|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Праздники и их педагогический аспектРеферат по теории массовых праздников на тему: Массовый праздник как педагогическая система.
Выполнила: Мальцева В.В. гр. 23 142 Проверил: Орлов О.Л.
Санкт-Петербург Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3 Праздники и их педагогический аспект…………………………………..4 Агитационно-художественное представление…………………………...8 Коллективная организация участников массового праздника………….9 Народные праздники и их воспитательное воздействие……………….15 Место, роль и воспитательные возможности праздника в современном обществе…………………………………………………………………..18 Заключение………………………………………………………………..21 Список использованной литературы……………………………………23
Введение.
В исторической традиции массовые праздники понимались как особые «дни отдохновения». Именно в такой социальной функции массовые праздники оказались связанными с годовым циклом хозяйственных работ, определенными культами, вошли в календарный цикл и образ жизни. С формированием и укреплением государства особую категорию составили гражданские массовые праздники (в России - царские дни и исторические праздники). В странах и государствах, имеющих государственную церковь, в т.ч. и в России, светские праздники соединялись с церковными торжествами. В настоящее время природа и функции массовых праздников существенно изменились. Например, наряду с традиционными для постсоветского человека праздниками (Новый год, Старый Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая), в которых из года в год сохраняется определенный обряд, появляются праздники, для которых оригинальность и непохожесть на предыдущий становятся синонимами их успешности (празднования дней рождения городов, «День национального единения», отраслевые профессиональные праздники и т.д..). Изменению подвергся один из основополагающих принципов праздника – «отдохновение», отдых от труда, пассивное времяпровождение. Современные праздники подчас требуют от участников хорошей спортивной подготовки, выносливости, знаний, талантов и много другого, поскольку современный участник массового праздника уже не только и не столько «зритель», но и активный участник подготовки и проведения праздника. В празднике мы видим органическое сочетание форм демонстрации и коллективного отдыха, функции просвещения и развлечения, сложное переплетение искусства и жизни, традиций и творчества, официальных и неофициальных отношений. Широта и многоплановость функций массового праздника создаёт благоприятные условия для развития общественной активности и самоутверждения личности. Отражая прогрессивную тенденцию к повышению активности народа, органически соединяя логические и эмоциональные средства воздействия, массовый праздник представляет собой своеобразное кульминационное звено в единой системе воспитания.
Праздники и их педагогический аспект.
Анализировать природу массового праздника – это значит давать ему оценку с позиции социологии, истории, общей и социальной психологии, педагогики, искусствоведения. Любая сторона массового праздника представляет несомненный интерес, но особого внимания заслуживает его педагогический аспект. Издавна в народе говорили: «Ради хорошего праздника надо много работать». В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников. С учётом этих особенностей личности в значительной мере и строится теория А.С. Макаренко. Выдающийся педагог увидел в стремлении человека к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему. Он писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». «Воспитать человека – значит воспитать в нём перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в …постановке более ценных». Многообразные воспитательные функции массового праздника обусловливают целесообразность широкого использования этой формы идейно - нравственного и эстетического воздействия в системе воспитания, и в первую очередь воспитания молодёжи, как в условиях определённого коллектива, так и в масштабах всей страны. Любое торжество, имеющее общественное звучание, сплачивает людей, утверждает высокие патриотические чувств. Система массовых праздников – это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззрение, идейно - нравственную и эстетическую позицию общества. Эта педагогическая система удовлетворяет потребности людей в общении, в смене видов деятельности, в эстетическом творчестве, в общественной оценке и самооценке своей работы, в самовыражении, в приобщении к социально значимым целям, в психологической разрядке, развлечении и торжественном обновлении жизни. Она опирается на единство информационно – логического и эмоционально – образного воздействия на личность и ставит человека в активную позицию, позволяя найти и утвердить себя в роли участника праздничного действа на уровне зрителя, исполнителя и организатора. Праздник как единовременная педагогическая система не может не учитывать проникновение в жизнь художественных начал. Любое всенародное торжество, театрализованный тематический вечер, шествие, карнавал, фестиваль строятся на принципах художественного реализма. Ф. Энгельс указывал, что «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Массовый праздник как педагогическая система, всесторонне использует выразительные средства искусства. Синтезируя присущую искусству яркую и образную форму отображения действительности с документальным показом реальной жизни при максимальной активности участников, праздник безгранично расширяет рамки и усиливает конструктивные функции искусства реализма, становится могучим средством совершенствования общественных отношений. Воспитательное воздействие массового праздника с особой силой проявляется тогда, когда идеи подхватываются широкой народной массой и становятся реальностью жизни. (Так было с идеей дружбы и мира, объединявшей участников международных фестивалей молодёжи и студентов). Важное значение праздника как педагогической системы состоит в том, что, объединяя различные формы работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению идейно – нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение и воздействует на сознание самих участников. Праздник представляет собой не единичное выступление свободных коллективов, а комплексную программу, включающую в себя: 1.подготовительный период в организациях, учебных заведения, на предприятиях, преследующий цель вовлечения широких масс населения. 2.подготовительный период, обеспечивающий решение необходимых организационно – педагогических вопросов и создание праздничной ситуации. 3.систему состязаний, которая придаёт всему празднику особый дух соревнования, и позволят выявить лучшие коллективы и личности. 4.праздничное шествие исполнителей к месту заключительных мероприятий. 5. несколько заключительных сводных представлений.
Праздники стали непреложным элементом культурной жизни, мощным средством приобщения людей к художественному творчеству, формирования эстетического отношения к действительности. Важную роль в совершенствовании праздника как педагогической системы будет играть принцип использования активности и самодеятельности масс, который стимулирует развитие соревнований между коллективами, районами и городами. Для системы воспитания немаловажное значение будет иметь и принцип дифференцированного подхода к участникам праздника, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, включающую одновременно все социальные и возрастные группы в единое действие. Этот принцип так же позволяет всем социальным категориям участников и возрастным группам в наилучших условиях выступить на состязаниях, тем самым лучше и более действенно показать свои возможности. Любая система связана с решением каких-то конкретных задач. Она не может быть неизменной, данной раз и навсегда. Однако в каждом празднике, представляющем конкретную педагогическую систему, непреложно проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной организованной системы воздействия. Важное значение имеет творческое применение этих закономерностей в сценарной работе, как особом, специфическом способе обработки информации. Ценность любой информации зависит от того, от кого она исходит. Поэтому педагогические требования к эффективности живого слова обусловливают приглашение на праздник известных деятелей культуры, каждый из которых для аудитории представлял нравственный идеал. В конечном итоге это и обеспечивает успех всего праздника. Важнейшим элементом воспитательной системы праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, романтической приподнятости, эстетического творчества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |