|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6-7 (5 часов)ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ
1. Происхождение литературных родов. 2. Критерии родового деления литературы: 1) по Сократу; 2) по Аристотелю; 3) по Гегелю; 4) по Белинскому; 5) по Веселовскому. 3. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы (самостоятельно составьте таблицу В). 4. Основополагающие черты лиро-эпических произведений.
Основная литература: 1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература: 1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8-9-10 (7 часов)
ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ (на примере композиционного анализа «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина)
1.Теоретические вопросы: 2.Родовые черты эпических произведений. 3.Аспекты композиции: композиция текста и композиция мира художественного произведения. 4.Композиция текста. Компоненты рамочного текста и их функция. 5.Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора. «Точка зрения» как аспектом композиции. 6.Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. Строение цикла. 7.Практическое задание: 8.Композиция текста «Повестей Белкина». Заглавия и эпиграфы цикла. 9.Система субъектов рассказывания и смена «точек зрения» в «Повестях». 10.Фабула и сюжет «Повестей Белкина». 11.Соотношение композиции сюжета, субъектов рассказывания и «точек зрения»
Рекомендации по подготовке к занятию:
А) Прочитайте материал учебника и энциклопедии и подготовьте ответы по теоретическим вопросам занятия. Б) Проанализируйте композицию текста всего пушкинского цикла в целом и каждой повести. Выделите рамочные компоненты и основной текст. В) Проанализируйте систему субъектов рассказывания и попытайтесь составить схемы для каждой повести и для всего цикла; предложите свои выводы о необходимости такой сложной системы*. Проанализируйте композицию повестей «Выстрел» и «Станционный смотритель» как смену «точек зрения». С какой целью Пушкин мог использовать этот прием? Проанализируйте речевую структуру повести «Метель»; можно ли говорить о смене «точек зрения» как композиционном приеме в этой повести? Постройте вероятностную цепочку «авторов» рассказанных историй. Как соотносится характер истории с тем, кто ее рассказывает Белкину и с тоном повествования. Г) Постройте схему фабулы и сюжета каждой повести*. Проанализируйте особенности построения сюжета и использованные Пушкиным композиционные приемы. Постройте схему развития (последовательности этапов) центральных конфликтов повестей. Сделайте обобщающие выводы о соотношении таких аспектов композиции как композиция сюжета, композиция субъектов рассказывания, композиция точек зрения*. Д) Проанализируйте семантику заглавий повестей цикла и эпиграфы. Можно ли увидеть системную связь заглавий? Эпиграфов? Е) Сделайте выводы о связи всех планов и аспектов композиции, о художественной цели такой сложной структуры и связи плана выражения и плана содержания каждой повести и цикла как художественного единства*.
Основная литература: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература: 1.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика» (с.134-160); 2. Берковский Н.Я.О «повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. Л., 1985. 3. Макогоненко Г.П.Проза Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. 4.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л.,1987. 5. Шмид Вольф Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина».СПб, 1996. 6. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина».М., 1989. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |