|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раскрыть причины и предпосылки возникновения социологии как самостоятельной наукиПрежде всего, это смена общественно-экономической формации. Многовековые устои феодального общества рухнули, новые социальные нормы находились в процессе формирования – с началом развития капитализма они не могли не измениться. К первой половине девятнадцатого века по западноевропейским государствам уже «прокатилась» волна буржуазных революций, в результате чего монархические формы правления сменились на республиканские, либо на конституционные монархии (что по сути одно и то же). Власть монархических династий была свергнута, крупные феодалы лишились прежнего положения в обществе: власть перешла к новоявленным буржуа. В условиях феодализма существовала система вассальных отношений, при которой выделялось два сословия: феодалы и зависимые от них крестьяне. Феодал, он же крупный землевладелец, должен был заботиться о своей челяди, зависел от погодных условий, был заинтересован в большой (расширенной) семье, обязан был дорожить своим именем, соблюдать традиции, верить в Бога, уважать монарха, дорожить происхождением. Новоявленный буржуа, в отличие от феодала, не был обременен условностями патриархального общества. Буржуа, житель преимущественно городской, вкладывает деньги в крупное машинное производство, а значит, обогащается более быстрыми темпами; от погодных условий при этом не зависит, заботами о челяди, традициями, большой семьей не обременен, ведь в условиях крупного города проще выжить одному или небольшой семьей, причем дети необязательно должны оставаться рядом с родителями. Так были разрушены и нравственные регуляторы общественной жизни: мораль, традиции, религиозные догмы оказались «веригами на ногах» новых «хозяев жизни» – буржуа. Все это не могло не вызывать раздражения у отживающего сословия – крупных феодалов. Поэтому преобразования местами происходили революционным, насильственным путем. Однако новоявленные буржуа, если разобраться, в большинстве своем это вчерашние феодалы. Со сменой строя не изменилось главное: система неравенства и эксплуатация человека человеком. Капитализм – самая быстротечно развивающаяся общественно-экономическая формация, у которой можно было проследить начало, этап бурного развития и закат, как описал К. Маркс. Менее чем за полвека «за спиной» буржуазии вырос новый класс, способный на революционную борьбу. Если в XVII – XVIII веках нарождающаяся буржуазия революционным путем лишила власти крупных феодалов, то к концу XIX века назревало революционное свержение власти самой буржуазии. Социальная напряженность, обострившаяся в период бурного развития капитализма, могла привести к смене общественно--экономической формации. Скапливая на крупных предприятиях большие массы людей, обобществляя производство, капитализм «сам готовил себе могилу». В девятнадцатом веке в странах Западной Европы классовый конфликт между буржуазией и угнетенным пролетариатом перерастает в классовую борьбу, что предвещает революционный исход событий (достаточно вспомнить такие события, как восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии и т.д.). В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере, доказав свою способность оказывать влияние на социальные процессы. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и … увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. К началу девятнадцатого века проблема взаимодействия человека и общества становится основной в науке, искусстве, литературе, культуре в целом. Французский философ А. Бергсон справедливо отмечал, что технологическое развитие общества не обеспечивает нравственного совершенства живущих в нем людей; увеличение материальных благ может даже оказаться опасным, если оно не будет сопровождаться соответствующими духовными усилиями. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем. До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Законы в естествознании (теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения живого вещества Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные домыслы о происхождении человека и законах общественного развития. Географические открытия, сделанные к тому времени мореплавателями и путешественниками, позволили изучать закономерности формирования образа жизни и различия у людей, проживающих на разных территориях. Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия – конкретной науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию. Такой наукой, оперирующей не только теоретическими выкладками, но и конкретными цифрами, фактами, способной измерять и сравнивать, и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе. Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине девятнадцатого века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития эмпирической социологии. Немного позже, в конце девятнадцатого века, начинает развиваться именно эмпирическая социология, что обусловлено попытками разрешения социальных проблем, нетипичными для предшествующего периода способами. Чтобы сгладить назревающую социальную напряженность владельцы крупных предприятий пошли на уступки рабочим: сократили (и зафиксировали на 8-часовой отметке) продолжительность рабочего дня, ввели дифференцированную форму оплаты труда, создали профсоюзы, систему социальной защиты, допустили введение всеобщего избирательного права и функционирование массовых политических партий. В результате, между крупными буржуа и нищими рабочими формируется «средний слой» как сила, выступающая за стабильность и порядок. Это часть общества, заинтересованная в ликвидации социальных проблем, «заказчик» социологическихисследований, посредством которых можно было бы получить «лекарства» для «излечения» социума – прогнозы и практические рекомендации. Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие: · сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы; · развитие капиталистических отношений; · географические открытия; · законы, сформулированные в естествознании;· технические изобретения; · высокий уровень развития прикладных научных дисциплин; · повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве. Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после победы Великой Октябрьской социалистической революции до начала перестроечных процессов. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой. Научное направление – позитивизм, созданное О. Контом, существенно отличается от теории К. Маркса. Социология К. Маркса (1818-1883) базируется на диалектико-материалистическом понимании истории, выработанном на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Одной из фундаментальных сторон материалистического понимания является обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. К. Маркс описал перспективы развития капиталистического общества, отстаивая принципы материалистического объяснения истории, предсказав революционный исход событий, в будущем – уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства. Позитивистский же подход О. Конта предполагал идеалистический вариант общественного развития (развитие духовных элементов культуры), соответственно необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно это направление и стало основой новой науки – социологии. Идеи О. Конта были продолжены Г. Спенсером (1820-1903), который также придерживался методологии позитивизма. Г. Спенсер, как и О. Конт, был сторонником эволюционистской концепции развития общества. Он первым применил в социологии такие понятия, как структура, функция, система, институт. Позднее основные методологические подходы новой науки были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом. В социологии М. Вебера (1864-1920) основным является учение об идеальных типах. Так М. Вебер назвал теоретическую конструкцию, которая отражает не объективную реальность, а лишь результат мыслительной деятельности самого исследователя. Конструкции этого типа являются ключевыми понятиями, в которых отражаются важнейшие явления и процессы, которые должны применяться для типологической систематизации исторически значимых фактов. Учение М. Вебера об «идеальном типе» получило название «понимающей социологии», так как основано на интерпретации понятий. Принято считать, что научная концепция М. Вебера в некотором смысле противоположна взглядам О. Конта. По мнению М. Вебера, социология как наука способна «понимать», объяснять действия (точнее, социальные действия) индивидов, групп с точки зрения их причинности. О. Конт же отводил социологии несколько иную роль – по его мнению, наука социология способна позитивно влиять на жизнедеятельность общества, соответственно выполнять преобразовательную функцию. Один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм (1858-1917), считал, что социальную реальность необходимо изучать в совокупности социальных фактов. Социальные факты – это проявления группового и массового сознания, а не индивидуального. Примерами социальных фактов можно назвать язык, моду и т. д. – то, что создано людьми и для людей. Дюркгейм считается сторонником структурнофункционального анализа, идеи «социальной солидарности». Согласно его точке зрения, социология должна быть объективной, свободной от каких-либо предрассудков, идеологических догм и «личностных пристрастий».Разброс мнений, характерный для начального периода развития социологии, свидетельствует о сложности объекта исследования – общества, а также позволяет выделить два направления в науке макросоциологию (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер и др.) и микросоциологию (М. Вебер и др.). Идеи отцов-основателей новой науки были продолжены и развиты западноевропейскими, американскими, а также российскими учеными. С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились так называемые национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская. 30-е-50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии, когда центр социологических исследований переместился из Европы в США. Это связано прежде всего с событиями, произошедшими между первой и второй мировыми войнами, что вызвало массовую эмиграцию выдающихся ученых сначала из Советской России, а затем и из Западной Европы. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов. Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой. В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. При этом состояние западной социологии начала XX века характеризуется отсутствием господствующей теории, попытками поиска новой парадигмы (на стыке наук), а также тесной взаимосвязью с политикой. Уместно вспомнить утверждение Р. Арона, отмечавшего, что социология – это наука, занятая непрерывным поиском самой себя. Место социологии в системе гуманитарных наук Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению. Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности. Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология. Считают, что социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру, придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. В то же время, социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Она осуществляет задачу, которую не ставит перед собой философия, - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Однако между этими науками прослеживается непосредственная связь. Например, принципиально новое решение в современной социологии и философии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами. Большое значение для социологии имеет историческая наука, которая концентрирует внимание на изучении общества во времени и пространстве. Таким образом, и история, и социология имеют в качестве объекта изучения общество. Обе науки рассматривают две основные проблемы: определённые социальные закономерности и индивидуальные, неповторимые явления и процессы. Отрицание преемственности исторического и социального опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных социальных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Основной формой деятельности общества является материальное производство и экономическая деятельность. Изменения средств производства, роли и места человека в производственном процессе, - всё это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Трудовая деятельность человека меняется с учётом развития самого человека как социального существа. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Тесно связана социология и с политологией. Взаимодействие этих наук породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. Итак, определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками. В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как целостный социальный организм, как социальная система, как исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов». П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой». Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан). С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами. Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения. Исходя из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д. Общество объективно состоит из различных социальных общностей. Это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обуславливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определённых закономерностей или тенденций. Они и составляют основной предмет изучения социологии. С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут. Охарактеризовать социологическое учение О. Конта. Раскрыть закон трех стадий, социальную статику и социальную динамику. По Конту знание происходит последовательно через три теоретические состояния (стадии): На теологической стадии ( до 1300 года), или, как пишет Конт, в теологическом состоянии, человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Это, по сути, фетишистское проявление религиозного сознания, которое затем сменяется политеизмом (многобожием), когда за тем или иным явлением видят действия различных богов. Другими словами, на теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремиться к абсолютному познанию доминирующих его воображение явлений и, в конечном счете, объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. В конце теологической стадии осуществляется переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира в жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для «постоянного почитания моральных и политических идей», т.е. вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей20.
Метафизическая стадия – стадия распада прежнего общественного порядка, по мнению О.Конта охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения, суть которого заключается в абстрактно-олицетворенном истолковании сущности вещей и явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Метафизика, пишет Конт, пытается, как и теология, объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов (как это делает теологическое мышление), она их все более и более заменяет сущностями или олицетворенными абстракциями; в метафизической стадии умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать21. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов22. Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции, войны и т.д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новее экономические и политические идеалы и т.д.), все же «метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. В какой-то мере это нормальное состояние общества, которое нуждается в порядке и дисциплине, в нормализации социальной целостности. Для этого обществу необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению Конта, и выкристаллизовывается по мере развития научного (т.е. позитивного) знания. Суть «позитивной» эпохи, которая, по мнению О.Конта, начинается с 1800г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. «В позитивном состоянии, - пишет Конт, - человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело сосредотачивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действенных законов». С социальной точки зрения новое общество характеризуется победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно развитой системе. Вместе с тем подчеркивается, что и в новом обществе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон. Позитивная стадия выступает как высшее мыслительное и социальное состояние. Она основывается на впечатлении, которое производит наука и техника на происходящие в обществе изменения. И значит, позитивная стадия рождается благодаря соединению машинного производства и капиталистической предприимчивости. Ориентация на постоянные технологические новации позволяет производить не только больше, но и быстрее. В результате формируется индустриальная жизнь, которая поощряет как индивидов, так и целые народы к своему развитию24. Каждое из трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, проходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиозно-метафизические представления – фикции, далее наступает эпоха господства позитивизма – позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социальную науку можно представлять как систему – систему социологии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества. Разделение социологии на статику и динамику. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. Социальная статика. Социальная статика представляет собой «разновидность социальной анатомии». Она имеет, по твердому убеждению О.Конта, в качестве своего объекта «постоянное позитивное изучение, одновременно экспериментальное и рациональное, действий и взаимных реакций, которые происходят постоянно между различными частями некой социальной системы, научно вырабатывая, насколько возможно, предварительную абстракцию основного движения, которое всегда модифицируется постепенно». Социальная статика, по О. Конту, представляет собой изучение детерминант социального порядка и консенсуса. Она фиксирует, значит: а)социальный порядок; б)черты равновесного состояния общества и в)организацию гармонических отношений как социальный идеал. В трихотомии «индивид – группа – общество» Конт обосновывает доминирующую роль общества. Накапливаемый в нем опыт человеческого рода, правила и нормы поведения формируют индивида как продукт общественного развития. Он является частью целого и полностью подчинен ему. Основными элементами общества являются «семья-государство-церковь», которые выступают в качестве полноправных субъектов социальных отношений. Социальная динамика оциальная динамика – это такое самоизменение общества, которое не ведет к его разрушению, ликвидации, а, напротив, обеспечивает его общее поступательное развитие. В тех случаях, когда социальные изменения ведут к гибели тех или иных обществ, речь идет уже не о прогрессе и не о динамике, а о катастрофе. Источником социальной динамики, по Конту, являются разнопорядковые силы. И прежде всего это силы духовного (а среди них, прежде всего интеллектуального) порядка. Они задают направление всякому социальному изменению. Общественный прогресс сам по себе, для Конта, выступает как основная движущая сила общества. И говорить о законе, которому подчиняется эта «сила», - значит говорить о внутренней логике прогресса. Можно предположить, что «закон прогресса» коренится уже в основном прицнипе социальной статики – в принципе консенсуса, т. е. целостности общества. Структура и уровни социологического знания. Структура социологического знания - это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с его многообразными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой. Или одна из сфер общественной жизни – экономическая, социальная, духовная, политическая. Это могут быть большие и малые социальные группы, общности людей (классы, нации, молодежные группы, политические партии, производственные коллективы, профсоюзы, творческие организации. Также предметом внимания социологии могут быть отдельные личности: их потребности, ценностные ориентации, интересы. Это могут быть семьи как ячейки общества и как малые группы. Как видим, круг интересов социологии как науки широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания. Это обусловило существование в социологии различных отраслей: социология знания, социология культуры, социология политических процессов, социология семьи, социология труда, социология спорта, социология языка, социология города и т.д. В социологии, также как и в других науках развивается специализация. В каждой отрасли можно выделить уровни социологического знания. Научная картина мира – совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающая реальность, которая изучается данной наукой Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой. Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования. Эмпирическое (фундаментальное) исследование – непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель – приращение новых знаний. Прикладное исследование– оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекта с целью социальной диагностики ситуации, выявления причин определенных процессов и подготовки практических рекомендаций. Основная цель – решение практической проблемы. Методология – учение о принципах, способах, правилах, приемах и операциях. В методологию входят, например, вопросы о том, как строятся гипотезы и происходит их эмпирическое подтверждение, как строить выборочную совокупность, делать логический анализ понятий. Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построений выборки, разработки анкет, сбора и анализа данных. В каждой отрасли социологии можно обнаружить наличие всех семи уровней знания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |