|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепции происхождения культуры (символическая, игровая, орудийно-трудовая, психоаналитическая)Орудийно-трудовая концепция (Фридрих Энгельс). Человек, согласно этой теории, отличается от животных способностью трудиться. Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. Согласно трудовой концепции культурогенеза, создав искусственные орудия труда, человекоподобные обезьяны стали трудиться сообща. В ходе этого процесса появляется речь, язык, сознание, мышление и, наконец, культура. Игровая теория (Йохан Хейзинга). Источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра, согласно этой теории, гораздо «старше» культуры. Она присуща и животным, но у человека – это содержательная функция, со многими гранями смысла. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Игра – это, прежде всего, свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Символическая концепция (Эрнст Кассирер). Истоки культуры лежат в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. «Цивилизованный» человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не «Мыслящим животным», как это уже стало традиционным, а «символическим животным». Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд). Культурогенез, в данной концепции, раскрывается через феномен первобытной культуры, где главную роль играет система запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру – это совесть, она возникает неожиданно, случайно, однако возможность ее появления заложена в человеке. Она выделила человека из царства животных и создала культуру. Человеческая культура – это все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями, и чем она отличается от жизни животных. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Эрих Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |