|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализмУчение о субстанции. Понятие субстанции помогало ответить на вопрос, что лежит в основе мира. Субстанция – некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. В зависимости от того, сколько субстанций было положено в основу бытия, выделялись учения. 1. Монизм Спинозы (есть только одна универсальная субстанция): субстанция – то, что существует само по себе и представляется само по себе (Causa sui – причинность самого себя.). В основе мира лежит одна субстанция – пантеистический Бог, неотделимый от природы и полностью лишенный качеств личности. Единая субстанция в качестве своих атрибутов (неотъемлемых свойств) имеет протяженность и мышление, а потому природа наделяется мышлением, из чего вытекает принцип познаваемости мира. Итак, спинозовский Бог объемлет собой все вещи и явления, которые являются его модусами. Изучая следствия (модусы) можно постичь первопричину всего сущего (бога). 2. Дуализм Декарта. Мир разделяется на две несвязанных субстанции: духовную (мышление) и материальную (протяженность). Духовная субстанция (душа)неделима, вечна, тождественна мышлению, ее идеи являются врожденными (например, идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр.). Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны все материальные вещи. Материальная субстанция определяется принципами механицизма. 3. Плюрализм Лейбница: учение о множественности субстанций-монад. Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Монад очень много, они просты, лишены частей, находятся в непрерывном изменении и движении (похоже на атомизм Демокрита). Единство и согласованность монад есть результат богом «предустановленной гармонии». Мир – лучший из возможных миров. 4. С оциальная философия Нового времени (Гоббс, Локк) – попытка внерелигиозного объяснения существования государства, механизмов функционирования общества. Т. Гоббс (англ. философ, создатель концепции «общественного договора»): 1) положение «война всех против всех» – естественное состояние людей, так как им свойственен эгоизм. 2) в обществе, где нет государственной организации, царят произвол и бесправие. 3) государство возникает в результате общественного договора между людьми путем передачи власти единственному человеку или группе лиц. Государство ограничивает естественное состояние людей (вражду) гражданским правом. Дж. Локк – англ. философ, создатель концепцииразделения власти на три ветви (исполнительную, судебную, законодательную, которые сдерживают друг друга, не дают возможность подавить интересы общества). Создатель теории прав человека: человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции (например, первую конституцию Северной Каролины). Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |