АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ВВЕДЕНИЕ. 2 Метод чувственного осознавания
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение
2 Метод чувственного осознавания
3 Взаимосвязь чувственного осознавания и других методов психотерапии
4 Психофизиологические аспекты метода чувственного осознавания
5 Техники
6 Тренинг сенситивности
7 Вопросы
ВВЕДЕНИЕ
В телесно-ориентированной психологии и психотерапии боль- шое внимание уделяется техникам работы с телесными ощущения- ми. В методе же чувственного осознавания (sensory awareness) no Ш. Селвер и Ч. Бруксу эти техники занимают ведущее место. Соб- ственно, работы этих авторов опирались на метод Э. Гиндлер (уче- ницей которой являлась Ш. Селвер), названный впоследствии те- рапией, основанной на движении и расслаблении. Основа подобных подходов - самонаблюдение, изучение собственного тела, обнаружение и устранение участков застойного мышечного напряжения и косвенно - связанных с ними психологических стереотипов. Та- ким образом, чувственное осознавание подразумевает в первую оче- редь осознавание кинестетических ощущений.
Если в первоначальной технике Э. Гиндлер много внимания уделяется осознаванию телесных ощущений, возникающих в фик- сированной позе на жесткой опоре (например, лежа на спине) или в позах, связанных с растяжением, то Ч. Брукс основное значение придает «осознанному стоянию» (то есть осознаванию ощущений опоры в положении стоя). Важную роль играет также осознавание ощущений, возникающих при исчезновении опоры (что само по себе является глубокой метафорой). По мысли Ч. Брукса, при использо- вании самонаблюдения мы не стараемся достичь некоторого резуль- тата, а лишь помогаем определенным физиологическим процессам реализоваться. Наблюдая за собственными телесными процессами, мы можем отделиться от них: если вначале мы запускаем их проте- кание, то в дальнейшем просто позволяем этим процессам происхо- дить естественным образом (принцип идеодинамики), при этом до- пуская их в сферу осознавания.
Полнота осознавания собственного тела достигается за счет деавтоматизации восприятия - привлечения внимания к обычно игнорируемым ощущениям, а также отключения его интеллектуа- лизации, приостановки вербализации сенсорного опыта. Тем самым человек обучается ощущать свое тело «с детской непосредствен- ностью» (Д. Андерсон, 1996), возвращает себе природную, естест- венную полноту переживаний, свойственную маленькому ребенку (Ч. Брукс, 1997). Это еще один пример физиологической возраст- ной регрессии, оживления детской телесной памяти. Взрослый че- ловек в подобном состоянии не только как бы по-новому ощущает собственное тело - как ребенок, который только приступает к изу- чению своей телесной оболочки. Он еще и начинает осваивать ее за- ново, в чем-то так же, как и ребенок, который учится владеть своим телом. Повторное открытие человеком собственного тела приводит и к открытию им новых сторон своего физического «Я», а заодно и своего существования в целом, переосмысления своего места и пред- назначения в жизни. Тем самым сенсорное осознавание можно упо- добить мосту между внутренним миром и миром внешним, позволя- ющим переходить из виртуального времени и пространства в состо- яние «здесь-и-сейчас», утвердиться в контакте с реальностью.
Необходимо подчеркнуть, что сенсорное осознавание - это именно «свободнотекущее» самонаблюдение, основанное на непро- извольном внимании и требующее особого функционального состо- яния человека. Состояние сенсорного осознавания - по сути, изме- ненное состояние сознания, при погружении в которое становятся осознанными психические процессы, обычно игнорируемые или вытесняемые, правополушарные. Четкое разделение между непро- извольным самонаблюдением (сенсорным осознаванием) и самонаб- людением произвольным (самоанализом) провел еще Ф. Перлз (1993): «Сознавание - это спонтанное чувствование того, что в вас возникает - что вы делаете, чувствуете, планируете. Интроспекция же, наоборот - произвольное обращение внимания на эти деятель- ности, включающее оценку, исправление, управление, вмешатель- ство; часто как раз само это «обращение внимания» изменяет дей- ствия или не дает им достичь сознавания».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Поиск по сайту:
|