|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальные чувстваЭМОЦИИ (По Ольге Александровне Ореховой ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА СПб 2006.) Согласно научной концепции Т. П. Хризман: В «фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно (эстетическое воспитание) закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения, то есть той чувственной части, на которой только и может быть выстроено рациональное сознание». А «искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное, полимотивационное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических Мы считаем, что определяющее значение в процессе гуманизации психики ребенка имеют высшие социальные и художественно-эстетические эмоции, сопровождающие творчество, которым ранее не придавалось значения в педагогике дошкольного детства. Шарль Блондель сказал важные слова, ставшие афоризмом: «Первая пеленка младенца - саван его природной индивидуальности». Искусство - универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации - одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитания высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис формирования структуры личности дошкольника, определяет осознанные формы его поведения и творчества. Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до XIX века, и то. что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций. Впрочем, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций - когнитивного и мотивационного. Эмоция всегда «оценивает», «окрашивает» отражаемое содержание -ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое и т. д. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа, - уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом [10, с. 48-49]. Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Для нас главное - понять роль эмоций в жизни человека, в развитии его личности, в общении и деятельности и отобразить логику нашего исследования: • эмоции - осложнение нервного процесса, начало собственно психического отражения. Все, что без эмоции, — высшая нервная деятельность или болезнь; • развитие эмоции человека не ограничивается социализацией, окультуриванием эмоциональных проявлений. Развиваются (или не развиваются) новые, собственно человеческие, высшие социальные эмоции, сопровождающие его на жизненном пути; • социальные эмоции направляют развитие личности человека, структурируют личностные новообразования, определяют его поступки и деятельность, в том числе — отклоняющиеся; • эмоции тесно связаны с цветовой сенсорикой, этот факт дает возможность изучать эмоции, используя цвет. Здесь просматривается актуальная прикладная педагогическая проблема: столь важная составляющая психики человека как эмоция в практике развития, обучения и воспитания оставлена на произвол судьбы. Существует большое количество учебных учреждений, занимающихся по разнообразным образовательным программам, развивающим интеллект, художественные и творческие способности, детей обучают различным наукам, языкам, этике поведения в обществе и так далее. Эмоции же развиваются мимоходом. Подлинные чувства - высшие социальные эмоции — при определенных условиях формируются уже в пятилетнем возрасте и составляют основу личностных убеждений и поведенческих установок. Нужно только воссоздать эти условия для детей: то общение и ту деятельность, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РЕГУЛЯЦИИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Эмоция - это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. «Ощущение и эмоции - два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение - элементарный уровень, в значительной мере имеющий "телесный характер", эмоции - более сложный, соотносимый с понятием "психическое". Можно сказать также, что ощущение - это отражение в психике "телесного", а эмоции - отражение "духовного"» Д. В. Колесов, разделяющий точку зрения Клапареда, считает неверным термин «эмоциональный тон ощущений», утвердившийся в психологической литературе, на том основании, что многие ощущения уже в полной мере наделены приятностью или неприятностью. К тому же ощущения свойственны и примитивным существам, в то время как способность к эмоциям предполагает определенный уровень развития психики. Кроме того, по мнению Д. В. Колесова, неправомерно и представление об интегративной включенности эмоций в структуру многих психических процессов. Известный пример - достаточно сравнить зубную боль (неприятное ощущение) и эмоцию досады (негативная эмоция), возникающую при мысли о том, что лечение зуба можно было начать своевременно. Причем досада тем сильнее, чем сильнее боль. Таким образом, неприятное ощущение первично и в данном случае определяет направленность эмоции. Ощущение непосредственно отражает объективную реальность и жестко привязано к моменту взаимодействия анализатора со средой. Эмоция же имеет субъективный характер и может возникать не только в момент взаимодействия, но и в последующем, а в ряде случаев и опережать его на основании предыдущего опыта. Например, предстоящая неприятная встреча вызывает эмоцию неприязни задолго до назначенного срока. По-видимому, первичность или вторичность возникновения ощущения и эмоции определяется тем, что именно - ощущение или эмоция - сигнализирует о наиболее значимом в данной ситуации факторе. Очевидно и то. что само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции. Исходя из сказанного, правильнее говорить не об «эмоциональном тоне ощущений, а о гедоническом тоне и ощущений и эмоций, где гедоническое начало («приятное» или «неприятное») выступает как конкретный механизм. определяющий дальнейшее поведение индивида. В эволюционном плане эмоции могли возникнуть не иначе как путем ассоциаций гедонического начала ощущений с механизмами памяти и мышления. Эмоция досады при несвоевременном лечении зуба - вывод мышления. Изначальный, глубинный характер оценочной функции психики как взаимосвязи функций гедонического, памяти и мышления подтверждается результатами нейрофизиологических исследований. Поэтому из всех функций, которые эмоция выполняет в психической деятельности человека (сигнальная, оценочная, побудительная), особую роль играет оценочная. Уже в первые часы после рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца - радости и страха, к концу первого года - удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Новые эмоции развиваются за счет индивидуального переноса оценочной функции эмоции на новые жизненные ситуации. Впервые опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоции, ребенок во многом заимствует у взрослых. На их основе, присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит собственную систему аффективных оценок - отношений. Известно, что функции психики взаимосвязаны, и процессы психической регуляции обусловлены характером отражения, взаимодействия со средой, с обществом, с осознанием себя и своих потребностей и с эмоциями, имеющими побудительную силу, которые вызывают, поддерживают и повышают психическую активность. Основополагающим принципом регуляции психических процессов является положение Л. С. Выготского о связи между интеллектом и аффектом. «Детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону». В трудах А. Н. Леонтьева мышление рассматривается как деятельность, имеющая «аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность». Эта идея получила развитие в рамках деятельностного подхода и смысловой теории мышления [44]. Согласно им, «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, что у человека благодаря этой системе эмоции становятся "умными", а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми». Высшие эмоции связаны с функциями и результатами высокоразвитого мышления (с воображением, нравственными и этическими представлениями) и с проявлением иной - социально-регулятивной функции эмоций. Социально-регулятивная функция эмоций лежит в основе воспитания. Оно не способно наделить человека какими-либо новыми ощущениями, помимо тех, которыми наделила его природа, хотя возможно их совершенствование. Иное дело — эмоции. На предшествующих появлению человека этапах развития эволюции эмоция и стимулируемая ею деятельность, составляли биологическую целесообразность. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия — это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а человеку строить свои взаимоотношения на первых этапах жизни. У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует человеку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т. д. Таким образом, эмоция социализируется. Однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции - сложные человеческие чувства. Справедливость, долг, честь, патриотизм, творческое вдохновение, чувство прекрасного, сочувствие - высшие социальные эмоции невозможны в животном мире. Они свойственны только человеку и, более того, не всякому человеку. Границу между эмоцией и чувством провести не всегда просто. В терминах педагогики и психологии развитие и проявление сложных человеческих чувств зависит от условий воспитания, деятельности, идеологии. В терминах физиологии высшей нервной деятельности их различие можно «определить степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов». Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне ее. Можно выделить чувства, направленные на других людей: любовь, ненависть, презрение, зависть, благодарность. Или чувства, направленные на самого себя: самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, которые могут быть направлены и на себя, и на других: злость, досада. Кроме того, есть чувства, связанные с оценкой различных событий: огорчение, удивление, разочарование, радость. А. Н. Лук приводит классификацию высших социальных чувств, отражающих социальные потребности, в сравнении с низшими эмоциями. Так как эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях. Приводим классификацию А. Н. Лука, которая выглядит следующим образом. «Высшие» эмоции: Социальные чувства Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение, злорадство, сострадание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |