АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рождение жанра театрализованного концерта в творчестве режиссеров первой половины ХХ ст

Читайте также:
  1. E) первой половине 1920-х гг.
  2. I. Первый (и главным) принцип оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  3. I. Первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях верхней конечности является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  4. I. Поэтому первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  5. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  6. L.2. Зарождение кристаллов.
  7. Na-катионирование воды первой ступени
  8. Алгоритм оказания первой помощи при родах.
  9. Аптечка первой помощи.
  10. Божественная комедия Данте» : особенности жанра, композиции, художественных средств. Идейно-художественный анализ первой части комедии («ад»)
  11. В каком количестве судей рассматриваются дела в суде первой инстанции
  12. В первой половине ХIХ столетия

 

Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище – одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах.

На рубеже XIX - XX веков поиски и новации в освоении театрального пространства активно продолжаются.

В конце ХIХ начале ХХ веков на первый план в жизнедеятельности выдвигается фигура режиссера. При постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ режиссер становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса [18, с. 235].

Антология режиссуры в европейском театре XX века запечатлела десятки имен выдающихся мастеров сцены. Среди них в первую очередь следует назвать подлинных экспериментаторов и реформаторов, неизбежно выходивших на просторы огромных сцен, амфитеатров и площадей. Макса Рейнхардта (Германия), Фирмена Жемье (Франция), Всеволода Мейерхольда (Россия), Константина Марджанова (Россия, Грузия), Николая Петрова (Россия), Леся Курбаса (Украина), Эрвина Пискатора (Германия).[14, с. 63]

В России монументальные и грандиозные массовые зрелища возникли после революции 1917 года и стали играть огромную роль в искусстве.

Массовые зрелища 1918-1920 годов – характернейшее явление искусства и культуры тех лет.[1, с. 136]

Постановками массовых зрелищ занимались лучшие театральные режиссеры: Вс. Мейерхольд, К. Марджанов, Н. Охлопков.

В массовых зрелищах, поставленных в первые три года после революции 1917 года, использовалась не только определенная двухполюсная схема деления мира и общества, но и выработана своя символика. В массовых действах использовалась символическая фигура пролетария огромного размера, эмблемы орудий труда пролетариев, куски колючей проволоки как символы закрепощения.[15, с. 168]

Театрализованный концерт является одним из видов массового зрелища и изначально не выделяется как отдельный вид эстрадного искусства.

Насыщенные революционным содержанием концерты 1920-х годов сыграли позитивную роль в воспитании нового человека.

В конце 1920 годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. [4, с. 37]

Театрализованные концерты организовываются в различных городах СССР с первых лет Октябрьской революции. В 1920 в Москве, Киеве, Иванове, Тбилиси, Самарканде и др. городах проводились концерты к 10-летию революции. Большое массовое гулянье было проведено в 1930 в Москве в центральном парке культуры и отдыха в дни 16-го съезда ВКП (б). В 1934 в Москве и Ленинграде состоялись Т. п. «Славим подвиг» — в честь возвращения челюскинцев и спасавших их советских лётчиков.

Театрализованный концерт был частью этого массового гулянья.

1930 годы ознаменовались большим подъемом культурного уровня трудящихся. Невиданный размах приобрело вовлечение масс в занятия искусством. Массовые празднества выступают теперь как одна из важнейших форм идейно-политической организации и самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, трудящихся. [16, с.126]

Изначально, театрализованный концерт предстает перед зрителем того времени как массовые гулянья. Эта традиционная народная форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности. Массовые гулянья, с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами становятся комплексной формой культурного отдыха народа. Распространенным видом народных гуляний в те годы были – тематические гулянья. Во время этих гуляний оформление парка или стадиона подчинялись основной теме праздника. Широкой популярностью пользовались праздники профессий – массовые гулянья работников, заводов и фабрик; в них принимали участие не только рабочие и служащие, но и члены их семей. [5, с. 49]

Так же театрализованный концерт выражался в форме театрализованного митинга, которые пользовались популярностью в самом начале 1930 годов. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов.

Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 1930-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 1920-е годы. Зародившиеся во второй половине 20-х годов ХХ-го века, советские театрализованные праздники утвердились как форма массового искусства в годы первых пятилеток. Театрализованный концерт являлся частью театрализованных праздников. Именно тогда определились его основные принципы: четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; и художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей. Основными из черт были: революционное содержание и политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение тысяч участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие. Опыт 30-х годов показал, что театрализованный праздник в парке (в городе) проводимый, как правило, на большой территории и рассчитанный на большую аудиторию, состоит из многих художественных программ, организуемых на открытых сценах, террасах, балконах, аллеях, площадях, полянах, прудах и т. д. Тематически и художественно цельные, сами по себе эти программы являются в то же время частями всей постановки. Задачу объединения разнообразных программ и художественных средств в единое целое выполняет общий сценарий и режиссура.[21, с. 34]

Особое место среди массовых форм театрального искусства театрализованный концерт приобретает в 30-е гг. при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и других мероприятий. Он состоял из отдельных тематически связанных номеров.

Крупнейший режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и концертов на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ». Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в воплощении интеллектуально-философских идей. Сочетая в трактовке драматических произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонами с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью, и в практической, и в научно-теоретической работе Товстоногов стремился к разрешению общетеатральных, общекультурных проблем.[21, c. 36]

В послевоенные годы в этом парке устраивались театрализованные концерты, посвящённые 800-летию Москвы (1947) и др.

В организации были и недостатки: сказывалось отсутствие опыта и традиций, не всегда удачными были и некоторые эксперименты, проводившиеся в поисках нового. Но, бесспорно, в целом эти зрелища были большим достижением в деле приближения искусства к народу, вовлечение масс в активный культурный отдых.[21, с. 37]

В 20-е годы известный советский режиссер Н. В. Петров стал одним из постановщиков волнующих массовых представ­лений «К мировой коммуне», «Десятилетие Октября», которые Ромен Роллан назвал «изумительным цветением Революции». Замечательный сценарий театрализованного действия на Крас­ной площади в честь III конгресса Коминтерна дошел до нас в творческом наследии известного деятеля советского театра

К. Марджанова. С постановки агитационного представления в Иркутске в самый разгар боев гражданской войны начинал свой путь другой талантливый режиссер — Н. П. Охлопков. [19, с. 1]

В первые годы Великой Октябрьской социалистической ре­волюции на берегах Невы замечательные художники и режис­серы С. Радлов,

К. Марджанов, Н. Петров и другие создавали праздники, которые сыграли огромную роль в формировании эстетических понятий нового искусства, перестраивали, обновляли привычные формы, оставшиеся от буржуазной культуры. Таким образом, история искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой. [19, с. 3]

Театрализованные концерты в 1930-е годы выражали эмоционально-психологические, культурно-бытовые и другие потребности трудящихся, соответствовали задачам формирования и дальнейшего развития социального общества.[22, с. 35]

Подводя итог мы видим, что театрализованный концерт с самого начала выступал как одно из частей массового эстрадного искусства и только после 30-х г. начал развиваться как отдельный вид эстрадного концерта.

Режиссеры этого времени только начинают отходить от стандартного театрального мышления и развиваться в потоке различных эстрадных средств. Так как это было новаторство, отсутствие опыта и традиций, некоторые эксперименты заканчивались неудачей. Некоторые театральные режиссеры, например Лесь Курбас, Всеволод Мейерхольд, вводили в свои спектакли эстрадные элементы, тем самым отходя от закономерного построения спектакля. Этим они завлекают зрителей, притягивая своей новизной и необычностью, но при всем этом новаторстве не все спектакли этих режиссеров были поняты и осмыслены зрителями.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)