АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История семейного права

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Личные права и свободы.
  3. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  4. III. ПРАВА
  5. IV. Интеллектуальная история
  6. А) особисті немайнові права автора
  7. Авторские права
  8. Агальна характеристика конституційного права України.
  9. Акти судової влади як одна з форм трудового права
  10. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  11. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  12. Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания

Энгельс «О происхождении семьи, частной собственности и государства»

 

Человек не сразу стал жить в семье.

Стадо – низшая форма социализация для человека

Род – большая семья; минимальные ограничения вступления в половые отношения

Первая роль (не в управлении) – женщина (матриархат): экономическая роль: собирательство, приносила пищу. Мужчина не мог обеспечить лидерство ввиду отсутствия орудий труда – в условиях существования примитивного земледелия

С появлением каменных и железных орудий труда роль мужчины возрастает (применение его физической силы)

Матриархат – более высокое ЭКОНОМИЧЕСКОЕ положение женщины (а не в управлении)

«Всемирное поражении женщины» (Энгельс) – переход от матриархата к патриархату

Мужчины заинтересованы в передаче имущества своим детям – потребовалось ограничение половых связей

В этот период никакого законодательства не было

 

Семья в России

Славянские племена (до 988 г.) – в зависимости от «специализации» - войны, земледелие и др.

Способы заключения брака:

  • привод невесты в дом жениха;
  • покупка невесты;
  • похищение невесты

Самая выгодная форма: привод невесты в дом жениха (дом невесты – демонстрация, что над мужем есть контроль).

Покупка: жена – детородная функция + работа в семье. В первую очередь выбирали здоровую девушку.

Похищение – самая опасная (родители не знали, куда увезли)

Разводы допускались: по инициативе мужчины, женщины. Например, женщина могла уйти к родственникам, если там умерли все женщины и некому вести хозяйство.

Дети находились под родительской властью могли даже рассматриваться как вещи. Применялись телесные наказания (не было ответственности, даже если в процессе убивали)

Христианство – долгий процесс; сосуществование христианство и язычество.

В христианстве – другое отношение к браку. Язычество: брак – гражданско-правовой союз. Христианство: брак – таинство, браки совершаются на небесах. Единственный способ заключения брака – венчание (таинство). Только повенчанный брак порождал правовые последствия.

Номоканон – первый писанный источник – из Византии

Кормчая книга – постановления русских князей («дополненный номоканон»)

Домострой – при Иване Грозном – это не источник права, содержал моральные нормы-ориентиры.

Из этих источников:

1) браку предшествовало обручение (гражданско-правовая сделка – между семьями, но не между невестой и женихом). Оформляли обрядом – ударение рукой об руку

2) брак – таинство – венчание

3) христианство требовало добровольного согласия на заключение брака (НО: обручение – сделка, заключаемая родителями). Даже когда невеста или жених говорили «нет» перед алтарем, священник делал вид, что не расслышал

4) венчание предполагает бессрочный, пожизненный союз; развод – возможен, причины: прелюбодеяние, неспособность к брачному сожительству, тяжелая болезнь. Однако сама процедура развода была весьма сложна. Развод совершался в церкви – развенчание (требовалось решение высшей церковной «инстанции»)

5) отношения между супругами были неравными. Даже в языческой семье женщина была свободнее. Женщина заперта «в тереме» - не выходит «в свет». Муж и отец – домовладыка. Если жена убьет мужа – закапывали в землю (по голову). Если муж убьет – гораздо более мягкое наказание. Если отец убьет ребенка – «превысил рвение». Если ребенок отца – смертная казнь без вариантов.

Петр I его реформы в области семьи

1) упразднение патриаршества – церковь подчинена императору (не требовалось согласие на реформы)

2) установил присягу для родителей, что они не неволят вступить в брак

3) отменил возможность взыскания неустойки при отказе вступить в брак

4) запрет вступать в брак «дуракам, которые не в науку, ни в службу не годятся» - против умалишенных (от них рождаются «некачественные» дети), недорослей (дворянские дети, не желавшие получить образование или проходить службу). Священники должны были «экзаменовать». Но: священник зависел от помещика + сам не всегда был достаточно образован

5) Петр разрешил вступать в брак православным крестьянам с неправославными – необходимость дипломатических браков + письмо пленных шведов (после Полтавской битвы). Петр решил использовать военнопленных – отправил их в Сибирь. Письмо – прошение: «все хорошо, но русские девицы отказываются вступать в брак по причине разноверия». Этот Указ никто не отменял и по сей день

6) Метрические книги (были введены еще Алексеем Михайловичем) - их вели приходские священники, вели плохо. А Петру нужна была статистическая информация. Стали вести в 2 экземплярах, хранившихся отдельно. Статистическая информация стала более надежной.

 

Семейное право после Петра – до Первой мировой войны (империалистическая война)

Книга 1 Том 10 свода Законов Российской империи – главный источник + отсылки к нормам, устанавливаемых другими религиями

Правила были обязательно только для православных христиан

Брак:

  • заключение только по религиозному обряду
  • только при условии добровольности + согласие родителей (опекунов, попечителей)
  • если жених состоял на военной службе, требовалось согласие начальства
  • брачный возраст – 16 и 18 лет (туземные жители Закавказья – 13 и 15 лет – грузины и армяне – их православие схоже с русским, особенно у грузин); предельный возраст – 80 лет (надо уже думать о вечном, а не о земных радостях)
  • препятствия: наличие другого брака, наличие 3 последовательных браков – препятствие для четвертого, монашество, недопустимая степень родства (до 7 колена – имели в виду кровное родство, свойство, духовное родство – сложно было найти пару в деревни отдаленной местности)

Разводы – дозволялись:

Епархиальные суды осуществляли процедуру

Основания:

1) прелюбодеяние

2) неспособность к брачному сожительству

3) лишение всех прав и состояния

4) безвестное отсутствие (не менее 5 лет)

Гарантии развода не было. Епархиальные суды часто отказывали в прошении о расторжении брака.

У иноверцев – другие правила:

1) католики – не могли; исключение: возможность сепарации (отдельного проживания)

2) протестанты – легко. Наиболее часто – «стойкое отвращение».

3) мусульмане: 3 разновидности развода (по инициативе жены в т. ч.)

4) иудеи – по инициативе мужа: по любому основанию (раввин смотрел на основание, сформулированное мужем и оценивал значимость) и по инициативе жены (условие – должна была заявить в присутствии мужа; проблема: изучение мужем кабалы в отдаленных местностях)

 

14.10.2011

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)