АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ
Полный контакт человека со своими чувствами представляет- ся как осознавание им всего спектра телесных ощущений, связан- ных с эмоциями. Это является наиболее важным моментом данной техники. Как пишет Е.Д. Хомская (1987), «чем больше эмоция осоз- нается, тем больше возможности ею управлять». Поэтому навык самонаблюдения, отслеживания телесных ощущений является ин- струментом управления не только вниманием, но и эмоциями. С одной стороны, это умение человека быть полностью захваченным своим непосредственным чувственным опытом, пребывать в состо- янии «здесь и сейчас». Для этого ему необходимо научиться пре- одолевать мешающий «интеллектуальный шум» или приостанав- ливать процесс внутренней речи и тем самым устранять препятству- ющий самонаблюдению излишний интеллектуальный контроль: «Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать тело» (Лоуэн А., 2000). С другой стороны, это навык отслеживания эмоций, с помощью которого можно добиться диссоциации осозна- ния - отделить осознавание собственного «Я» (самоосознавание) от осознавания эмоции и тем самым погасить ее. Психофизиологический «рецепт» сенсорного осознавания - направленность внима- ния в основном на правополушарную активность, в то время как левополушарная активность связывается с какой-либо монотонной, отчасти автоматической деятельностью. Можно сказать, что навык самонаблюдения представляет со- бой основу самоконтроля во всех сферах психики и телесности, доступных для саморегуляции. Особенно важно учесть, что теле- сное осознавание преследует две цели: помимо вышеописанного контроля эмоций, это еще и навык контроля состояния сознания. Навык постоянного самоосознавания (уместно привести выраже- ние Г.И. Гурджиева «помнить себя» как принцип личностного ро- ста, упомянутый ранее при описании метода Александера), наблю- дения за протеканием собственных психических процессов как бы «на периферии» сознания (in the back of the mind). Именно этот навык и дает возможность в определенной мере управлять созна- нием. В частности, в случае наплыва навязчивых негативных мыс- лей, «захлестывающих» поток сознания, останавливать его с по- мощью переключения внимания, направляя его на телесные ощу- щения. Как известно, дискомфортные психоэмоциональные состояния во многом создаются и «подпитываются» продуктом Супер-Эго - негативными мыслями (самообвинительными, самокритичными, тревожными, пессимистичными), которые нарушают самооценку человека или угрожают другим значимым для него ценностям. Сен- сорное осознавание, которое дает человеку возможность управлять потоком собственного сознания, позволяет ему за счет переключе- ния внимания разорвать порочный круг дезадаптивных мыслей (ир- рациональных убеждений, по А. Эллису) и тем самым устранить важнейшую причину эмоциональных расстройств.
В целом метод сенсорного осознавания также направлен на подавление излишней рационализации, на возврат к естественнос- ти и непосредственности, к открытости чувств. В сравнении же с другими телесно-ориентированными методами психокоррекции из числа вышеописанных техники Э. Гиндлер и Ш. Селвер - Ч. Брук- са представляются наиболее «правополушарными» и метафоричес- к и м и и, пожалуй, наиболее близкими к гештальт-терапии (В. А. Таш- лыков) и медитативным практикам (как упоминалось, это, по сути, не что иное, как медитация на телесных ощущениях). Отсюда физиологически основной эффект достигается за счет временного
снижения левополушарной активности - выключения логического осмысления реальности, «опустошения ума» - и наполнения его не- вербальным содержанием, кинестетическими образами (правополу- шарная активация). В настоящее время психотехники сенсорного осознавания при- меняются преимущественно не изолированно, а как составная часть комплексных телесно-ориентированных методов психокоррекции. При этом, как показывает практика, навык сенсорного осознавания особенно важен для борьбы с телесными проявлениями психосома- тических заболеваний. Важен потому, что в их основе лежит теле- сная ипохондрия - чрезмерные опасения за свое здоровье и припи- сывание себе несуществующих болезней, которые находят отраже- ние в дискомфортных телесных ощущениях. Это своего рода соматизация тревоги, которая приводит к специфическому рас- стройству восприятия - к снижению порогов соматосенсорной (ки- нестетической и висцеральной) чувствительности. Подобное повы- шение чувствительности (гиперестезия) приводит к усилению и не- адекватной интерпретации естественных, нормальных телесных ощущений, которые начинают расцениваться как проявления бо- лезни (Barsky A.J. e.a., 1988). Во многом поэтому психосоматичес- кие расстройства представляют собой яркое проявление закономер- ности, известное для хронических соматических заболеваний - они приобретают неадекватно завышенную личностную ценность (Ни- колаева В.В., 1987). Для понимания психофизиологических механизмов эффек- тивности метода сенсорного осознавания необходимо учитывать такую особенность кинестетических ощущений, как относитель- ная легкость их перехода из области бессознательного в сферу осознавания и наоборот. Показано, что телесные ощущения могут переходить от неосознанных вначале к осознаваемым, но малодиф- ференцированным - «темное мышечное чувство», «смутные», или частично осознаваемые ощущения (по И.М. Сеченову), - а затем к более тонко различаемым, более отчетливым и осознанным ощу- щениям. Таким образом, ранее неосознаваемые, «глубоко спрятан- ные» проприоцептивные и кинестетические сигналы «как бы вры- ваются в сферу сознания», при этом на сознательном уровне они приобретают сигнальное значение (Завалова Н.Д. и др., 1986)- Именно на языке телесных ощущений наиболее естественным об- разом возможно создать диалог сознания и подсознания, обеспе- чить сознательный доступ к интуитивным подсознательным ре- сурсам. Это используется в ряде телесно-ориентированных мето- дик психокоррекции, начальным звеном которых является сенсор- но-кинестетическое осознавание (см. далее методы фокусировки по Ю. Джендлину, по И. Шалифу, технику «Кинестетический со- ветчик» в НЛП, техники «Телесный интуитивный самоанализ» и «Чаша весов» в методе Ретри).
При этом важна последовательность, своего рода алгоритм тре- нировки сенсорного осознавания, построенный на постепенном пе- реходе наблюдения:
◊ от «внешних» ощущений, вызванных воздействием окружаю-
щей среды - к «внутренним», связанным с собственными про- цессами организма;
от интенсивных ощущений - к слабым, ранее игнорируемым;
от постоянных, «застывших» - к волнообразно изменяющим-
ся, «плавающим»;
◊ от обыденных, малоинформативных, сугубо «физиологичес-
ких» телесных ощущений - к «осмысленным» сигналам тела. Ведь именно подобные ощущения, эмоционально-насыщен- ные, являющиеся носителями подсознательной информации, на сознательном уровне нередко вытесняются. С физиологической точки зрения (особенно на материале пси- хосоматических расстройств) в качестве средства фокусирования внимания большое значение имеет осознавание непрерывной измен- чивости, флюктуации телесных ощущений, связанной с тонкими процессами настройки организма. Помимо естественных цикличес- ких колебаний порога чувствительности рецепторов, здесь прояв- ляются также своего рода «волны саморегуляции», отражающие биоритмы внутренней связности организма, цикличное изменение степени взаимосогласованности (корреляции активности) различ- ных функциональных систем (Лукьянов А.Н., Фролов М.В., 1969), чередование их синхронизации (в состоянии напряжения) и десин- хронизации (состояние релаксации). Наблюдение за ритмичной пульсацией телесных ощущений, вкупе с пространственным распре- делением внимания (по приципу сенсорной гиперстимуляции) по- могает «раскачивать» связанные с дискомфортными ощущениями очаги застойного возбуждения (доминанты), становясь важным инструментом терапии психосаматических расстройств.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Поиск по сайту:
|