|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРАВиднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма: 1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе; 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение. Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества. Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов. Спенсер выделял два типа общества: 1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле; 2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля. В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм. Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы. Раскрыть подходы к пониманию общества. Определить понятие «общество», назвать основные признаки. Первый аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый – социального института и культуры. Общество является социальной суперсистемой, так как включает в себя названные аспекты во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействий. В широком смысле термин “общество” означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей. В узком смысле под “обществом” можно понимать: а) общество – это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества; б) общество – это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества; в) общество – это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя. Для понимания специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора: 1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую “вторую природу”. Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей; 2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств; 3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации. Таким образом, общество отличается от космически-природных явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и взаимодействие людей с целью создания условий, необходимых для их жизни и развития. Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы – совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство). Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный фактор делит людей на жителей города и села. Социально-демографический – на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический – на род, племя, народность, нацию, этнос. К признакам общества целесообразно отнести: 1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми; 2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология; 3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения; 4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами; 5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения; 6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других; 7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной; 8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги. Причем самообеспеченные страны могут производить не все потребляемые ими товары и услуги. Например, Англия, Норвегия и другие страны в значительной степени зависят от внешней торговли; 9) заключение браков между представителями данного общества; 10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции; 11) собственное название и свою историю. Таким образом общество представляет собой универ-сальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей. Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом. Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |