|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИНаиболее ранние теории общества в истории европейской мысли возникли в рамках античной философии. Первыми социологами Античности явились Платон и Аристотель. Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в его трудах «Государство», «Законы», «Политика». В «Государстве» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, в отсутствие которого люди не могли удовлетворить своих насущных потребностей. Человеческое общество, по Платону, должно стремиться к воспроизводству некоего идеала. Эта идеальная общественная система сознательно создается и управляется интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до того момента, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным надо считать общество, которое разделено на три сословия (класса): первый (высший), состоящий из мудрецов, управляющий государством; второй (средний), включающий воинов, охраняющих его от беспорядка и смуты; третий (низший), состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите согласно Платону была обусловлена только социальным происхождением. Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию (власть избранных); монархию; 3) тимократию (власть воинов); 4) олигархию (власть небольшой группы богачей); 5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы); 6) тиранию; 7) идеальное государство. Аристократия и монархия Платоном были отнесены к правильным типам государственного устройства, следующие пять форм – к неправильным. Идеальная же форма государства просто не могла существовать в реальности. У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Наиболее эффективное управление обществом достигается в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, в то время как средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Будучи учеником Платона, он впоследствии оказался его противником. Аристотель сыграл неоценимую роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, сохранившуюся до сих пор. Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика». Пожалуй, именно эту работу можно считать первым сочинением на социальную тематику, перед написанием которого было проведено, как мы бы сейчас сказали, обширное эмпирическое исследование. В основе государства он видел семью, в которую включал и рабов. Именно поэтому идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев, а не богачам или беднякам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |