|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия Нового времени (XVII в.). Формирование механико-материалистической картины мира и идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализмНовое время (XVIIв) переориентировало знание на практическую отдачу познания. На 1-й план выходит проблема метода. Метод индукции – от частного к общему; метод дедукции – от общего к частному. Считается, что в новое время родилась наука: эмпирическая, теоретическая. У истоков методологии Нового Времени стоит английский вельможа Ф. Бэкон (1561-1626) и фр. Рене Декарт (1596-1650). Главное произведение Бэкона – «Новый Органон природы», где он предложил свой проект «Великого восстановления наук», и неокнченная соц-научн-технологическая утопия «Новая Атлантида». Оба эти произведения говорили о новом: первое противопоставляет правилам античности новый инструмент (органон) методологических принципов новоевропейского научного мышления, второй – живописует научно-технические достижения будущего. Бэкон требует от исследователя отказа от сложившихся в практике «паразитов сознания»: идолы пещеры, рода, рынка, театр. Освобождение от призраков сознания – освобождение от предрассудков. Необходимо составить 3 таблицы объективации: Присутствия(позитив.инстанций), отсутствия (негативн.интанций), сравнения факторов (табл.степеней сравнения). «Цель назначенияэтих 3-х таблиц – произвести в уме все сложные случаи, явления, после чего следует обратиться к собств.индукции. За индукцией следует интерпретация, подтвержденная экспериментом. Гл.фил.произведение Р.Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Декарт дополнил методологию Бэкона 4-мя принципами: 1.требует включения в суждение только то, что предст-ся уму ясно и отчетливо; 2.делить встреч-ся трудности на столько частей сколько требуется для их размышления; 3.развитвать мысли в опред.порядке, восходя, как по ступеням, от простого к сложному; 4.отличать полученные рез-ты во всеохватывающих перечнях, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Важнее разум, а не чувства. Эмпиризм (Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм) – альтернативное рационализму философское направление, уделяющее особое внимание опыту и работе органов чувств. 2вида эмпиризма: радикальный (абсолютизирует чувственное познание), и умеренный(отводит ему главную роль). Дж. Локк(1632-1704) для него мир реально сущ-ет и человек способен адекватно познавать его. В своем произведении «опыт о человеческом разуме» Локк делит на внешний опыт (нач-ся ощущениями о внешнем мире, кот. заполняют нас) и внутренний (для него - рефлексия, постигаемая через самонаблюдение и построение сложных идей). Дж.Беркли (1648-1753). Для него бытие вещей состоит в том, что они творятся и поддерживаются Богом, и одновременно, чувственно воспринимаются человеком («сущ-ть – значит быть воспринимаемым) «Трактат о принципах человеческого знания». В своих работах Беркли прошел путь от субъективного к объективному идеализму и даже рационализму. Радикальный эмпиризм Д.Юма (1711-1776) превратился в атеизм. Гл.его сочинения: «Трактат о чел-ке и природе», «Опыт». Его агностическая позиция выросла из утверждения, что ум «не в состоянии какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами. Повсюду, заключает, Юм, переплетены и смешаны добро и зло, мудрость и глупость, счастье и несчастье. Рационалистическая метафизика (Б.Спиноза, Г.Ф.Лейбниц) В философии Спинозы, единая субстанция – Бог и природа появляются в вещах и целях, познаваемых душой человека. У Лейбница, философию плюралистична. Для него мир состоит из множ-ва отдельных субстанций – «монад» и сверхприродного всезнающего монадоподобного Бога, который задает меру, гармонию и совершенство. Связанные с идеей бесконечности и единством Универсума монады – первоэлементы бытия, объединяют в себе материальное и духовное. Иерархия мира монад: 1.бессознательные монады (минералы, растения) 2.обладающие чувством (души животных) 3.одаренные разумом (люди и индивидуальные души) 4.монады, которые превышают людей по степени совершенства, приближающиеся к Богу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |