|
|||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическая работа по теме « Философия природыВопросы для обсуждения 1. Природа как объект философского и научного анализа. Эволюция представлений о природе в культуре Востока и Запада. 2. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Работа с текстами Вернадского и Шардена 3. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего.
Ключевые понятия по теме Витальный, императив экологический, космогония, ноосфера, пантеизм, природа, экологизм, экоцид, сверхжизнь
Методические пояснения к теме При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций: в широком, узком и специальном смысле. Так, в широком понимании, природа – все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. В таком смысле данный термин употреблялся вплоть до XIX века. Другой, более узкий контекст, свел представление о природе лишь к той части объективной реальности, которая в 1802 году французским ученым Ламарком была названа биосферой. Природа здесь стала отождествляться с окружающей средой, т.е. лишь с той частью действительности, которая выступает как совокупность условий существования человека. Необходимо также указать, что в разных социокультурных контекстах сложились совершенно иные подходы к пониманию природы, установившие различные принципы взаимодействия с ней. Так, на Западе и на Востоке возникли совершенно разные интерпретационные модели, предписывающие определенную логику отношений общества, человека и природы. Если в пространстве Западной цивилизации сложилось утилитарно-потребительское отношение к природе, рассматривающее ее исключительно как источник материальных благ, то в цивилизациях Востока, напротив, природа мыслится как великая целостность и естественность, в ход развития которой человек не имеет права вмешиваться. При ответе на второй вопрос необходимо обратить внимание на то, что природный фактор является одним из фундаментальных в развитии человеческого общества. В истории философской мысли не раз озвучивалась мысль о том, что климат, природные богатства, географическое местоположение страны играют существенную роль в исторической судьбе страны. Здесь могут быть названы представители географического детерминизма (Монтескье, Мечников, Бокль), приверженцы геополитической доктрины (Ф. Ратцель, Р. Челлен) и другие мыслители. Наиболее явственно влияние природы на жизнь общества прослеживается в сфере производства, т.к. природные условия накладывают определенные ограничения на производственный процесс (в умеренном климате практически невозможно выращивать тропические растения, а в тундре – осуществлять пашенное земледелие). Более суровые природно-климатические условия предполагают более высокую стоимость произведенной в этой ситуации продукции. Например, себестоимость равноценных изделий, произведенных в России, будет в 1,5–2 раза выше, чем во Франции или Нидерландах. Так как ровно настолько больше в условиях российского климата и географии необходимо затратить средств на энергоресурсы, коммуникации, транспорт и т.д. Еще разительней контраст в сельском хозяйстве: если в Голландии собирают два урожая овощей в год, во Франции, Англии и Нидерландах пастбищные животные пасутся на полях круглый год, то для выращивания растений в открытом грунте Россия имеет в среднем 90 дней в году. Необходимо отметить, что Беларусь находится, с этой точки зрения, в «зоне рискованного земледелия». Не случайно устоявшимся для белорусов являются выражения «битва за урожай», «летняя страда», что вполне адекватно отражает природно-климатические реалии нашего сельскохозяйственного производства. Не менее значимым условием общественного развития является демографический фактор. Современными демографами зафиксирован факт снижения рождаемости в промышленно развитых странах при интенсивном увеличении роста населения в остальных регионах Земли. Подобная демографическая ситуация создает существенные неровности и сложности социального развития, порождает ряд труднейших проблем. Благодаря преобразовательной деятельности человека, стало возможным значительное изменение природной среды и получаемых из нее ресурсов. Человек уже не просто берет у природы готовые материалы, но создает на их основе искусственные, тем самым расширяя возможности удовлетворения собственных потребностей. Сегодня 1/3 суши стала зоной искусственных ландшафтов: города, сады, парки, поля, транспортные коммуникации. На этом основании уже в 40-х–50-х годах двадцатого века в работах зарубежных социологов и философов появилось понятие техносферы, понимаемое как область действительности, для которой характерно применение техники. Техносфера стала искусственной средой обитания человека, что означало переход общества к неведомой прежде форме эволюции. Не менее значимым в этих условиях становится обращение к понятию ноосферы – сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. По существу, ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, связанное с появлением человека и его сознательной деятельностью. Автор учения о ноосфере В.И. Вернадский полагает, что формирование сферы человеческого разума как решающего фактора эволюции накладывает на человека определенную ответственность за его отношение к природе. При ответе на третий вопрос необходимо обратить внимание на то, что признание ценности искусственной, рукотворной среды как более высокой, нежели ценности среды естественной, стало источником многих противоречий современности, в частности, экологической проблемы. При этом особенно стоит отметить, что истоки причинных факторов, вызвавших данную проблему современности, находятся именно в пространстве Западной цивилизации, породившей индустриальный тип природопользования, основанный на бездумном и безграничном вмешательстве в естественную логику природного развития. Основанием такого отношения к природе является культ потребления как нормы жизни и приоритетность экономических ценностей. Не случайно уже в начале ХХ века многие мыслители подвергли критике подобные принципы мироотношения: возникший на основе такого взаимодействия с природой глобальный экологический кризис создает угрозу для существования человечества. Причем, современная наука показала, что подобная критика носит отнюдь не морализаторский характер, а продиктована самой насущной необходимостью. Так, открытый в ХХ веке антропный принцип показал фундаментальную, глубинную связь человека и природы, согласно которому существует устойчивая жизненно важная взаимосвязь человека и окружающего мира, Космоса. Даже незначительное нарушение природных констант может повлечь за собой самые серьезные последствия, прежде всего, для самого человека. Здесь особо стоит подчеркнуть, что потребительский принцип мирооотношения губителен не только для окружающей природы, но и для природы самого человека. Наглядным примером чего может служить обострившаяся к концу ХХ века демографическая проблема. Примеры многоуровневых творческих заданий Задание 1. Распределите в соответствии с представленными в таблице типами культур основные способы и формы отношения к природе:
– преобразовательная активность в отношении к природе; – потребительство; – «справедливое подчинение природе» (В. Соловьев); – идея одушевленности природы; – идея механизма в понимании процессов; – онтологическое равенство человека и природы; – принцип недеяния. (2 балла) Предложите свои способы и формы отношения к природе(по 1 баллу за каждый)
Задание 2. Соотнесите авторство и принадлежащие этим авторам идеи и концепции, приведенные в правой колонке:
(8 балла)
Задание 3. Поразмышляйте над высказываниями мыслителей и изложите свое отношение к указанным проблемам: «Всякое общение с природой как-то освящает человека, даже если оно выражается в такой грубой форме, как охота» (Н.К. Рерих); «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет… Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». (А. Швейцер); «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и привносит природа… Природу побеждают только повинуясь ее законам». (Ф. Бэкон); «…Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы». (К. Маркс). (5 балла)
Тематика рефератов 1. Человек как космопланетарный феномен. 2. Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях роста техносферы. 3. Демографическая ситуация в современном мире. 4. Потребительский подход к природным ресурсам как источник экологических проблем современности. 5. Учение И.В. Вернадского о ноосфере. 6. Системный анализ динамических процессов биосферы. 7. Чернобыльская катастрофа: последствия и пути выхода. 8. Необратимые изменения природной среды и их воздействие на человека. 9. Структура экологического сознания (массовое, групповое, индивидуальное). 10. Идея гармонии человека и природы в философии русского космизма.
Темы для эссе 1. «Вирус потребительства» и экологический императив современности. 2. Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях резкого расширения искусственной среды. 3. Реализуема ли идея коэволюции природы и общества в ближайшей исторической перспективе?
Рекомендуемая литература 1. Ахутин, А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А.В. Ахутин. – М., 1988. 2. Брудный, А.А. Природа и культура: великие противостояния / А.А. Брудный // Общественные науки современности. – 1996. – № 4. 3. Васильева, П. Пути достижения ноосферной цивилизации / П. Васильева // Общественные науки и современность. – 1996. – № 11. 4. Вальковская, В.В. Ценность природы / В.В. Вальковская // Философия и общество. – 1998. – № 6. 5. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 1989. 6. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М., 1988. 7. Ермолаева, В. Космизм и экологическая этика / В. Ермолаева // Общественные науки и современность. – 1995. – № 4. 8. Кутырев, В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура / В.А. Кутырев // Вопросы философии. – 1996. – № 11. 9. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М., 1990. 10. Новоженов, Ю.И. Утопична ли «русская идея»? (экологическая геополитика) / Ю.И. Новоженов. В.П. Лукьянин // Москва. – 1999. – № 7. 11. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И.Пригожин, И.Стенгерс. – М, 1986. 12. Трубников; Н. От Зверя к Богу / Н. Трубников // Общественные науки и современность. – 1995. – № 5. 13. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000. 14. Чижевский, А.Л. Физические факторы исторического процесса / А.Л. Чижевский. – Калуга: Ассоциация «Калуга-Марс». Гос. Музей истории космонавтики, 1992.. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |