|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Осн термины закадровый текст, синхрон, лайф, стендап, хронометраж, исходник, верстка
Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом. Видеоряд – это смонтированные воедино планы видеоизображения, выбранные из исходного, отснятого оператором материала. Интершум – это звук, записанный фоном на пленку. Сопровождает текст автора репортажа. К примеру, если съемка в выставочном павильоне, фоном должны звучать голоса людей, обсуждающих экспонаты выставки, если строительная площадка – шум работающих механизмов и т. п. Синхрон – сочетание изобразительного материала на кинопленке (не пу-тать с видеокассетой) с артикуляцией губ человека, снятого крупно. Обе ленты в специальном оборудовании движутся каждая по своей дороже: магнитная – с записанным на ней звуком – и кинопленка должны идти синхронно, не обгоняя и не отставая одна от другой. С появлением видео необходимость синхронизировать изображение и звук отпала – видеокамера способна сделать это уже без дополнительных технических усилий, но термин «синхрон» перебазировался на видеокассеты. Многие начинающие журналисты, пришедшие на телевидение сравнительно недавно, никогда не работали с кинооператорами, которые снимали сюжеты на кинопленку. Для них синхрон – не что иное, как интервью в чистом виде, один из фрагментов репортажа или материала другого жанра телевизионной журналистики. Лайф (рэпэраунд) – практически это тот же синхрон, снятый случайно не на выносной микрофон, а на так называемую «пушку», жестко установленную на видеокамере. Лайф – это может быть чья-то реплика, удар колокола, возглас, рыдания. Все это звучит уже не на фоне закадрового текста корреспондента, а совершенно самостоятельно. Как правило, это господин случай, который позволил оператору случайно записать на видеопленку тот или иной фрагмент происходящего в кадре события. К примеру: оператор снимает процесс похорон, опускают гроб, все рыдают и оператору случайно удается снять женщину, которая с гневом произносит слово «Убийцы!» или что-то в этом роде. Рэпэраунд должен нести определенную смысловую (а может быть, в большей степени и эмоциональную) нагрузку, а не просто дать возможность зрителю зрителю переключиться с голоса корреспондента. Хронометраж рэпэраунда обычно составляет от 10 до 30 секунд. Если такой фрагмент записи отмечен журналистом или оператором в процессе съемки, он может очень хорошо «сработать» в контексте репортажа. Лид (информационный повод) – первый абзац текста репортажа, которым ведущий представляет репортаж и предоставляет слово корреспонденту. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид – это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация. Stand up используется не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители могли непосредственно на экране видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты – ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Stand up используется не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители могли непосредственно на экране видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты – ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко stand up выбраковывается как раз из-за косноязычия или неграмотности построенных фраз. Появление журналиста в кадре – это не просто демонстрация себя. В stand up репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Журналист также может объяснить зрителю, что произошло, и указать рукой на какое-то конкретное место, сопроводив свой жест словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего». Существуют разные способы записи stand up. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить за тем, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу. За журналистом ни в коем случае не должна быть стена или ни к чему не обязывающий кустик. Подобный фон наводит на мысль, что вначале корреспондент решил подготовить материал, написал текст и только после этого выхватил кусок фразы для того, чтобы появиться в кадре. Если есть возможность, то stand up снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты. Другой способ создания stand up основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и stand up с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по смыслу, обстановке и месту. Поэтому stand up записывают одновременно со съемкой самого события. Далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный stand up. В таких случаях stand up может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют stand up-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре, затем и в тексте, и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать stand up-мостик. Финальные stand up выполняют также функцию некой подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя (или себя и оператора). Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали. Заканчивая разговор о применении stand up, стоит отметить, что в некоторых телекомпаниях не принято «показывать» репортеров. Зачастую это компании, в которых занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями. Ситуации для съемки stand up: · когда нет необходимой «картинки», чтобы проиллюстрировать сам сюжет; · если нужно связать между собой эпизоды, места событий; · когда нужно зафиксировать присутствие журналиста в каком-либо необычном месте, например на фоне ведения боевых действий; · когда требуется изложить контекст события; даже при наличии соответствующего видеоматериала иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к зрителю; · когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения о возможном развитии событий в будущем; · когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д., например: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий, как кислота...»; · когда нужно что-либо наглядно продемонстрировать, например: «Трудность заключалась в том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показать, где стояла статуя) вот на это место (подойти к статуе), т. е. на тридцать метров, без помощи автомобиля». Казалось бы, при том однообразии, при котором можно записать stand up, существует масса различных вариантов: статика, проходка, пробежка, вход в кадр и выход их кадра. Иногда можно начинать произносить текст, предназначенный для stand up, в тот момент, когда в объективе видеокамеры не корреспондент, а другой человек или группа людей, имеющих непосредственное отношение к теме репортажа. В кадре не обязательно могут быть люди, это может быть река, строительная площадка, панорама какой-то местности. В этом случае при записи stand up произносится текст о том, о чем хотел сказать корреспондент, а оператор постепенно, через панораму, переводит объектив на журналиста (теперь уже наговаривающего текст в кадре). Есть и другие варианты для подготовки и записи stand up. Работая в кадре, нужно стараться выглядеть естественно, соответствуя теме по выражению лица и по одежде. Скажем, съемка в государственных учреждениях как бы… обязывает одеваться соответственно. В лучшем случае – традиционный классический костюм, как вариант – нечто аналогичное. А если снимается сюжет во время уборочной страды, то костюм, в процессе записи stand up будет выглядеть неестественно. Тем более неестественно будет смотреться шикарный «прикид» в светлых тонах в каком-нибудь коровнике или свинарнике. Впрочем… это только совет. Гардероб автора того или иного материала в процессе съемки – его личное дело. Записывая stand up (если это финальный вариант репортажа), нужно представиться, назвав не только фамилию корреспондента, но и оператора, который работал в процессе съемки самого сюжета, затем обозначить место съемки и назвать телекомпанию, для которой готовился этот материал. К примеру: «Леонид Мутовкин, Олег Шевелев. Чечня. Ханкала. Специально для программы «Вести».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |