АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ И ДРУГИХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ
По сути, сенсорное осознавание близко к представлениям со- здателя гештальт-терапии Ф. Перлза, по мнению которого, челове- ку необходимо научиться тому, чтобы находиться в контакте со сво- ими чувствами, со своим подлинным «Я». Это возможно за счет формирования навыка осознавания - сокращения «промежуточ- ной зоны» осознания, которая в обыденном состоянии блокирует восприятие реальности, замещая ее фантазиями и иллюзиями. В гештальт-терапии, по мнению К. Нараньо (1995), концентрация на настоящем представляется как своего рода идеал психического со- стояния, осуществимый в повседневной жизни. Рецепт же его до- стижения - прекращение любых занятий, кроме ощущения. Иными словами; не что иное, как все то же сенсорное осознавание, которое приводит к осознаванию человеком иллюзорности собственных сте- реотипов и автоматических привычек восприятия. При этом необ- ходимо добиться перераспределения приоритетов сознания, или в «классической» формулировке - поставить «здесь и сейчас» на мес- то «там и тогда» (Schein E., Bennis W., 1967).
Аналогичным образом, по представлению К. Роджерса, харак- теристикой «правильно функционирующей» личности является осознавание текущего сенсорного опыта без искажений и изъятий. КАK подчеркивает А.Н. Моховиков (1999), «осознавание того, что происходит с телом, способствует жизни в настоящем и интеграции частей личности». Так же близок к сенсорному осознаванию про- цессуальный подход А. Минделла (2000), акцентирующий внима- ние на непрерывности осознавания - в терапевтическом процессе важно все, что происходит в данный момент.
Предпосылки же подобной «технологии» восприятия или на- выка распределенного, объемного внимания можно найти уже на заре научной психотерапии, в классическом психоанализе. Соб- ственно говоря, рецепт сенсорного осознавания был описан еще 3. Фрейдом как рабочий инструмент психоаналитика при выслу- шивании пациента. Фрейд рекомендовал «...не направлять свое вни- мание ни на что в отдельности и сохранять постоянное «равномер- ное распределение внимания»... что бы вы ни услышали». Или, в образной формулировке, «настроиться на пациента, как телефон- ная трубка настроена на передающий микрофон», включая собствен- ные телесные ощущения аналитика (цит. по С. Гиллигену, 1997).
В медитативных техниках подобный навык восприятия опи- сывается как «практика внимательности» (Тарт Ч., 1996). Соб- ственно говоря, сенсорное осознавание можно рассматривать как современный, утилитарно-технологический подход к медитации, в котором основное внимание уделяется наблюдению телесных ощущений. Сама по себе подобная медитативная практика извест- на во множестве различных вариантов, среди которых можно вы- делить, во-первых, наблюдение за спонтанно возникающими ощущениями (например, «випассана»). Во-вторых, воспроизведе- ние заранее заданных ощущений в строго определенных частях тела. По аналогии с методом направленного воображения можно назвать это направленным осознаванием. В качестве примеров по- добного рода можно привести многочисленные телесно-медитатив- ные техники йоги и ци-гун.
Метод сенсорного осознавания хорошо согласуется с «психо- экологической» моделью невротических расстройств, согласно ко- торой основным требованием внутренней, психологической эколо- гии человека является его возврат к природному естеству. А это, в частности, и есть возврат к детской непосредственности восприя- тия. Возврат к непосредственному осознаванию внешнего сенсор- ного опыта и собственного тела, без искажений и изъятий, каким оно изначально было в детстве. Возврат к естественному осознава-
нию, которое было утрачено впоследствии в процессе обучения ре- бенка социально приемлемым, культурно обусловленным стерео- типам поведения и выражения эмоций. Возврат, помогающий отде- лить «свое» (естественное, непосредственное) восприятие от «чу- жого», навязанного стереотипами воспитания.
В этом сенсорное осознавание также близко к методу Янова, главная цель которого, как упоминалось ранее, - помочь человеку стать «настоящим», естественным, отбросить психологические за- щиты, мешающие воспринимать реальность такой, как она есть. И способы, которые для этого предлагаются тем и иным методом, сход- ны - в обоих случаях это «возврат в детство», возрастная регрес- сия. Отличия в том, что если в яновской первичной терапии паци- енту предлагается вспомнить детство в прямом смысле, как бы про- жить заново наиболее травматичные моменты раннего детского опыта, то в методе сенсорного осознавания рецепт проще - вернуть «детское» состояние нервной системы, вспомнив связанный с ним способ восприятия.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Поиск по сайту:
|