|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогическая техника – компонент педагогического мастерстваСамостоятельная работа. 1. Дать определение самосовершенствования. 2. Дать определение профессиональное самообразования. 3. Перечислите функции учителя. 4. Функция учителя – Сегодня тема нашего занятия… Но сначала попытаемся сказать, что такое мастерство. Мастерство – высший уровень профессионализма. (Профессионализм - высокий уровень владения знаниями, умениями) Исследователь проблем мастерства Ю.П. Азаров дает такую трактовку «Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа…» «Пед Мастерство – синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя. А.И. Щербаков» Какие определения педагогического мастерства вы выписали?
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'. Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая _необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Из этого признания А.С.Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств. Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, "поставленный голос", правильное дыхание и разумное _использование в речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет'". Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Педагогическое мастерство – это высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающегося в вопросах общей и возрастной психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания. (В.П. Сергеева) Пед.мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. (И.А. Зязюн) Элементы пед. мастерства: *гуманистическая направленность - интересы - ценности - идеалы *профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии *педагогические способности - коммуникативность - перцептивные способности - динамизм - эмоциональная устойчивость - оптимистическое прогнозирование - креативность *педагогическая техника – умение управлять собой, умение взаимодействовать.
Все компоненты, которые включает педагогическое мастерство мы будем рассматривать на последующих занятиях. Сегодня мы рассмотрим лишь один компонент – педагогическая техника. Педагогическая техника. Включает в себя 2 группы умений. 1группа – умения управлять собой – владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. (невербальные средства) 2 группа – дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия.
Рассмотрим несколько педагогических ситуаций из работ А.С. Макаренко и Сухомлинского. 1. «Педагогическая поэма». - В спальне хлопцы режутся! Я – бегом из комнаты. В спальне садом и крик. В углу две зверски ощерившиеся группы. На кровати сидит раненый и молча перевязывает куском простыни порезанную руку. Я никогда не разнимал дерущихся, не старался их перекричать. Все кричат. Но я стою молча в дверях и наблюдаю. Постепенно ребята замечают мое присутствие и замолкают. Быстро наступающая тишина приводит в себя и самых разъяренных. Прячутся финки и опускаются кулаки… Но я продолжаю молчать. ….. -Ножи на стол! Да скорее! Я не ухожу пока не укладываются. 2. Сухомлинский. В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, второй, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А разве можно рвать хризантемы? Какие рекомендации вы можете дать. 3. Когда у Сашко заболела бабушка, мальчик стал печальным, задумчивым и в то же время настороженным: скажешь ему что-нибудь – он вздрогнет, как будто бы прикоснулся к больному месту. А однажды я увидел, как его большие черные глаза наполнились слезами. Дети сказали мне: «Сашко плачет». Какие нежелательные последствия могут возникнуть в случае, если учитель не будет обращать внимание на эти ситуации? Как вы рекомендовали бы поступать в таких ситуациях? «Было бы наивным ожидать, что ребенок проникнется сочувствием к своему товарищу или взрослому человеку. Сопереживанию нужно учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания мыслями и сердцем. У опытного педагога должно быть могучее средство воспитания сопереживания – слово. Я выбрал минутку, когда Сашко не было в классе, и сказал детям: «Если у человека горе, нельзя выражать удивление. А у Сашко большое горе. У него единственный родной человек – бабушка. И вот бабушка заболела. Может быть ее отвезут в больницу с кем тогда останется мальчик? Представьте себя на его месте, и вы почувствуете, что такое горе. ….Он в классе, а все его мысли – у бабушкиной постели. Если мальчик останется на несколько дней дома, не спешите расспрашивать. Человеку нелегко говорить о своем горе. И вообще, если вы видите, что у человека горе – не любопытствуйте, а помогайте. Делайте так, чтобы ни одно ваше слово ни один поступок не прибавляли человеку горя. Подумайте, чем вы еще можете помочь Сашку и его бабушке. Но помощь ваша не должна быть хвастливой… На перерыве ребята стали обсуждать как помочь Сашку.» Задание: Выучить определения. Выписать характеристики элементов пед. мастерства.
Занятие 3. Тема: Содержание педагогического мастерства и пути его формирования. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |