|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ теоретических и практических проблем, которые возникают перед студентами в работе над театрализованным концертомТеатрализованный концерт имеет свою специфику. Во-первых, рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки. Второе отличие – это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело – организация пространства театрализованного концерта в концертном зале, другое – организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей. Существуют разные методы работы режиссера над театрализованным концертом. Обязательным для всех видов и форм является определенная последовательность режиссерско-постановочных работ. Метод планирования, подготовки и проведения концертов, основанных на той или иной праздничной ситуации и включающих в себя серию разнообразных массовых зрелищ прошел испытание временем. Изначально необходимо понять и осмыслить художественно-творческие задачи, поставленные перед режиссером-постановщиком. Определить масштаб концерта и место его проведения, уточнить технические возможности сценических площадок, уточнить состав артистов, художественных коллективов их количество и состав. Режиссер-постановщик предлагает несколько вариантов режиссерского решения, после принятия одного из них документально составляется режиссерский замысел. Еще одним из видов подготовки концерта является работа над сценарным планом и литературным сценарием. Составление сценарного плана происходит на основе общего представления о будущем мероприятии, его характере, подборе литературного, документального, музыкального и других материалов, осветительной и звуковой аппаратуры, музыкальных инструментов. Для того, чтоб не возникало проблем в этой части работы, режиссер должен тщательно подготовиться, изучить все подробности найденного и подготовленного им материала по данному праздничному концерту. Так же возникает проблема написания самого сценария концерта, ведь не каждый режиссер может пересаживаться на место сценариста. Во избежание этой преграды режиссер должен иметь в своей постановочной группе того человека, который сможет грамотно ему с этим помочь и подстраховать. Массовое зрелище должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. Ему категорически противопоказаны статично декламационные, так называемые «разговорные» эпизоды и сцены. И так первым этапом в работе студента над театрализованным представлением является проработка материала, который был выбран для постановки концерта. Это помогает не только хорошо владеть всей информацией, но и служит хорошей базой для рождения замысла у режиссера. Как правило, студент избегает кропотливой работой над материалом, от чего и возникает долгий период вынашивание темы, идеи и видения данного концерта. После этого студенту необходимо провести работу с художником, который создаст художественно-образное решение концерта, а так же с другими источниками информации и идей. Необходимо определится с оформлением и декорациями. Для этого нужно пересмотреть множество материала, который связан с художественно – образным решением сцены: то ли это фотографии различных уже поставленных праздников, либо открытки на тему концерта, которые помогли бы в рождении оформления. Самой главной задачей – не перетягивать с этим разделом работы, так как для изготовления оформления и декораций может пойти много времени, а это не всегда есть у режиссера. Сложностью в этой работе является то, что студент не всегда серьезно к этому относиться и это приводит к тому, что времени обычно не хватает, приходится делать все впопыхах и не качественно. Это не есть признаком профессионализма. Одновременно идет работа над сценарием, который должен писать сам студент, а педагог только корректировать. В сценарии театрализованного представления, в виду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей. Именно поэтому в процессе создания литературного сценария важнейшим моментом творчества является монтаж материала, композиционное решение. Чтобы на основе тщательно подобранных и обработанных материалов создать нечто законченное и драматически выстроенное, нужно найти, открыть именно то единственное построение, сочетание фактов, сцен, событий, документов и высказываний, которое знаменует собой появление нового, целостного произведения. Главным специфическим свойством сценария театрализованного представления является характер выявления конфликта через построение, через композицию. Также при написания сценария следует помнить о целевой аудитории концерта. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разные возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера. Начало праздника должно быть хорошо выстроенным, как и весь концерт. Зритель запоминает по прологу и финалу. Это два места в празднике, которые не должны быть затянуты, либо скомканы. Начало является настроением зрителей. Как начнется концерт, такое и восприятие зрителей будет на протяжении всего праздника. Конец должен быть ярким и красочным, для того чтоб у зрителя остался хороший осадок и впечатление от увиденного.
Выводы Из этого раздела следует, что режиссура театрализованного концерта включает в себя такие особенности: создание и реализация режиссерского замысла, театрализация, как основа концерта в целом, работа режиссера с актером, работа режиссера с художником, композитором, хореографом, написание сценария, построение номеров, работа со зрителем. Во время просмотра того или другого коллектива (исполнителя) помимо номеров, которые, по мнению руководителя, отвечают теме концерта и отобраны им для показа вам, увидеть и другие. Во всех своих действиях режиссер во время просмотра должен быть и педагогом, и дипломатом, и провидцем. Очень важно как начинается концерт, ведь первый номер настраивает, подготавливает зрителя на будущее представление, вводит его в предлагаемые обстоятельства. Последний номер должен быть яркой, незабываемой точкой в концерте, о которой будут помнить и говорить. Важно, с каким настроением уйдет зритель после окончания концерта. Останется ли он доволен, или будет разочарован. Также существует основной прием построение номеров, который помогает режиссеру создать интересный сценарий для концерта. Таким приемом является монтаж. При работе с театрализованным концертом у студента возникает множество проблем с замыслом, художественным оформлением, написанием сценария, работа с различными техническими службами. Необходимо знать и помнить ответственность за концерт, который будут смотреть не только педагоги, но и прежде всего зрители. Лучше не создавать изначально плохое о себе мнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно сказать, что история развития театрализованного концерта прослеживается еще в массовых праздниках и действиях, является частью эстрадного представления и только после 30-х гг. развивается как отдельный самостоятельный жанр. Многие театральные режиссеры включали в свои спектакли эстрадные элементы, театрализацию, а так же расширяли рамки спектакля, вводя зрителя, как участника происходящего. Так же театрализованный концерт выражался в форме театрализованного митинга, который пользовался популярностью в самом начале 1930 годов. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов. Театрализованный концерт включает в себя использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. В отличии от филармонического, всегда тематический, в нём художественное и смысловое соединяется воедино. В центре концерта стоит номер, составляющий основу жанра. Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такие концерты чаще всего готовятся, и посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Значимость придает ему размах. В таком концерте используются многие технические средства, участвуют большие исполнительские коллективы, задействует большая сценическая площадка. Крупнейший режиссер и педагог Г. А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и концертов на стадионах и в концертных залах. Режиссеры этого времени только начинают отходить от стандартного театрального мышления и развиваться в потоке различных эстрадных средств. Так как это было новаторство, отсутствие опыта и традиций, некоторые эксперименты заканчивались неудачей. Возможности режиссера массовых праздников и зрелищ в плане формы их воплощения безграничны. Если в режиссуре театра главное выразительное средство - актер, его пластика и слово, а музыка, свет, звук играют вспомогательную роль в создании художественного образа, то в режиссуре театрализованного зрелища равноправными компонентами построения действия могут быть абсолютно все виды искусств: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура Создавая концерт, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации. Успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Организатору важно, каждый номер концерта ставить в выгодные для исполнителя условия. Важно, чтобы юный исполнитель испытал чувство радости от выступления и успеха. Концерт пройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу. Чтобы на основе тщательно подобранных и обработанных материалов создать нечто законченное и драматически выстроенное, нужно найти, открыть именно то единственное построение, сочетание фактов, сцен, событий, документов и высказываний, которое знаменует собой появление нового, целостного произведения. Последний номер должен быть яркой, незабываемой точкой в концерте, о которой будут помнить и говорить. Важно с каким настроением уйдет зритель после окончания концерта. Останется ли он доволен или будет разочарован.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенштадт В. Н. Режиссура и организация массовых зрелищ / В. Н. Айзенштадт – Х.: ХГИК, 1973. – 136 с.
2. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действия. Учебное пособие / С. К. Борисов – Ч.: ЧГАКИ, 2005. – … с.
3. Викторов А. В. Начинаем эстрадный концерт / А. В. Викторов - М.: Знание, 1974. – 142 с.
4. Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д. М. Генкин, А. А. Кононович - М.: ВНМЦ НТиКПР, 1985. – … с.
5. Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища / Б. Н. Глан – М.: Искусство, 1976. – 49 с.
6. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы: учеб. пособие для институтов культуры / А. Д. Жарков – М.: Искусство, 1989. – 27 с.
7. Житницький А. З. Драматургiя масових театралiзованих заходiв / А.З. Житницький – Х.: Тимченко, 2005. – 128 с.
8. Зайцев В. П. Режисура естради та масових видовищ / В.П. Зайцев. – К.: Дакор, 2003. – 304 с.
9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава - М.: Просвещение, 1978, - 46 с.
10. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики / С.С. Клитин - Л.: Знание, 1987, – 190 с.
11. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. – М.: Искусство, 1990, - 47,49 с.
12. Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. - М.: Искусство, 1981, - 424 с.
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999, – 944 с.
14. Рюмин Е. Н. Массовые празднества / Е.Н. Рюмин. – М., Знание, 1972, - 63 с.
15. Синицына В. Г. Массовые праздники и зрелища / В.Г. Синицына. - М.: Политиздат, 1977, – 168 с.
16. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. - М.: Сов. Россия, 1977, - 126 с.
17. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений / А.В. Триадский. - М.: МГИК, 1985, - 73 с.
18. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР / Л.А. Тульцева. – М.: Искусство, 1985, – 235 с.
19. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. – Л.: Знание, 1974, - 1,3, 24 с.
20. Фелонов Л.Б. Монтаж как художественная форма / Л. Б. Фелонов. – М.: Просвещение, 1966, - 43 с.
21. Ходасевич В. С. Город – театр, народ – актер: [Об оформлении массовых театрализованных зрелищ 20-х годов. Из воспоминаний художницы] / С. В. Ходасевич. - Л.: Декоративное искусство СССР, 1979, - № 11. - 34-37 с.
22. Царев М.И. Театрализованные праздники и зрелища / М. И. Царев. – М.: Искусство, 1976, - 15 с.
23. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн.: Тетра Систем, 2004, – 224 с.
24. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981, – 102 с.
25. Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979, - 105 с.
26. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992, – 480 с.
27. Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978, – 196 с.
28. Брокгауз Ф. Ефрон И. Энциклопедический словарь / К.К. Арсеньев, Е.Е. Петрушевский. – СПб.: Типо-литография, 1898, – Т. 47. – 474 с.
Интернет ресурсы:
29. Театрализация как творческий метод организации праздников [режим доступа - свободный] - http://www.playwright.ru/dramaturg/ba-teatralizaciya-kak-metod-organizacii-prazdnikov.htm - 15.03.2012. не просто сайт, а название статьи на нем и полную ссылку!!!
30.http://www.showmystery.ru/koncert.html - Театрализованный концерт
31. http://www.teatr-igry.ru - Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |