициатором стал один из главных идеологов того времени М. А. Суслов. В своей записке И. В. Сталину от 26 ноября 1946 г. он отмечал, что ЕАК явочным порядком присваивает себе функции главного уполномоченного по делам еврейского населения и посредника между этим населением и партийными и советскими органами. Записка аналогичного содержания примерно в это же время направляется Министерством госбезопасности СССР в ЦК ВКП(б) и Совмин. До смерти Жданова никаких действий по этому вопросу не предпринималось. 20 ноября 1948 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в заключении которого говорилось /46/: "В соответствии с этим органы печати этого комитета закрыть, дела комитета забрать. Пока никого не арестовывать". Реально дело началось в 1949 г., когда группировка Маленков — Хрущев — Шкирятов при теневой поддержке идеологов начала фактический государственный переворот, оклеветав и уничтожив людей по "Ленинградскому делу". В статье /46/ говорится: "Установлено, что прямую ответственность за незаконные репрессии лиц, привлеченных по делу Еврейского антифашистского комитета", несет Г. М. Маленков, который имел непосредственное отношение к следствию и судебному разбирательству". Допросы проводили Г. М. Маленков и М. Ф. Шкирятов. Окончательный суд над членами ЕАК (приговоривший 10 человек к высшей мере) состоялся лишь за полгода до смерти И. В. Сталина, когда его действия, в основном, контролировались группировкой, а за месяц до смерти Сталина, когда к нему практически не было доступа, был вынесен приговор "врачам-вредителям", большая часть которых была еврейской национальности. Подробно дело ЕАК изложено в статье /46/. Общее впечатление от него — как бы нарочитая необоснованность. Отметим, что со времени "Ленинградского дела" операция "космополитизм" делает новый поворот: на первый план выходят выражения типа "космополит безродный" — под которым подразумевались евреи. В целом, операция "ЕАК" (совместно с операцией "космополитизм") ознаменовала собой выдающийся успех США в психологической войне против СССР. Она привела к определенному расколу советского общества по национальному признаку. Возникла бомба замедленного действия, ведущая к отчуждению части евреев — граждан СССР — от своего государства. Осуждение невинных людей перекрыло в глазах многих евреев их спасение от гитлеровцев, которое уже кануло в прошлое. Западная пропаганда действовала в унисон с идеологами, говорила об антисемитизме в СССР и через некоторое время стала проводить параллели с гитлеровской Германией. США решили свой еврейский вопрос — больше нет необходимости казнить евреев, подобно Розенбергам. Внутри же СССР "дело ЕАК" способствовало пятой колонне в расчистке дороги Н. С. Хрущеву и проведению операции "Сталин", оказавшей определяющее влияние на дальнейший процесс мирового развития. В заключение следует оговориться, что после создания государства Израиль возникла новая обстановка, и многие евреи видели там свое отечество, что создавало предпосылки для их работы в пользу этого государства против СССР. В те годы этот фактор мог диктовать поступки и опасения людей, мотивировать их действия. Операция "Сталин". Смысл "оттепели". Началом дискредитации прошлого нашей страны была операция "космополитизм", относящаяся преимущественно к традициям и людям дореволюционной России. Сверхзадача же первого этапа психологической войны состояла в дискредитации советского прошлого, компрометации социализма в глазах населения. Ее решение казалось невероятно сложным из-за очевидных достижений Советского Союза: создана современная индустрия; темпы роста национального продукта не имеют аналогов; по экономической мощи СССР занимает второе место в мире; построена лучшая в мире система образования; стремительно развивается наука; СССР — самая читающая страна мира; поднимаются ранее отсталые национальные окраины. Именно СССР, одержав победу в Отечественной войне, спас Европу от власти Гитлера. После войны установился военный паритет, страна стала супердержавой. Символом советской эпохи был И. В. Сталин, стоявший во главе СССР в течение трех десятилетий. Он имел непререкаемый авторитет внутри страны. Очень высоко оценивали его современники за рубежом. Президент Финляндии Ю. К. Паасикиви, лично знавший Сталина по неоднократным переговорам с 1939 г., писал (цит. по /41/): "Сталин — одна из величайших фигур современной истории. Он прочно вписал свое имя не только в историю Советского Союза, но и во всемирную историю. Под его руководством старая Россия изменилась, обновилась, помолодела и превратилась в теперешний Советский Союз. Он поднял СССР до уровня могущественной мировой державы — сделал его могущественнее, чем когда-либо была и могла быть Россия. Сталин — один из величайших созидателей государства в истории. В отношении Финляндии Сталин проявлял симпатию и дружественность. Поэтому его уход из жизни вызывает искреннюю скорбь нашего народа. Я имел возможность много раз встречаться с генералиссимусом Сталиным и вести с ним переговоры. Об этих встречах я сохраняю самые наиприятнейшие воспоминания". Удивительно четкую и емкую оценку деятельности И. В. Сталина дает один из крупных политических деятелей того времени Уинстон Черчилль. Приведем выдержку из речи английского премьера в палате общин 21 декабря 1959 г. в день 80-летия Сталина (перевод из Британской энциклопедии /47/): "Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила вся его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непобедимым мастером находить в трудные моменты пути выхода из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал своим же врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением. Что ж, история, народ таких людей не забывают". Но Сталин был не просто выдающимся политическим деятелем, он был символом советской эпохи, ключевым понятием в общественном сознании. В первой части уже говорилось о значимости таких понятий в психологическом воздействии. Согласно законам такого воздействия для получения требуемого результата нужно тем или иным путем изменить смысл символа. Операция дискредитации И. В. Сталина непосредственно готовилась тройкой: М. А. Сусловым, Н. С. Хрущевым и А. И. Микояном /48/. В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд с закрытым докладом Н. С. Хрущева о культе личности Сталина. Сталин обвинялся в репрессиях, в организации культа своей личности. Было отобрано все, что могло представлять интерес для негативной оценки Сталина. Выдвигались предположения об организации Сталиным убийства Кирова (не нашедшие никакого подтверждения в дальнейшем). Все, что можно, было брошено на компрометацию Сталина. Фактически удар наносился по социализму, по советскому прошлому. Все силы идеологов были брошены на "разоблачение" Сталина. Результатом стал массовый отход от идеи социализма в общественном сознании в Европе. Хрущев не согласовывал свои действия против Сталина с другими партиями. Так, руководство Китая узнало о происшедшем только из газет. Начался идейный разброд в коммунистическом движении. Три десятилетия продолжалась антисталинская обработка людей в СССР, а во второй половине 80-х она приобрела характер истерии. В плане психологической войны руководство Хрущева действовало в унисон с Западом, осуществляя с помощью подмены символов отторжение от социализма. Операция "Сталин" заложила основу для перечеркивания всех достижений страны, всего пути, пройденного Советским Союзом. Начиная с "закрытого" доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде, зачитанного во всех партийных организациях страны, шел длившийся десятилетие процесс демонизации Сталина и всего периода развития СССР до середины 50-х годов. Проведение операции "Сталин" основывалось на психологическом эффекте контраста. Эта выдающаяся по своей изощренности операция проводилась руками партфункционеров во главе с Н. С. Хрущевым. Общая стратегия действий разбивалась в то время на два этапа. На первом из них создавалась обстановка крайней напряженности и неустойчивости, организовывался ряд массовых, налагающихся друг на друга идеологических кампаний, вызывающих нарастающее чувство протеста. На втором этапе (после смерти Сталина) должны были последовать разрядка, амнистия, "оттепель", разоблачение "злодеев" и представление партийных бонз (истинных исполнителей первого этапа) во главе с Н. С. Хрущевым как освободителей от преступных наслоений прошлого. На первом этапе группировка высших партийных функционеров (Хрущев, Маленков, Шкирятов, Игнатьев и др.) устраняло людей, пришедших в руководство страной с практической работы, с фронта, а Сталин постепенно терял рычаги управления событиями. Последнее было обусловлено как возрастом и состоянием здоровья, так и прогрессирующим перекрытием источников информации. Постепенно устранялись независимые люди из ближайшего окружения Сталина, а в конце 1952 г. доступ к Сталину полностью был перекрыт Маленковым и Игнатьевым. Событиями управлял новый реальный центр власти, основанный на блоке партфункционеров и идеологов. Он резко нагнетает напряженность в стране. Именно эта группировка стала организатором дела "ЕАК" и дела "врачей-вредителей". Эти кампании позволили накалить обстановку в стране. Были скомпрометированы возможные конкуренты Хрущева, представители старой гвардии: Молотов, Ворошилов (имевшие жен евреек) и Каганович; был пущен слух о еврейском происхождении Берия, Абакумов (глава СМЕРШ в войну и министр госбезопасности) был арестован как пособник сионистов. Таким образом дело "Еврейского антифашистского комитета" и дело "врачей-вредителей" позволили решить группировке Н. С. Хрущева целый комплекс задач в борьбе за власть. На втором этапе, после смерти И. В. Сталина, напряжение в обществе спало, наступил период "оттепели". Дело "врачей-вредителей", "Ленинградское дело", а в 1955 г. дело "Еврейского антифашистского комитета" были объявлены сфальсифицированными, обвиняемые реабилитированы. В качестве козла отпущения выставили Л. П. Берию. Его объявили ответственным за все, схватили и убили. Была также проведена "зачистка" людей, которые знали истинных организаторов всех этих дел. После ХХ съезда проходит ликвидация системы ГУЛАГа, освобождаются из лагерей политзаключенные. Заметим, что эта мера намного раньше предлагалась Л. П. Берией, в частности, сразу после смерти И. В. Сталина, но была заблокирована в Политбюро группировкой Н. С. Хрущева. Важно и то, что разжимаются идеологические тиски, появляется ряд публикаций, невозможных ранее. Период "оттепели" сыграл значительную, а может быть решающую роль в утверждении у власти и создании имиджа группировки Н. С. Хрущева. Он создавал контраст между настоящим и прошлым, подвергавшимся усиленной дискредитации. Все эти явления находились в соответствии с планировавшимися операциями психологической войны. Но по этой же причине период "оттепели" был принципиально ограничен несколькими годами. Идеологи КПСС, стоявшие у вершины партийно-государственной пирамиды, не хотят терять инициативу и рычаги воздействия. Они проводят перегруппировку сил и выступают в новом обличьи. Пятая колонна начинает действовать на новой основе, продолжая свое разрушительное дело. "Возвращение к ленинским принципам". В основу идеологии хрущевского периода был положен лозунг возвращения к ленинским принципам. Его практическая сторона была изложена в разделе "Вопросы идеологической работы" доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС, где, в частности говорится /49/: "За отчетный период Центральный комитет принял ряд мер по улучшению идеологической работы. Значительно расширилось издание произведений классиков марксизма-ленинизма. Вышли первые тома второго издания 30-томного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Вслед за завершением четвертого издания 35-томного собрания Сочинений В. И. Ленина вышло в свет новое издание биографии Владимира Ильича — великого основателя и вождя Коммунистической партии и Советского государства. Изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма помогает глубже понимать законы развития общества, яснее видеть перспективы, укрепляет в советских людях уверенность в победе коммунизма, помогает делу коммунистического строительства. Улучшилось изучение коммунистами решений партийных съездов, конференций и пленумов ЦК, в которых выражена выработанная партией внутренняя и внешняя политика. Важным событием в идейной жизни партии явился выход в свет марксистского учебника политической экономии, который получил широкое распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Несмотря на известные успехи в деле пропаганды марксизма-ленинизма, состояние идеологической работы в целом не может нас удовлетворить. Главный ее недостаток в настоящее время состоит в том, что она в значительной мере оторвана от практики коммунистического строительства". Далее в этом разделе идут общие слова типа "советские люди требуют от наших работников, чтобы у них за словом всегда следовало дело" или "искусство и литература нашей страны могут и должны добиваться того, чтобы стать первыми в мире не только по богатству содержания, но и по художественной силе и мастерству". И, наконец, постановка задач идеологической работы: "Выше поднимать уровень идеологической работы всех партийных организации, нацеливать ее на решение практических задач строительства коммунизма; обеспечивать творческое усвоение коммунистами теории и исторического опыта партии; поднимать бдительность в идеологической работе, вести непримиримую борьбу с буржуазной идеологией; усиливать работу по коммунистическому воспитанию масс и преодолению пережитков капитализма в сознании людей; полнее и активнее использовать в этих целях все средства идейного воздействия — пропаганду, агитацию, печать, радио, культурно-просветительные организации учреждения, науку, литературу и искусство". Уже из приведенного текста достаточно хорошо видно "богатство" содержания документов "исторического" (как писали идеологи, а впоследствии диссиденты) ХХ съезда. Однако ключевые идеологические фразы, своего рода квинтэссенция новой линии нового руководства, содержатся в начальной части доклада: "В этом наглядно сказываются тесные неразрывные связи нашей партии с народом, мудрость ее ленинского коллективного руководства, всепобеждающая сила марксистско-ленинского учения, на котором основывается деятельность партии, все эти годы партия высоко держала великое знамя бессмертного Ленина". За кадром — осуществление линии возвращения к ленинским принципам означало новый виток в психологической войне против СССР, переход к новой стратегии идеологов. Как известно, В. И. Ленин действовал в кокретной обстановке 35-40-летней давности, в основном связанной с революцией. Хотя, конечно, целый ряд положений В. И. Ленина имел значение, далеко выходящее за рамки его эпохи, но исторические условия существенно изменились. И перечеркивание огромного массива конкретного опыта и достижений советского периода после Ленина несло с собой ярко выраженные негативные последствия. Парадоксально, но на деле возвращение к ленинским принципам было идеологической бомбой в привлекательной изящной упаковке. Опираясь на высказывания и действия В. И. Ленина, относящиеся к другой исторической эпохе, идеологи могли, исходя как бы из самых высоких побуждений, вести психологическую войну против своей страны. Другими словами, опора на Ленина фактически трактовалась как анализ событий с позиций прошлого, с позиций начала века. Происходило замораживание, консервация марксизма-ленинизма, его обособление. Это уже была не часть развивающейся науки, а "учение". Дело доходило до абсурда. Становится модным известное выражение, что животворное учение марксизма истинно, потому что верно. Слово "партия" превозносилось до небес. Появляются песни типа "Партия наша надежда и сила, партия — наш рулевой". Роман Фадеева "Молодая гвардия" подвергается коренной переработке, поскольку в первом варианте не было достаточно отражено партийное руководство. Изменен гимн Советского Союза, вставлено слово "партия". Киношные солдаты идут в бой с криками: "За Родину, за партию". Под лозунгом возрождения ленинских принципов идеологи реанимируют борьбу с религией, "красных" и "белых", ставших давно достоянием истории, а также проводят ряд других акций. Операция "Пастернак". Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — крупный поэт и писатель советской эпохи. Литературную деятельность начал в 1922 г.. Выпустил ряд сборников лирики, революционно-исторические поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт", ряд блестящих переводов грузинских поэтов, а также Шекспира, Гете, Верлена. В 1957 г. за рубежом был издан его роман "Доктор Живаго", которому в 1958 г. присуждена Нобелевская премия по литературе. Стихи Пастернака большей частью не просты для восприятия, но для них характерна интуиция, подсознание. Публикация романа "Доктор Живаго", главный герой которого в значительной части несет автобиографические черты, вызвала буквально взрыв в идеологическом окружении Н. С. Хрущева. На первый взгляд это бессмыслица. "Доктор Живаго" не содержит даже тени антисоветских настроений. В чем же причина бешеной (другого слова не подберешь) активности идеологов. Роман полностью опубликован в ""Новом мире" в 1988 г. /50/. В предисловии к роману Д. С. Лихачев /51/ по существу выделяет два момента. Один из них трактовка Б. Л. Пастернаком истории: "Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, и ему она рисуется наподобие жизни растительного царства. Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно затеряться, спрятаться. Это превращение достигается движением, по стремительности превосходящим движения животных, потому что животное не растет так быстро, как растение, и которого никогда нельзя подсмотреть. Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю... Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет". Подход Пастернака во многом перекликается со взглядами Л. Н. Толстого. Очень многое в крупномасштабных событиях не зависит от воли людей и они могут оказаться в разных лагерях по стечению обстоятельств. Д. С. Лихачев отмечает: "И ведь все-таки он, то есть герой произведения, доктор Живаго, — лицо юридически нейтральное, тем не менее вовлеченное в сражение на стороне красных. Он ранит и даже, кажется ему, убивает одного из юнцов гимназистов, а затем находит и у этого юнца и у убитого партизана один и тот же псалом, зашитый в ладанках,— 90-й, по представлениям того времени оберегавший от гибели". Глубинный смысл романа — примирение белых и красных. Прошло 40 лет со времени революции, она стала "историческим прошлым" по Ортеге-и-Гассету /52/. В общественном сознании противопоставления белых и красных уже не было. Наступила пора примирения. В этом смысле роман — знамение времени, что говорит об исключительной интуиции автора. Роман нес большой позитивный заряд, но именно в этом увидели серьезную опасность идеологи. Их задача заключалась в сохранении противостояния "белых" и "красных", а также определенного водораздела в русской истории, т. е. в дальнейшем расколе советского общества. Публикация книги в СССР и объективная ее оценка стали бы ударом по реализации определенной части планов психологической войны против СССР. В обстоятельствах вывоза книги и печатание ее за рубежом просматривается определенная корреляция между действиями идеологов в СССР и спецслужб США. После публикации романа заграницей начинается травля Пастернака во всех средствах массовой информации, используются высказывания граждан с осуждением неопубликованного в СССР романа и самого Пастернака. Общая схема писем трудящихся: "Я не читал книгу, но я думаю...". Многие представители интеллигенции видели, что их пытаются выставить на посмешище. Как результат дела Пастернака — возникновение и распространение анекдотов про Василия Ивановича. Если в тридцатые годы каждый мальчишка мечтал стать Чапаевым, то теперь происходит оглупление всей Гражданской войны, на первый план выставляется идиотизм красных. Но далеко не все заочно осуждали Пастернака. Многие были заинтересованы в том, чтобы хоть каким то образом ознакомиться с таинственной книгой. Вспоминается, как в начале 60-х одному физику привезли из-за границы роман на английском языке. После его прочтения (это было не так просто из — за умеренного знания языка), он долго ругался, сказав, что не нашел даже тени криминала и осудил всех, включая Пастернака, за бесцельно потраченное время. Судьба самого Бориса Леонидовича сложилась тяжело. После присуждения Нобелевской премии ему предложили покинуть Родину. Пастернак не уехал и даже отказался от Нобелевской премии, но травля продолжалась. Косвенное отношение к операции "Пастернак" имела и деятельность шпиона Пеньковского, отец которого был белогвардейцем, убитым красными в 1919 г. Пеньковский, став агентом США, предложил ЦРУ организовать в разных концах Москвы взрывы 8 атомных бомб /15/. Таковы некоторые последствия раскола общества, организованного идеологами. Операция "Борьба с религиозным дурманом". Важным направлением деятельности идеологов по расколу советского общества в хрущевский период стало усиление борьбы с религией и прежде всего — с православием. Она, как и другие действия идеологов во второй половине 50-х годов, велась под флагом "возвращение к ленинским принципам". Предполагалось возрождение марксизма-ленинизма в первозданном виде, очищенном от наслоений "культа личности". Поднимаются на щит высказывания Ленина о религии, относящиеся к совершенно другой эпохе, с другими задачами и интересами. Большими тиражами выпускаются написанные в прошлом книги о религии таких авторов, как Скворцов-Степанов, Емельян Ярославский; издаются массовые серии брошюр типа "Почему я перестал верить в бога" /53/, "Я отрекаюсь" /54/ и т. п. Храмы, монастыри, церкви заброшены, разрушены, не сохранены даже как памятники старины. В чем проблема? Чем было обусловлено усиление антирелигиозной пропаганды? Суть православия — это менталитет, общность русских людей. Часто говорят, что православие не религия, а образ жизни. Этот образ жизни был сохранен и в советское время, но в несколько иных формах. Велики заслуги православия в становлении русского государства. Имена митрополита Алексия, Сергия Радонежского, патриарха Гермогена говорят сами за себя. Русская православная церковь стояла на позициях патриотизма и в годы Отечественной войны. И после войны церковь по сути дела была союзником советского государства, как один из центров консолидации советского народа (чем объективно противостояла интересам США). Следовательно задача идеологов состояла в том, чтобы столкнуть церковь и государство, ослабить православную церковь и в перспективе внедрить в Россию сектантство, опирающееся на США и разрушительно действующее на молодое поколение. Позицию хрущевского руководства четко выразил в своем докладе Л. Ф. Ильичев на пленуме ЦК КПСС, посвященном "очередным задачам идеологической работы" /55/: "Формирование научного мировоззрения и коммунистической морали невозможно без борьбы с религиозной идеологией. Религия — главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились еще значительные слои населения... Атеистическая работа ведется у нас без размаха, не живо, не напористо, и ведется она часто среди людей, уже освободившихся от влияния религии. "Антирелигиозная пропаганда, заявил недавно священнослужитель Введенский из Свердловской области,— нам не мешает. Атеисты работают в клубах с атеистами, а мы в церкви — с верующими. (Смех в зале). Атеисты к нам не ходят, а верующие не ходят в клубы. Мы не мешаем друг другу". (Смех в зале). Вот аттестация нашей антирелигиозной пропаганды. Приходится волей-неволей соглашаться с ней. Свобода совести, провозглашенная в нашей стране, предполагает две стороны: свободу вероисповедания и свободу борьбы с религиозным мировоззрением. Нельзя благодушествовать и рассчитывать, что религия, как антинаучная идеология, отомрет сама по себе, без усилий, без борьбы с ней. Надо противопоставить религии боевую, наступательную научно-атеистическую пропаганду, разоблачать деятельность изуверских сект, которые причиняют физический и моральный ущерб людям, носят откровенно антиобщественный характер". Сам Хрущев считал борьбу с религией одной из главных задач. Вот, что пишет об этом священник о. Родион /56/: "При Хрущеве же снова стали закрываться храмы и ужесточился контроль над деятельностью клира. И люди старшего поколения помнят, как сей деятель обещал в 80-м году показать по телевидению последнего "попа". И это обещание вполне определяло и всю его политику по отношению к Церкви". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |