АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава III. Об узрении Бога через Его образ, запечатленный в естественных способностях (души)

Читайте также:
  1. A) Самопроизвольный перенос вещества через мембрану за счет энергии сконцентрированной в каком-либо градиенте.
  2. A. на поглощении света свободными атомами, при пропускании пучка через слой пара
  3. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  4. NСерцевиною ринку єврокапіталів є європозики, які надаються через випуск єврооблігацій, тобто облігацій у євровалюті. Основна валюта єврооблігацій - долар США.
  5. PR через создание виртуальных групп
  6. VIII Через Сирию в Палестину
  7. Аналогичным образом находим, выставляем и фиксируем на правом луче другие опорные точки голограммы: через сутки, неделю, месяц, год, девять лет.
  8. Бар, який зазвичай працює в ночі , обслуговування здійснюється через офіціантів, комплектується бар, в основному, жіночим персоналом називають...
  9. Биофизика мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны.
  10. Болезни животных, передающиеся человеку через молоко
  11. Боротьбі повалю Перикла, то він скаже, що не впав, через це виявиться переможцем і
  12. Будова і функції клітинних мембран. Транспорт речовин через мембрану.

 

1. Две первые ступени, ведущие нас к Богу через Его следы, в которых свет Его отсвечивает во всем творении, приводят нас туда, где мы вновь входим в себя, то есть к нашей душе, в которой отсвечивает образ Бога. Поэтому, дойдя до третьей ступени, мы входим в нас самих, как бы оставив внешний притвор, мы входим в святая святых, то есть во внутреннюю часть скинии Завета. Теперь мы должны попытаться через зеркало увидеть Бога, где словно светильник отсвечивает истинный свет на лике нашей души, то есть в нем отражается образ Пресвятой Троицы. Итак, войдя в себя, и ты увидишь, как пламенно душа твоя любит самое себя. Но может ли она любить себя, если не знает, а знать себя, если не помнит? Ведь мы ничего не схватываем разумом, что не присутствовало бы в нашей памяти. На основании этого ты убедишься, что твоя душа обладает тремя способностями, видимыми не телесными глазами, а мысленными. Итак, исследуй действие и состояние этих трех способностей, и ты сможешь увидеть Бога через самого себя, через образ, но увидеть «через зеркало, гадательно».

2. Действием памяти является сохранение и представление не только настоящего, телесного и преходящего, но прежде всего предшествующего, простого и вечного. Ибо ведь память удерживает прошлое через воспоминание, настоящее через принятие, будущее через предвидение. Также память удерживает простое, подобное началам количеств непрерывных и дискретных, таким, как точка, мгновение, единство, без которых невозможно вспомнить или мыслить все вытекающее из этого. Память удерживает также принципы наук и аксиомы, как вечное и относящееся к вечному. Она никогда не может их забыть, так как пользуется разумом, а услышав их, одобряет и соглашается с ними. Однако она не воспринимает их заново, но распознает как врожденное и хорошо знакомое, как это явно следует, если кому-либо предложить такие принципы, как «О чем-либо утверждение или отрицание», или «Все целое больше своей части», или какую-либо другую аксиому, которая не противоречит «внутреннему смыслу". Таким образом, во-первых, это актуальное удерживание всего преходящего, прошедшего, а также настоящего и будущего имеет образ вечности, в которой настоящее неотделимо от всего времени. Во-вторых, душа формируется извне не только через способность представления: от высшего начала она принимает простые формы, которые не могут войти через двери чувств и чувственных образов. В-третьих, душа имеет неизменный, постоянно присутствующий в ней свет, в котором она помнит незыблемые истины. Итак, своим действием память показывает, что сама душа – это образ Бога, и это подобие настолько присутствует в ней и настолько она заключает в себе присутствие Бога, что схватывает Его, и своей способностью она "способна к Его восприятию и участию (в Его жизни)".

3. Действие умозрительной силы состоит в постижении терминов, предложений и заключений. Разум схватывает значение термина, когда понимает его определение. Но любое определение основывается на более высоком определении, и так каждое вплоть до высшего и наиболее общего, незнание которого не позволяет понять определение низшего. Таким образом, незнание сущего самого по себе не позволяет дать полного определения какой-либо частной субстанции. Но сущее само по себе можно познать, только лишь познавая его вместе с его характерными чертами, каковыми являются: единство, истина, благо. Сущее может быть мыслимо как неполное или полное; несовершенное или совершенное; сущее в возможности или актуально сущее; сущее с точки зрения чего-либо или просто сущее; частично сущее или полностью сущее; преходящее сущее или постоянно сущее; сущее посредством другого или сущее само по себе; сущее, смешанное с не-сущим, или чисто сущее; зависимое сущее или абсолютное сущее; сущее производное или первое сущее; сущее изменяемое или сущее неизменное; сущее простое или сущее составное. Но "отсутствие и недостатки можно познать только лишь через позитивное", из чего следует, что наш разум может основывать знание о каком-либо сущем сотворенном лишь на знании сущего в высшей степени чистого, актуального, полного и абсолютного, которым является Сущее простое и вечное и в чистоте которого заключены причины всего. Каким же образом разум может знать, что это сущее недостаточное и неполное, если он не имеет знания о сущем без недостатка? Таким же образом можно рассмотреть и другие характерные черты сущего. Считается, что разум истинно понимает предложение тогда, когда с достоверностью знает, что оно истинно. А знать об истинности и есть знать вообще, потому что нельзя ошибиться в понимании этого. В этом случае разум знает, что истина не может быть другой, и тогда он осознает, что она неизменна. Но так как наша душа подвержена изменениям, то она может видеть в неизменном сиянии лишь благодаря некоему совершенно неизменному свету, благодаря лучу, который не может исходить от изменяемых и сотворенных вещей. Она знает тогда в этом свете, "Который про-свещает всякого человека, происходящего в мир", "Который есть Свет истинный" и "Слово, Которое было в начале у Бога". Наш разум постигает истинность заключения, когда видит, что заключение необходимо следует из посылки, причем когда видит это не только в необходимых терминах, но также и в терминах возможных, как, например: если человек бежит, следовательно, он движется. Это необходимое состояние разум постигает не только в вещах сущих, но также и в вещах несущих. Как, например, в случае если человек существует, то очевидно, что, если человек бежит, следовательно, движется, но это так же очевидно, если он и не существует. Таким образом, необходимость заключения не происходит из существования вещи в материи, что является лишь возможностью, а также не происходит из существования вещи в душе, что было бы тогда лишь фикцией, если бы не существовало в вещи, следовательно, она происходит из образа в вечном замысле (Бога), в соответствии с которым вещи имеют свойства и взаимное состояние, соответствующие их представлению в этом вечном замысле. Как говорит Августин в "Истинной религии", свет истинного разума нисходит от этой истины и к самой истине стремится прийти (всякий добрый мыслитель). Из этого с очевидностью следует, что наш разум соединен с вечной истиной, и благодаря лишь ее наставлению он может с уверенностью схватывать что-либо истинное. Итак, ты через себя можешь видеть наставляющую тебя истину, но только в том случае, если тебе не препятствуют вожделенные и чувственные обрзы, эти облака, закрывающие лучи истины.

4. Действие способности выбора заключается в обсуждении, суждении и желании. Обсуждение – это исследование того, что лучше: то или другое. Но лучшее определяется только через восхождение к самому лучшему, восхождение же – это следование высшему сопоставлению, ведь узнать, какой из двух, этот или другой, лучше, можно, лишь сопоставляя с самым лучшим. Но никто не может определить степень подобия с чем-либо, если он его не знает: я не могу знать, что некий человек похож на Петра, если я не знаю Петра или не знаком с ним, следовательно, обсуждение с необходимостью требует запечатленности в душе идеи высшего блага. Суждение же основывает свою уверенность об объекте обсуждения на каком-либо законе. Но на основании закона можно уверенно судить о чем-либо только в том случае, когда этот закон правильный и сам не подлежит обсуждению. Но наша душа выносит суждение о самой себе, следовательно, не может судить о законе, на основании которого она сама судит: закон выше нашей души, и на основании его она судит, поэтому он запечатлен в ней. Ничего нет выше человеческой души, кроме Того, Кто ее создает: следовательно, разрешающая способность в суждении, в том случае, когда она полностью разрешает стоящую перед ней проблему, достигает божественных законов. Желание – это прежде всего то, что в наибольшей степени движет душой. Наиболее же движет душой то, что она любит; а то, что она больше всего любит, – это блаженство. Блаженством можно обладать лишь через высшее благо и окончательную цель: следовательно, ничто не влечет так желание человека, как высшее благо, или то, что ведет к нему, или же имеет его образ. Такова сила высшего блага, что сотворенные существа ничего не могут любить, кроме как через желание этого блага, даже тогда, когда они ошибаются и блуждают, принимая образ и подобие за истину. Следовательно, ты видишь, как душа близка Богу и как, в соответствии с присущим каждой способности действием, память ведет нас к вечности, разум - к истине, способность выбора – к высшему благу.

5. Другие три способности: порядок, происхождение и состояние – ведут нас к самой Пресвятой Троице. Так из памяти рождается разум, словно ее дочь, ведь мы понимаем с помощью образа, хранящегося в памяти, который отражается во взоре разума и представляет собой ничто иное, как слово. Память и разум, вследствие того, что они соединены воедино, вдохновляют любовь. Эта триада, то есть порождающий разум, слово и любовь, находится в душе в таком же взаимоотношении, как память, разум и воля. Они единосущны, соравны, единорожденны во времени и взаимно охватывают друг друга. Итак, если совершенный Бог - это дух, следовательно, Он обладает памятью, разумом и волей, а также рожденным Словом и вдохновленной Любовью, которые необходимо отличны друг от друга, так как один исходит от другого, но различаются они не сущностью и не акциденциями, но личностью. Когда душа рассматривает самое себя, она возвышается до узрения через зеркало Пресвятой Троицы, Отца, Слова и Любви, трех совечных соравных и единосущных Лиц, каждое из которых пребывает, не смешиваясь в двух других, и в то же время все три являются единым Богом.

6. Душа в умозрении своей триединой основы посредством своих тройных способностей, благодаря которым она является образом Бога, с помощью света знания совершенствуется, приобретает познания и получает тройное представление о Пресвятой Троице. Философия ведь на самом деле подразделяется на естественную, рациональную и моральную. Первая занимается причиной бытия и поэтому ведет к всемогуществу Отца; вторая занимается законом мышления и поэтому ведет к мудрости Слова; третья занимается порядком жизни и поэтому ведет к благу Святого Духа. В свою очередь естественная философия подразделяется на метафизику, математику и физику. Первая изучает сущность вещей, вторая изучает числа и фигуры, а третья – природу, силу и действие процесса распространения. Поэтому первая ведет к Первоистоку – Отцу, вторая ведет к Его образу – Сыну, третья ведет к Их дару – Святому Духу. Рациональная философия подразделяется на грамматику, обучающую искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и риторику, обучающую искусству убеждать и трогать. Подобным образом и они открывают тайну Пресвятой Троицы. Моральная философия подразделяется на мораль индивидуальную, семейную и социальную. Поэтому первая открывает нерожденность Первоистока, вторая – рожденность Сына, третья – свободу Святого Духа.

 

1. Какие ступени проводят к Богу, и в чем отличие третьей ступени, то есть узрение Бога в душе?

2. Как душа относится к самой себе, и какими способностями она обладает?

3. В чем состоит назначение памяти как способности души, и какое отношение она имеет к вечному?

4. Как рассматривается способность восприятия, что представляет собой умозрительная сила и как она проявляется?

5. Что представляет собой свет, присутствующий в душе, и что такое знание чистого, актуального и абсолютного?

6. Что пердставляет собой способность выбора, и как она реализуется?

7. Какие спобности души ведет к Пресвятой Троице?

 


 

 

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)