|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. ДекартаЧерты философии Нового времени. Философия Нового времени —XVII—XVIII вв. Черты Нового времени: 1. Приоритет гносеологии и методологии, вопросов познания (а не вопросов бытия, онтологии). 2. Рационализм – приоритет разума над всем миром: «Знание – сила» (Фр. Бэкон). 3. Ориентация не на религию или искусство, а на науку, которая должна, по Бэкону: · служить увеличению власти человека над природой; · быть средством познания причинных связей природных явлений; · вторгаться в естественный ход развития природы с помощью эксперимента. 4. Механицизм – принцип познания, сводящий все явления окружающего мира к различным формам механического движения, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме частей (это принцип редукционизма). Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Эмпиризм (эмпирия – опыт): Во главу познания ставится опыт, что-то непосредственное. Основатель эмпиризма Фрэнсис Бэкон критикует средневековую схоластическую традицию с ее «методом паука» (когда разум сам из себя плетет паутину знаний, не основываясь на чувственном опыте). Истинному опытному знанию мешают «идолы» (призраки) науки: всякие суеверия, идеи, ценности, традиции, основанные на религии, философии, индивидуальных особенностях и пр. Он разработал метод индукции – умозаключение, исходящее из анализа большого числа частных случаев для достижения общего утверждения (умозаключение от частного к общему). Разновидность эмпиризма – сенсуализм (Локк, Беркли, Юм). Не существует врожденных идей, предшествующих опыту. Ум в момент рождения пуст, всю жизнь он будет отражать только то, что дано ему снаружи, он подобен tabula rasa (чистой доске), на которой обстоятельства и воспитание пишут свои письмена (Локк). Разум комбинирует простые идеи, основанные на чувственных впечатлениях изнутри себя и снаружи (чувство соленого, сладкого, холодного, боли, радости), а в результате создает более сложные вторичные идеи. По Дж. Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым. Рационализм – направление, полагающее разум в качестве основополагающего и абсолютного начала науки, способного обобщать, направлять и контролировать познавательный процесс. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Рационализм абсолютизировал разум. Опыт – источник заблуждения. Декарт разработал метод дедукции, согласно которому все познание должно постигаться путем логических выводов, исходя из определенных, интуитивных и универсальных истин (ясных и четких идей), которые принимаются как основополагающие аксиомы. Познание строится по принципу: 1) Познанию предшествует методическое сомнение, свободный от догм и стереотипов интеллектуальный поиск. 2) Сомнению подвергаются все убеждения, все то, что не доказано. 3) В результате получается положительный остаток, мысль, в которой невозможно усомниться, что-то очень простое и ясное, не требующее доказательств (похожее на аксиому). 4) Из аксиомы потом развертывается весь последующий процесс рассуждения и доказательства. Декарт абсолютизировал роль разума, его изначальную достоверность, что выразилось в формуле: Cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, существую». Вывод: недостаток эмпиризма: всякий опыт теоретически нагружен, он всегда направляется гипотезой (нет чистого, объективного опыта). Недостаток рационализма: нет экспериментального подтверждения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |