|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эллинистическая и римская философия античности. Киники, стоики, скептики, эпикурейцыИ неоплатоники. Эллинизм (IVвв до н.э.) – трехсотлетний период распространения культуры античности за пределы Греции. Граждане оказались каждый наедине с собой и индивидуальной судьбой. Обширные слои интеллигенции продолжали осмысливать свое существование – так утверждался космополитизм. Он рассматривал всех людей гражданами единого всемирного гос-ва (космоса), обязанных ему внутренней свободой. Эпикуреизм. Последователи искали путь к счастью, как избавлению от страданий. Началом всего этого и величайшее благо есть благоразумие, от него произошли все остальные добродетели. Оно отвлекало эпикурейцев от занятия политикой, общественными делами и искусством. Человек свободен в выборе желаний. Киники. Стремились к счастью. Оно совпадает с добродетелью, как умением довольствоваться малым и избегать зла, что обеспечивает самодостаточность (автаркию). Ср-во достижения - тяжелый труд и отказ от цивилизационных благ, комфорта («аскеза»). Киники не участвовали в общественных делах, были аполитичны. Они публично демонстрировали свой отказ от общепринятых взглядов. Стоики. Проповедовали идеал мудреца, который беспристрастно любит свою судьбу и честно выполняет свой долг. Они стремились служить не властям, а Логосу, всеобщему закону, мировому уму. Судьба – это непрерывная цепь причин сущего или разум, согласно которому управл. мироздание. Природа – это огонь-творец, кот.определяется путем устремления к созданию. Свобода – это необходимость. Стоицизм оказал сильное влияние на европейскую культуру. Скептицизм. Был основан в Элиде Пирроном. Он показал, что можно жить счастливо, без активного стремления к истине. Можно следовать законам, обычаям, привычкам. Счастье чаще всего достигается не следованием чьим-либо убеждениям, но путем отказа от них. Неоплатонизм – рационально-мистическое направление (III-VIвв н.э.), соединившее идеи Платона, Аристотеля, Пифагореизма с восточными учениями и оказ.мощное теоретическое влияние на доктрину христианской церкви. Известным его представителем был Платон (204-270гг). Он призывал своих приверженцев отвернуться от земного для соединения с небесным. Он первым сделал Бога предметом философии. Философская мысль средневековья. Патристика (Аврелий Августин) и Схоластика (Фома Аквинский). Мистика и аскетизм. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. Средневековая картина мира. Философия средневековья – служанка и помощница религии. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего человека. Средневековье – это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Основная ф-ция философии средневековья – истолкование священного писания, формулировка догматов церкви, док-во бытия Бога. Основания ср.философии – теоцентризм, креационизм, традиционализм. Средневековье обратило философию к внутреннему в человеке миру чувств и глубинных переживаний. Исключительную роль в формировании и укреплении монотеистической религии сыграл «мистицизм» - это богословский вариант интуиции, внечувственного постижения истины. Апофатическая теология или «отрицание» - путь богословия не говорит, чем явл-ся Бог, но говорит чем он не явл-ся. В противопоставление апофатической теологии идет катафатическая – она рекомендует относиться к небесному как совершенству. Религия держится на 2-хтипах верующих: мистики-созерцатели и добротворители.Все истины делились на 2 типа: разумные и сверхразумные. Патристика (2-7 вв) – учение отцов церкви. Аврелий Августин (354-430 гг) – выдающийся отец церкви, сформулировавший основную проблематику христианской философии и в полемике с греко-римской античностью создавший синтез иудаизма, стоицизма, неоплатонизма и евангельского учения апостолов. Это воззрение получило название Патристики. В философии Августин стал покровителем 2-х важнейших проблем: внутреннего мира личности и исторического развития человечества. Человек у него состоит из души и тела, но после грехопадения Адама, душа вместо того, чтобы свободно управлять телом стала его рабыней. К истине ведет двоякий путь: веры (выработк стратегий понимания) и разума (подведение итогов и понимание). По его учению, Бог первичен, сотворил мир, сохранил его и поныне. Душа человека подобна Богу. Основой души явл-ся воля. Зло как самост.реальность не сущ-ет, зло – недостаток добра. Оптимизм. Доведением до ума истин церкви не только верующими, но и колеблющимся в западном христианстве стала схоластика. С XI в богословие вышло за ограды монастырей и стало изучаться в университетах. В них изучались вопросы, разрабатывались логика док-в проблем, как новых, так и сформулированных патристикой. Разум схоластов не переиначивал христианские доктрины, а был технологией защиты и углубленного понимания веры средствами, преимущественно катафатической теологии. Фома Аквинский (1225-1274) в его трудах вера перестала быть несовместной с рациональным знанием. Фома принял философию Аристотеля. Философия-служанка богословия, так же как и разум-веры. 5 доказательств бытия Божьего:
Осн.положение томизма гласит: не может быть противоречия между истинами веры и истинами разума, т.к. последние вместе с чувственным опытным знанием, всегда соединены с сомнением и относительностью. Завершается система томизма учением об обществе, где цель гос-ва отождествляется с содействием общему благу, сохранением мира, поддержанием справедливости. Номинализм и реализм – вопрос об универсалиях. Череда отрицаний сложившихся догматических воззрений на закате Средневековья и заре эпохи Возрождения привела к разделению философских подходов к пониманию мира на реализм и номинализм. Реалисты – для них общее, выраженное в понятиях, действительно сущ-ет в реальности. Общее сущ-ет не только в словах, а реально только еденичное. Общее сущ-ет реально в мире. Номинаисты – утверждали, что в крайнем варианте сущ-е только единичных вещей, объявляя понятия лишь законами или «звучанием голоса». Общее сущ-ет не только в словах, а в реальности только еденичное. Распространение последнего воззрения привело к индивидуализму в зап.цивилизации, как и разделение науки на теоретическую (реализм) и эмпирически-экспериментальную (номинализм) составляющие.
Философии Возрождения. Рождение современного естествознания и критика религиозной картины мира. Николай Кузанский и трактат «Об ученом незнании». Натурфилософия Джордано Бруно. Социальная философия Николы Макиавелли и «Утопия» Томаса Мора. Философия ЭВ – это антропоцентризм и гуманизм. Пантеизм(«панте»-все; «теос» - Бог). Эта философия отличается титанизмом и ироическим интузиазмом. Николай Кузанский (1401-1464) – соединил собой неоплатонизм, поздний средневековый номинализм и ренессансный разум в стройное учение взаимосвязи всего сущего, свертывания мира в Боге и развертывания Бога в мир, пронизанное мыслью совпадения противоположностей и бесконечности. Самое изв.произведение – «Трактат об ученом незнании». Взяты в единстве Бог и природа интерпретируются Кузанским в терминах абсолютного максимума и минимуима. В философии Кузанского знание противостоит не вере, но апофатическому незнанию, само осознание конкретных пределов, кот.стимулирует усилия разума. Человек для него и зеркало Вселенной и одновременно уникальная природа. Природа- часть Бога. Дж.Бруно (1548-1600). Бог- часть природы. Вселенная у него не имеет центра. Она состоит из монад, в которых отличие от атомов заключено движение. Николло Макиавелии (1469-1527). Строил свою соц.философию, искл.на гос.интересе, что и позволило ему из чувства целесообразности обосновывать сразу 2 гос-ых проекта: республиканский и монархический. Для Макиавелли, правитель гос-ва уже не подобие Бога, а льва и лисы. Всегда лучше, чтобы тебя не столько любили, сколько боялись, по возможности, без ненависти и ожесточения. Тогда можно стать угодным народу расчетливо править, не искушая Фортуну. Напористыми и активными в политике был мыслители-утописты: англичанин Томас Мор (1475-1535гг) и итальянец Томмазо Кампаннела (1568-1639). Они продуманно и взвешенно рассказывали современникам об идеальных обществах будущего, построенных на рациональных началах. Свои взгляды Мор изложил в «Золотой книжечке о наилучшем устройстве гос-ва и о новом острове Утопия» - место сущ-ния идеального общества материально обеспечивающего равенство своих граждан и максимально удовлетворяющего их дух.потребности. Компанелла – «Город Солнца» - осуждались богатство и бедность, господство частного интереса и эгоизм, упраздняются семья и рабство.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |